Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Предметом исследования эволюция теоретических знаний.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
- анализ особенностей возникновения и развития теории государственных финансов;
- анализ особенностей применения теории государственных финансов в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теории государственных финансов 4
1.1.Понятие государственных финансов 4
1.2.Возникновение теории государственных финансов 8
1.3.Развитие теории государственных финансов 12
Глава 2.Применение основных положений теории государственных финансов в современной России 20
2.1. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне. 20
2.2. Государственное регулирование финансов 30
Заключение 33
Список литературы 34
Перейдём к более подробному изложению представленных теорий.
1. Концепция, основанная на потреблении услуг. Продолжатели учения А. Смита связывали все финансовые явления с потреблением. Представителем этой теории является, например, французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832). Суть его взглядов в том, что государственные финансы являются непроизводительным потреблением материальных благ. Поскольку такой род потребления во имя исполнения функций государства неизбежен, то его необходимо ограничить минимально допустимыми пределами, т.е. потреблением неизбежным, но подлежащим ограничению возможно минимальными пределами.
Расходы государственных органов играют роль, аналогичную той, какую играет город для деревни. С того момента, как денежные средства налогоплательщиком выплачены государству, их стоимость для плательщика утрачена. Однако, когда эта стоимость будет использована государством, она будет потеряна для всего общества в целом. Всякий налог, непропорциональный той пользе, какая получена от государства, есть степень нерациональности и неэффективности деятельности этого государства.
2. Теория взаимного обмена. Ряд английских и французских авторов, прежде всего Ш. Монтескье, выдвинули идею о том, что в основе государственных финансов лежит явление обмена. Имеет место обмен государственных услуг на определенную долю дохода и имущества частных лиц и предприятий.
Первоосновой налога является не своеволие государства, а феномен естественного порядка. Обществу необходима совместная деятельность, поддержанию которой налогоплательщики содействуют, обменивая свои материальные средства на услуги, оказываемые государством. Государство является производителем общественных благ, которые предоставляются нуждающимся в них гражданам.
3. Идея государственного производства благ. Некоторые немецкие авторы полагали, что государство - это часть общества, являющаяся производителем нематериальных богатств. Собственно материальные богатства производят предприятия и домашние хозяйства, которые преобразовываются в блага безопасности, правосудия, просвещения и т.д.
В частности данной позиции придерживался известный русский экономист немецкого происхождения Генрих Фридрих фон Шторх (1766-1835). Так, он писал: «.. .если признать, что доход нации равен её валовому продукту без какого бы то ни было вычета капитала, то следует также признать, что эта нация может непроизводительно потребить всю стоимость своего годового продукта, не причинив ни малейшего ущерба своему будущему доходу. Продукты, которые составляют капитал нации, не могут быть потреблены».
Государство - это значительный преобразователь и производитель нематериальных благ и услуг. Любой вид государственного расхода, чтобы быть производительньгм, должен в результате возвращать издержки и приносить выгоду. Стоимость богатств, составляющих государственные расходы, полностью восстанавливается в ценности произведенных ими благ.
4. Концепция страхового учреждения. Согласно этой теории, государство рассматривается как своеобразное страховое учреждение, которому экономические агенты платят за охрану и сбережение своей собственности и богатства определенную премию. Вопрос государственных финансов - наиболее эффективное распределение выплаченной страховой премии в зависимости от того риска, который берет на себя государство по основным видам реализуемых государственных функций.
Крупнейшим представителем этой теории является Давид Рикардо (1772-1823). Имея большой опыт практической работы, он полагал, что главным источником государственных доходов является прибыль предприятий. Конкретная форма налога не является существенной. Однако общее налогообложение должно быть организовано государством эффективно и справедливо.
Кроме того, согласно данным социальным теориям, налог служит средством сокращения заработной платы трудящихся и источником содержания праздных классов и социальных групп. Таких взглядов придерживался, например, Ф. Лассаль.
Рассматриваемое теоретическое направление оказало огромное позитивное влияние на разработку вопросов о прогрессивном налогообложении и налогах на наследство и капитал.
5. Теория предельной полезности. Большинство ученых-классиков маржинализма, прежде всего англичанин А. Маршалл (1842-1924) и американец Дж. Б. Кларк (1847-1938), указывали на связь между основными принципами построения государственных финансов и явлением предельной полезности. Государственные доходы и расходы, обусловленные требованиями общественного порядка, - это доходы и расходы предприятий и домашних хозяйств, употребленные на общественные потребности, но полезность которых весьма индивидуальна, их ценность определяется субъективно.
Государственные доходы и расходы оцениваются по среднему показателю всех субъективных оценок. Необходимость сосуществования вызывает необходимость траты каждого экономического агента в пользу общего благосостояния. Раз имеются коллективные потребности, отличные от индивидуальных, то удовлетворение их может быть достигнуто только через употребление дохода в пользу государства, которое выполняет необходимые для общественной жизни функции.
Кроме
того, именно на принципе градаций субъективных
полезностей маржинали-сты основывали
свою концепцию прогрессивного налогообложения.
Ряд современных исследователей, работающих
в сфере государственных финансов, придерживаются
маржи-налистских концепций, рассматривая
различные финансовые институты государства.
Глава 2.Применение основных положений
теории государственных финансов в
современной России
2.1. Организация государственных
финансов на федеральном и региональном
уровне.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования1.
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации2.
Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством3; региональные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством4; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в федеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации; доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.
В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной, системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.
К другим доходам федерального бюджета относятся: доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального подчинения; иные доводы, предусмотренные законодательством РФ.
Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступлениями из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждении, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов Рф и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.