Прибыль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Прибыль в условиях рыночной экономики………………5
1.1.Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль………………5
1.2.Понятие прибыли и принципы её формирования………………………11
1.3.Показатели рентабельности……………………………………………..14
1.4.Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………18
Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”)……………………………….23
2.1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”…………………………………………….23
2.2. Анализ распределения и использования прибыли………………………...36
Глава III. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии……………………...41
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики………………………………………………………………41
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО "Владивостокский Хлебокомбинат"…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список используемой литературы……………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Прибыль и источники её формирования.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.3. Структура  себестоимости на ОАО " Владивостокский Хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 1999 г., тыс. руб.

9 мес. 2000 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на  оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91


 

Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости  наибольший рост затрат наблюдается  по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

 

д) Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе  продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

 

DP5=S0*K2-S10.

 

DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

 

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли  от реализации товарной продукции за отчетный период:

 

DPа=P1-P0.

где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции.

 

DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

или:

DPб=

где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

 

DPб=

=4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

 

Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

Для более наглядного сопоставления влияния каждого  фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить  следующую таблицу:

 

Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор

Абсолютная величина тыс. руб.

Удельный вес, %

DP1

4252671,000

49,05000

DP2

217587,000

2,51000

DP3

5,854

0,00006

DP4

4199209,000

48,44000

DP5

60,000

0,00670

DP6

1,200

0,00001

Абсолютная  сумма отклонений

8669534,050

100,00000


 

Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод  о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Владивостокском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Владивостокским хлебокомбинатом, регулируется Правительством  РФ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности на Владивостокском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

 

K0=

;

 

K1=

.

 

Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.

Влияние фактора изменения  цены на продукцию:

 

DKN=

.

 

Влияние фактора изменения  себестоимости:

 

DKS=

 

DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

 

Таким образом, за счет изменения  полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась  на 10,65%.  Вследствие же изменений  цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

 

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет  проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная  модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

В основе модели лежит  соотношение:

 

R=

;

где:  R — рентабельность предприятия;

P — прибыль от реализации продукции;

K — капитал предприятия (стоимость активов – оборотных средств и основных фондов).

 

С учетом перечисленных  выше факторов, формула примет вид:

 

R=

;

где: F — основные производственные фонды предприятия;

E — оборотные средства предприятия;

— рентабельность продукции;

—  фондоемкость продукции;

—  оборачиваемость продукции.

 

Факторный анализ будет  строится в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу рентабельности Владивостокского Хлебокомбината

Показатель

Условные

обозначения

1999 г.

2000 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

N

16115794

17852679

Основные производственные фонды, тыс. руб.

F

7696698

7499012

Оборотные средства, тыс. руб.

E

2987397

3852474

Полная себестоимость  товарной продукции, тыс. руб.

C

14721995

16622338

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

P

1393799

1229741

Рентабельность предприятия

0,1305

0,1083

       

Расчеты для трехфакторной модели:

     

1. Прибыльность продукции

P/N

0,0865

0,0689

2. Фондоемкость продукции

F/N

0,4776

0,4200

3. Оборачиваемость оборотных  средств

E/N

0,1854

0,2158


 

Таблица 2.6.  Расчет отклонений

Показатель

Условные

обозначения

Отклонения

1

2

3

4

   

абсолют.

гр.4-гр.3

относит.

гр.5/гр.3 *100%

Выручка от реализации, тыс. руб.

 

1736885

10,78%

ОПФ, тыс. руб.

 

-197686

-2,57%

Оборотные средства, тыс. руб.

 

865077

28,96%

Себестоимость, тыс. руб.

 

1900343

12,91%

Прибыль от реализации ТП

 

164058

-11,77%

Рентабельность капитала

 

-0,0222

-17,01%

Прибыльность продукции

 

-0,0176

-20,35%

Фондоемкость

 

-0,0576

-12,06%

Оборачиваемость

 

0,0304

16,40%


 

Показатели, сведенные  в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены  для дальнейшего использования  в факторном анализе рентабельности предприятия.

Из таблицы 2.6. видно, что  общий прирост рентабельности предприятия  за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

 

  1. Влияние фактора рентабельности продукции

а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при  условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных  факторов остались на уровне базисных:

 

.

 

б) выделяем влияние фактора  прибыльности продукции:

 

 

  1. Влияние фактора изменения фондоемкости:

 

а)

 

б)

 

  1. Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

 

а)

б) выделяем влияние фактора  оборачиваемости оборотных средств:

 

 

Итак, суммарное влияние  факторов:

 

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые  выводы:

 

  • общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано, прежде всего, значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);
  • некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ распределения и использования  прибыли

 

Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую  функцию.  Ее суть в том, что прибыль  является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Информация о работе Прибыль в условиях рыночной экономики