Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Предметом исследования эволюция теоретических знаний.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
- анализ особенностей возникновения и развития теории государственных финансов;
- анализ особенностей применения теории государственных финансов в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теории государственных финансов 4
1.1.Понятие государственных финансов 4
1.2.Возникновение теории государственных финансов 8
1.3.Развитие теории государственных финансов 12
Глава 2.Применение основных положений теории государственных финансов в современной России 20
2.1. Организация государственных финансов на федеральном и региональном уровне. 20
2.2. Государственное регулирование финансов 30
Заключение 33
Список литературы 34
Поскольку взимание налогов и иных обязательных платежей происходит с использованием аппарата принуждения, важное значение имеет вопрос оптимального налогообложения.
Сущность науки о государственных финансах понимается как изучение способов получения и рационального перераспределения средств государством. Объективным идеалом финансового хозяйства можно считать такую организацию этих способов, когда государство может эффективно исполнять свои функции, а переход этих средств от предприятий и домашних хозяйств - не ухудшать экономическое положение хозяйствующих субъектов. Средства, почерпнутые из частного сектора экономики, должны воспроизводиться в виде соответствующего набора эффективных и полезных услуг, оказанных государством частному сектору - фирмам и домашним хозяйствам.
Очевидно, что понимание существа государственных расходов вытекает целиком из понятия о сущности государства, его роли и функциях, обусловливается организацией государства, формой правления, устройством правительственных учреждений, задачами экономической политики, наличием государственного и общественного финансового контроля и т.д.
Таким образом, предметом науки о государственных финансах является исследование способов наилучшего удовлетворения материальных и денежных потребностей государства. Эта наука об общественном хозяйстве, имеющая своей задачей изложение тех норм, которые должны быть соблюдаемы при получении материальных и денежных средств, необходимых для выполнения общественных целей.
В древнем мире финансовая наука, если вообще уместно говорить о существовании именно такой науки, носила исключительно прикладной и этический характер. Существование государства предполагало сбор налогов и расходование основной их части на безопасность и инфраструктуру. Этим вопросам были посвящены отдельные фрагменты работ в первую очередь Ксено-фонта (430-354 гг. до н.э.), Платона, Аристотеля.
В средние века этой науки также почти не существовало вследствие слабого развития финансового хозяйства. Тем не менее представители философской школы схоластов, и прежде всего, Фома Аквинский, активно развивали мысль о праве государя в интересах общего блага прибегать к налогам, если не хватает домена или регалий. Однако Фома Аквинский высказывается против государственных долгов, которые, по его мнению, подрывают уважение подданных к государю и ослабляют государство.
Франческо Петрарка (1304-1374) в своем сочинении «О лучшем управлении общим делом, службами и достоинстве государя» (1356) (по жанру относимом к «княжеским зерцалам», т.е. наставлениям по государственному управлению) проводит мысль, что государь должен лишь в крайнем случае прибегать к увеличению налогов, и активно выступает против откупщиков.
Возникновение науки о государственных финансах, а скорее ее значимых начал, можно относить лишь к XV столетию. Первоначально финансовая наука развивается в итальянских и немецких торговых городах-государствах, княжествах и республиках. С известной долей определенности можно утверждать, что это был период меркантилизма в развитии науки о государственных финансах. В этот перод отмечается прочная взаимосвзь исследований проблем налогообложения (прежде всего акцизов) и развития внешней и внутренней торговли.
Авторы,
которым финансовая наука обязана своим
возникновением, это прежде всего Диомеде
Карафа (1406-1487), Маттео Пальмьери (1406-1475),
Франческо Гвиччардини (1483-1540) и Джованни
Ботеро (1544-1617), которых видный американский
экономист Йозеф А. Шумпетер (1883-1950) предлагал
называть на немецкий манер «камералистами»
(от camera (лат.) - комната-сокровищница).На
наш взгляд, именно неаполитанский герцог
Диомеде Карафа может считаться родоначальником
финансовой науки. Он выступал за умеренные
налоги, за необходимость и желательность
соотнесения доходов и расходов, за направление
дополнительных доходов на рост общего
благосостояния, но решительно высказывался
против всех видов займов. В поощрении
внешней и внутренней торговли он искал
основу для финансового процветания. Однако
его работы носили сугубо нормативный
характер, в них не было попытки анализа
ситуации или даже описания конкретных
хозяйственных случаев.
