Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Предметом исследования эволюция теоретических знаний.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
- анализ особенностей возникновения и развития теории государственных финансов;
- анализ особенностей применения теории государственных финансов в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теории государственных финансов 4
1.1.Понятие государственных финансов 4
1.2.Возникновение теории государственных финансов 8
1.3.Развитие теории государственных финансов 12
Глава 2.Применение основных положений теории государственных финансов в современной России 20
2.1. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне. 20
2.2. Государственное регулирование финансов 30
Заключение 33
Список литературы 34
Содержание
Введение
Актуальность исследования. Практическая и теоретическая актуальность проблемы эволюции государственных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.
В
практическом плане актуальность данной
проблемы определяется тем, что в
условиях экономической нестабильности
государственные и
Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
Таким образом, целью данного исследования является изучение эволюции теории государственных финансов.
Объектом исследования являются государственные финансы.
Предметом исследования эволюция теоретических знаний.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
-
анализ особенностей
-
анализ особенностей
Работа
строго стуркутрирована и состоит из введения,
двух глав и заключения
Глава 1. Теории государственных финансов
1.1.Понятие
государственных финансов
В основе формирования современной теории государственных финансов лежит переосмысление понятия «государство». С раскрытием генезиса и определения «государства» в настоящее время теснейшим образом связываются категории бюджетной теории, финансового права и фискальной политики. Первоочередной задачей в построении теории государственных финансов представляется анализ эволюции учения о государстве как одного из важнейших составляющих философской науки об обществе. В непосредственной связи с эволюцией учений о государстве находится эволюция государственных финансовых учений. Обратимся, прежде всего, к анализу, предложенному выдающимися русскими философами и правоведами Б.Н. Чичериным (1828-1904), М.М. Ковалевским (1851-1916) и П.И. Новгородцевым (1866-1924).
Теория и философия государства представляют интерес в связи с формированием первооснов бюджетной теории. Классификация и анализ основных классических теорий государства необходимы для понимания системы государственных финансов, целей и задач их формирования, дальнейшего развития и модернизации.
Определение понятия «государство», его функций и происхождения центральным вопросом классических теорий государства. Совокупность социальных, экономических, исторических, психологических и биологических факторов обусловливает возникновение, становление и развитие государства. В непосредственной связи с развитием философских учений о нем находится развитие политологических учений о формах государственного устройства, в которых немалая роль отводится изучению различных систем государственных финансов.
Выдающийся русский философ Б.Н. Чичерин полагал, что история политологических учений занимает центральное положение между философским ходом мысли и практическим развитием государственных учреждений. В ней как в зеркале отражается и то и другое. С одной стороны, она находится в непосредственной связи с историей философских систем, которые включают в себя политические теории, с другой - она идет параллельно с движением жизни, то руководствуясь ее потребностями и черпая из нее свои начала, то направляя ее своими идеями.
В истории различных учений отражается не только преемственность хода мыслей, но и весь процесс общественного развития.
Деятельность государства охватывает всю совокупность человеческих интересов. Идеалисты и реалисты, либералы и консерваторы, институционалисты и номиналисты, космополиты и антиглобалисты, националисты и шовинисты - все обращаются к вопросу о государстве. Одни ученые при разработке политических моделей устройства общества основываются на текущем положении дел, другие стремятся предложить модель переустройства общественной жизни на новых принципах. Одни видят в личности источник и цель всего государственного устройства, другие смотрят на свободу как на явление, против которого следует бороться. Практически каждый исследователь выдвигает свою концепцию, стремясь оправдать свои теоретические построения высшими идеалами.
Б.Н. Чичерин ставит своей целью исследование исторического развития человечества и определение управляющих этим развитием законов, взяв за основу принципы гегелевской философии. Б.Н. Чичерин доказывает, что в истории государства имеет место постоянное повторение одних и тех же групп теорий, которые, следуя друг за другом, образуют в своей совокупности полный цикл учений о государстве.
Отличие позднейших циклов от предшествующих, по мнению Б.Н. Чичерина, состоит в степени использования гуманитарных принципов, в методе исследования, иногда в добавлении структурных элементов, но существенное содержание всегда остается то же. Он тесно связывает важнейшие теории государства с классическими философскими системами древнего мира.
Другой незаслуженно забытый ученый - М.М. Ковалевский постарался изобразить историю государства в том виде, в каком она выступает в социальных доктринах известных философов древнего и нового мира. Он стремится показать, что история политических учений и история государства тесно связаны друг с другом и не могут быть поняты одна без другой.
Эволюции мысли о государстве посвящен философский анализ П.И. Новгородцева. Он видит актуальный кризис современного правосознания, помимо прочего, в возвращении мыслителей к теории естественного права.
Каждое новое поколение исследователей решает вопросы, связанные с целесообразностью существования государства, принудительной власти, подчинения воли индивида, а также вопросы о предельных размерах государства и степени ограничений свобод. Объяснение того, почему индивид обязан признавать и подчиняться государству, - основа изучения явления государства и преследует ясную цель: сохранения или изменения существующего государственного порядка.
