Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Прибыль в условиях рыночной экономики………………5
1.1.Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль………………5
1.2.Понятие прибыли и принципы её формирования………………………11
1.3.Показатели рентабельности……………………………………………..14
1.4.Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………18
Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”)……………………………….23
2.1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”…………………………………………….23
2.2. Анализ распределения и использования прибыли………………………...36
Глава III. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии……………………...41
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики………………………………………………………………41
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО "Владивостокский Хлебокомбинат"…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список используемой литературы……………………………………………...50
Таблица 2.3. Структура себестоимости на ОАО " Владивостокский Хлебокомбинат"
Показатель |
9 мес. 1999 г., тыс. руб. |
9 мес. 2000 г., тыс. руб. |
Динамика, % |
Мат. затраты |
9521670 |
10170260 |
106,81 |
Затраты на оплату труда |
673294 |
703033 |
114,42 |
Прочие прямые затраты |
4171392 |
5286333 |
126,73 |
Накладные расходы |
355633 |
463311 |
130,28 |
Итого |
14721995 |
16622938 |
112,91 |
Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
д) Расчет влияния на прибыль
изменений себестоимости за счет
структурных сдвигов в составе
продукции исчисляется
DP5=S0*K2-S10.
DP5=14721995*0?8438931-
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:
DPа=P1-P0.
где P1 и P0 — прибыль от реализации товарной продукции за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа — общее изменение прибыли от реализации товарной продукции.
DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).
или:
DPб=
где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
DPб=
Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.
Фактор |
Абсолютная величина тыс. руб. |
Удельный вес, % |
DP1 |
4252671,000 |
49,05000 |
DP2 |
217587,000 |
2,51000 |
DP3 |
5,854 |
0,00006 |
DP4 |
4199209,000 |
48,44000 |
DP5 |
60,000 |
0,00670 |
DP6 |
1,200 |
0,00001 |
Абсолютная сумма отклонений |
8669534,050 |
100,00000 |
Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Владивостокском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.
Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Владивостокским хлебокомбинатом, регулируется Правительством РФ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.
Анализ рентабельности на Владивостокском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.
а) Показатель рентабельности
продукции характеризует
Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно. Тогда в соответствие с методикой из 1.2:
K0=
K1=
Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.
Влияние фактора изменения цены на продукцию:
DKN=
Влияние фактора изменения себестоимости:
DKS=
DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%
Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%. Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%. Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%. Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.
б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.
В основе модели лежит соотношение:
R=
где: R — рентабельность предприятия;
P — прибыль от реализации продукции;
K — капитал предприятия (стоимость активов – оборотных средств и основных фондов).
С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:
R=
где: F — основные производственные фонды предприятия;
E — оборотные средства предприятия;
— рентабельность продукции;
— фондоемкость продукции;
— оборачиваемость продукции.
Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу рентабельности Владивостокского Хлебокомбината
Показатель |
Условные обозначения |
1999 г. |
2000 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
N |
16115794 |
17852679 |
Основные производственные фонды, тыс. руб. |
F |
7696698 |
7499012 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
E |
2987397 |
3852474 |
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
C |
14721995 |
16622338 |
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. |
P |
1393799 |
1229741 |
Рентабельность предприятия |
0,1305 |
0,1083 | |
Расчеты для трехфакторной модели: |
|||
1. Прибыльность продукции |
P/N |
0,0865 |
0,0689 |
2. Фондоемкость продукции |
F/N |
0,4776 |
0,4200 |
3. Оборачиваемость оборотных средств |
E/N |
0,1854 |
0,2158 |
Таблица 2.6. Расчет отклонений
Показатель |
Условные обозначения |
Отклонения | |
1 |
2 |
3 |
4 |
абсолют. гр.4-гр.3 |
относит. гр.5/гр.3 *100% | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1736885 |
10,78% | |
ОПФ, тыс. руб. |
-197686 |
-2,57% | |
Оборотные средства, тыс. руб. |
865077 |
28,96% | |
Себестоимость, тыс. руб. |
1900343 |
12,91% | |
Прибыль от реализации ТП |
164058 |
-11,77% | |
Рентабельность капитала |
-0,0222 |
-17,01% | |
Прибыльность продукции |
-0,0176 |
-20,35% | |
Фондоемкость |
-0,0576 |
-12,06% | |
Оборачиваемость |
0,0304 |
16,40% |
Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.
Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%. Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:
б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
а)
б)
а)
б) выделяем влияние фактора
оборачиваемости оборотных
Итак, суммарное влияние факторов:
Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:
2.2.
Анализ распределения и
Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию. Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.