1.3.Развитие
теории государственных
Воззрения схоластов и меркантилистов отразились на финансовой теории французского ученого Жана Бодэна. Его имя непосредственно связано с углублением анализа финансовой науки. Его классическое сочинение «Шесть книг о государстве» (1576) даёт развернутый систематический обзор вопросов о государственных финансах и по жанру похож на «Политику» Аристотеля.
Ж. Бодэн является противником увеличения налогов, а для формирования налогооблагаемой базы рекомендует перепись населения. В шестой части своей работы он подробно рассмотрел значительную часть ключевых понятий финансовой науки, особенно в части доходов.
Начиная с выдающегося английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687), наука о государственных финансах идет рука об руку с развитием науки о государстве и экономической теории (в тот период - политической экономии), отражая в себе практически все их течения.
Работа У. Петти «Трактат о налогах и податях» (1662) стал точкой размежива-ния меркантелизма и классической теории в науке о государственных финансах. Он рассматривает причины и пути снижения тягот различных видов расходов, различные способы налогообложения (земельный налог, пошлина, подушная подать, десятина и акциз), а также их администрирование вплоть до наказаний.
В эпоху Просвещения, говоря об основаниях налогообложения, следует отметить Т. Гоббса. В работе «Основы философии. Часть третья. О гражданине» (1646) он говорит об абсолютном праве государя облагать подданных налогами. Вместе с тем он указывает на необходимость соблюдения умеренности и равномерности в распределении налогов, при этом отдает предпочтение налогам косвенным, которые, по его мнению, уплачиваются пропорционально имущественному состоянию.
Несколько позднее на первый план выступают подходы к налогообложению, согласно которым предпочтение отдается прямым налогам. Выразителем этого направления является Дж. Локк, который в своем произведении «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и роста стоимости денег» (1692) подробно пишет о прямом налогообложении, высказывая при этом важную мысль о введении единого налога, которая впоследствии будет использоваться в разное время различными финансовыми течениями. Дж. Локк старается доказать, что в стране с преобладанием земледелия налоговая нагрузка падает на земельную собственность. Более того, все другие налоги, в особенности на товары, тоже в конечном счете уплачивает землевладелец.
Из важных работ французских специалистов целесообразно отметить работу маршала Себастьяна Вобана (1633-1707) «Проект королевской десятины» (1707). В своем лучшем экономическом труде автор анализирует и критикует современную ему французскую финансовую систему, следствием которой являются бедность народа и хозяйственный упадок страны. Он предлагает заменить все существующие налоги одним - королевской десятиной. Очевидно, что сама идея была навеяна многолетней средневековой практикой церковной десятины.
Современник Вобана Пьер де Буагильбер (1646-1714) оставил ряд работ по вопросам государственных финансов. Вероятно, он был первым, кто подробно остановился на вопросе взаимосвязи расходов и доходов и их сбалансированности, решив его неожиданно вполне в левом ключе - рекомендовав усилить налогообложение богатых, которые накопили свое богатство путем «преступлений и насилия».
Важный вклад в становление финансовой науки внес Франсуа Кенэ (1694-1774) и возглавляемая им физиократическая школа экономической теории. В ряде своих произведений он доказывал мысль о том, что, поскольку сельское хозяйство является единственным конечным источником богатства, государственные финансы можно значительно упростить, введя единый прямой сельскохозяйственный или земельный налог пропорционально земельной ренте.
