Применение основных положений теории государственных финансов в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования эволюция теоретических знаний.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
- анализ особенностей возникновения и развития теории государственных финансов;
- анализ особенностей применения теории государственных финансов в РФ.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теории государственных финансов 4
1.1.Понятие государственных финансов 4
1.2.Возникновение теории государственных финансов 8
1.3.Развитие теории государственных финансов 12
Глава 2.Применение основных положений теории государственных финансов в современной России 20
2.1. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне. 20
2.2. Государственное регулирование финансов 30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

09-15 эволюция гос фин.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Наряду  с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в государственных внебюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования).

     Государственный внебюджетный фонд РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование; охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).

     Доходы  государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (отчислений от единого социального налога, отчислений от налогов по специальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.); средств федерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Использование средств государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов РФ финансируются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца; рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).

     Основной  объем финансовых ресурсов органов  государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах.

     Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ)5.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и . других доходов.

     Налоговыми  доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством6; региональные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством7; местные налога и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством8; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам, налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

     В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочие неналоговые доходы.

     В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться  безвозмездные перечисления из территориальных государственных внебюджетных фондов, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядке финансовой помощи, прочие безвозмездные перечисления.

     К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями регионального подчинения; иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

     Помимо  доходов в бюджеты субъектов  РФ зачисляются согласно ст. 95 Бюджетного кодекса РФ поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ, к которым относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по, учету средств бюджета субъекта РФ; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

     Средства, зачисленные в бюджеты субъектов  РФ, направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     За  счет средств бюджетов субъектов  РФ обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в ведении органов государственной власти субъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории, данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга Субъектов РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

     Помимо  бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены в территориальных государственных внебюджетных фондах. Как уже отмечалось, к ним относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     Территориальный государственный  внебюджетный фонд фонд денежных средств, образуемый вне бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации отдельных конституционных, прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).

     Доходы  территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет: отчислений от единого социального налога, отчислений от налогов по специальным режимам налогообложения, поступлений из территориальных бюджетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступлений из государственных внебюджетных фондов РФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др.

     Основной  объем расходов указанных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ. Кроме того, за счет средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а также деятельность фондов.

     Следует отметить, что между бюджетами и внебюджетными фондами на федеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:

  • между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовой помощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; дотации на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг; субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ и др.); из бюджетов субъектов РФ в федеральный бюджет перечисляются средства в погашение ранее предоставленных бюджетных ссуд на покрытие внутригодовых кассовых разрывов;
  • между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами РФ. Так, из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ перечисляются средства единого социального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, в Фонд социального страхования РФ направляются субвенции на выплату компенсаций и пособий гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и др. При этом в федеральный бюджет могут поступать безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ. Кроме того, временно свободные денежные средства Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования могут инвестироваться в ликвидные государственные ценные бумаги РФ, средства от размещения которых поступают в федеральный бюджет;
  • между бюджетами субъектов РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами. Из бюджетов субъектов РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования могут вкладывать временно свободные денежные средства в ликвидные государственные ценные бумаги субъектов РФ, средства от размещения которых поступают в бюджеты субъектов РФ;
  • между государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами. Например, из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенсионного фонда РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхования поступают средства на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.
 

      2.2. Государственное  регулирование финансов 

      Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

      Все направления государственного регулирования  между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.

      В основу государственного регулирования  заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

      Монетаризм  приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику, поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется МВФ и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

      Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики - сокращение покупательной способности населения, уменьшение дефицита бюджета и снижение уровня инфляции.

      В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

      Противоположностью  монетаризму является широко применяемая  в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

      Увеличение  государственных расходов стимулирует  рост производства, а значит и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

      Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, т. к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок налогов.

      Увеличение  государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, либо за счет роста налоговых поступлений, что возможно при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. От государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

      Выбор форм государственного регулирования  финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий.

      Политика  экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация  национальной валюты, которая снижает цену продукции.

      Необходим также контроль за общей массой денег в обращении и за определенной структурой платежных средств, в том числе более ликвидных. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из факторов роста цен.

      Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономики.  

Информация о работе Применение основных положений теории государственных финансов в современной России