Американское либертарианство - справа и европейский анархизм - слева вообще подвергают сомнению само право государства на существование, утверждая, что существование человеческого общества возможно без государства. Однако одновременно целый ряд ученых защищают государство вплоть до обоснования необходимости крайнего абсолютизма и диктатуры.
Государство можно рассматривать и как историческое явление, проявляющееся в разнообразных формах, реализующее определенные функции, и как звено в цепи взаимосвязанных элементов, являющихся истинной сущностью мира явлений. Под влиянием спекулятивной философии долгое время господствовала вторая из указанных точек зрения. Под спекулятивной философией подразумеваются «отрешение от реального опыта» и основанная на духовном созерцании объекта философская доктрина.
Со снижением влияния этого философского течения позитивная наука отказывается от разрешения проблемы обоснования государства, полагая, что она имеет необходимо спекулятивный характер. Концепции государства последнего времени не упоминают об этой проблеме. Они исходят из того, что достаточным оправданием государства является сам исторический факт его существования.
Лишь критика новых институционалистов (Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт) вновь обратила внимание современной науки на исключительную важность этой проблемы. Имеющиеся теории, а также попытки обоснования государства можно классифицировать исходя из лежащих в их основе идей.
Государственный финансы - правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг. В 1980-х гг. управление государственными финансами изменилось после перехода к фискальному консерватизму – с его усилением контроля над инфляцией и государственным долгом и с гораздо большим вниманием к сокращению государственных расходов и ограничению прямого налогообложения. Есть основания утверждать, что финансовые ограничения 1980-х привели к переносу расходов с государства на плечи женщин (см. структурное урегулирование).
В 1990-х гг. на философию государственных расходов стала оказывать влияние «новая теория роста», подчеркивающая взаимосвязь роста и равенства. Эта теория считает, что долгосрочные стратегические инвестиции в общественное образование, здравоохранение, инфраструктуру и доступ к рынкам помогут стимулировать реакцию частного сектора. Вдохновленные идеями этой теории в отношении роста, а также их вниманием к взаимосвязи равенства и эффективности, феминистские экономисты стали утверждать, что фискальная политика, лежащая в основе мер по структурному урегулированию, может быть сформулирована таким образом, чтобы поддерживать реакцию предложения, особенно там, где рынки отсутствовали или характеризовались перекосами. Такой подход выступает в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру и человеческие ресурсы, которые позволят женщинам получить доступ к оплачиваемой работе. Например, ведущий экономист-плановик на Ямайке выступил за улучшение системы дорог в горной местности, где много женщин-фермеров, доказывая, что это позволит им добиться более высокой производительности. Адресное финансирование министерствами сельского хозяйства консультационных услуг для женщин-фермеров часто приводило к более высокой отдаче.
Аналогично,
в плане повышения доходной части бюджета
можно найти механизмы, исправляющие гендерные
перекосы, например, через освобождение
основных товаров (в основном приобретаемых
женщинами) от НДС или через бесплатное
предоставление услуг первичного уровня
– например, начального образования или
охраны материнства, где преобладают женщины
и девушки. Гендерная перспектива может
сделать государственные доходы и расходы
более адресными и скоординированными,
в т.ч. через признание межотраслевых интересов
– например, улучшение медицинских услуг
в пиковые периоды сельскохозяйственных
работ.
1.2.Возникновение
теории государственных
Различные
теории государства легли в основу создания
многообразных теорий государственных
финансов (особенности формирования материальных
и денежных средств, их приобретения и
расходования) неразрывно связанных с
самим существованием государства и осуществлением
его функций. Состав этой теории можно
представить в следующем виде
(см. табл.1):
Таблица 1
Состав
науки о государственных финансах
№ | Предмет анализа | Дисциплина |
Изложение теоретических основ различных видов государственных доходов и расходов, включая уровень местного самоуправления | Бюджетное устройство и бюджетный процесс | |
Изучение действующего финансового законодательства и его развития | Финансовое право | |
Изучение, анализ и критическая оценка фактического количественного материала, относящегося к государственным финансам | Статистика финансов | |
Установление рациональных основ управления составными частями государственных финансов | Фискальная политика | |
Изучение государственных финансов в их историческом развитии | История финансов и финансовой мысли |
Непосредственную связь финансовая наука имеет с макроэкономической теорией и статистикой. Кроме того, понятие финансовой науки гораздо шире, чем понятие финансового права. Включая в свой состав финансовое право, финансовая наука, естественно, соприкасается с государственным правом и мировой историей.
Налоговая система и другие стороны государственного финансового хозяйства оказывают самое существенное влияние на бюджеты граждан, их домашние хозяйства. Можно предположить: чем тяжелее экономическое положение граждан, тем большее значение имеет то, какая доля денежных средств изымается у них правительством в государственный бюджет.