Более того, физиократы оказали большое влияние на развитие других отраслей науки о государственных финансах. Они приобщили финансовые явления к сфере исследования политической экономии и тем способствовали их дальнейшей научной разработке. Физиократы создали теорию переложения налогов. Своим учением о чистом доходе они положили начало дальнейшему развитию столь важных для вопросов обложения теорий поземельной ренты и дохода, внесли существенный вклад в анализ различий и перспектив прямого и косвенного налогообложения.
Несомненной вершиной науки о государственных финансах стали работы немецкого экономиста Йохана Генриха Готтлиба фон Юсти (1717-1771) и лучшая из них - «Система государственных финансов» (1766), в которой с энциклопедической обширностью изложены современные ему знания о государственных финансах согласно камеральному подходу в финансовой науке. К классикам этого направления следует отнести также Самуэля фон Пуфендорфа (1632-1694) и Йозефа фон Зонненфельса (1732-1817).
В значительной степени они в своей работе сосредоточились на разработке и изучении правительственных инструкций для управления государственным хозяйством. Причем вопросы государственных финансов перемешивались с пространными сведениями из разных отраслей конкретной экономики, какие считались необходимыми для удовлетворения фискального интереса государства.
Следующим этапом в развитии науки о государственных финансах стала всемирно известная работа Адама Смита (1723-1790) «Богатство народов» (1776). Об этой работе Й.А. Шумпетер написал следующее: «Сочинение состоит из пяти книг. Пятая, самая обширная (28,6% всего объема), являет собой почти самостоятельный трактат о государственных финансах. Ей предстояло превратиться в основу для всех трактатов XIX века по данным вопросам.. .»
А. Смит стал классиком не только экономической теории, но и науки о государственных финансах. Ему принадлежит заслуга выяснения связи между финансами, народным хозяйством, а также зависимости финансового хозяйства от народного. По мнению А. Смита, поскольку существует три источника народного богатства: земля, труд и капитал - следовательно, возможны различные формы налогообложения в зависимости от источника дохода. Он рассматривает налоги не каждый в отдельности, а в общей связи друг с другом.
А. Смитом сформулированы ставшие сегодня общепринятыми правила налогообложения: а) налогоплательщики должны платить налоги в соответствии со своей платежеспособностью; б) размер каждого налога должен быть точно определен, как и время, способ и место его платежа; в) любой установленный налог должен взиматься в удобное время для налогоплательщика и максимально рациональным способом; г) налоги должны быть организованы так, чтобы издержки их взимания были минимальными.
Любопытно замечание известного немецкого ученого-финансиста Карла Теодора фон Эеберга (1855-1941): «К сожалению, слишком тесная внешняя связь между финансовой наукой и экономическим учением, установленная А. Смитом, рассматривавшим финансы в пятой книге своего "Богатства народов", сильно помешала их дальнейшему развитию».
В итоге следует отметить, что на рубеже XVIII в. благодаря А. Смиту и его многочисленным предшественникам была сформирована наука о государственных финансах, ставшая одной из наиболее динамично развивающихся.
Долгое
время в области финансовой науки велись
споры о природе финансовых явлений. Ряд
теоретиков пытались для логической стройности
связать их с каким-либо одним базовым
принципом. Благодаря этому возникло несколько
финансовых теорий. В результате можно
привести следующую классификацию концепций
государственных финансов в зависимости
от их ключевого понятия (см. табл.
2):
Таблица 2
Классификация классических концепций государственных финансов
№ | Ключевое понятие теории |
|
Классические представители |
1 | Потребление | Государственные финансы есть потребление материальных благ | Ж.-Б. Сей |
2 | Обмен | Государственные финансы как результат обмена услугами между обществом и государством | Ш. Монтескье |
3 | Производство | Государственные финансы есть результат производства государством материальных благ | Г. Шторх |
4 | Страхование | Государственные финансы как система управления страховой премией общества | Д.Рикардо |
5 | Предельная полезность | Государственные финансы как результат предельной полезности | А. Маршалл, Дж.Б. Кларк |