Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Прибыль в условиях рыночной экономики………………5
1.1.Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль………………5
1.2.Понятие прибыли и принципы её формирования………………………11
1.3.Показатели рентабельности……………………………………………..14
1.4.Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………18
Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”)……………………………….23
2.1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”…………………………………………….23
2.2. Анализ распределения и использования прибыли………………………...36
Глава III. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии……………………...41
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики………………………………………………………………41
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО "Владивостокский Хлебокомбинат"…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список используемой литературы……………………………………………...50
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.
В упрощенном виде прибыль это разность между валовым доходом и издержками обращения. Такую прибыль принять называть бухгалтерской (валовой) прибылью, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия.
Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке - получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию,
В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия.
Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия.
Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения.
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При этом понятие "остаточная стоимость" рассматривается применительно к основным фондам, нематериальных активам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества.
В состав доходов от внереализационных операций включаются:
Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям.
Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия.
Чистая прибыль- это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль- это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.
Назовём условия роста прибыли в торговле:
Прибыль и убытки представляют
собой разницу между
Под прибылью понимается результат деятельности фирмы. Для всех фирм обязательным условием является максимализация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам,
Правило в максимализации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Предельные издержки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции. Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимализацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.
Как уже отмечалось, прибыль - это конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.
При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.
Расчет общей экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле:
Ро - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота (без НДС).
Данная формула расчета применима и для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразив эту формулу путем умножения и деления на показатель товарооборота, получили два показателя: рентабельность товарооборота и оборачиваемость капитала:
или:
Ро = Рт
Рт - рентабельность товарооборота;
Ок - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).
Рентабельность товарооборота Рт отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тысячи рублей проданного товара.
Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Коэффициент прибыльности продаж (П:Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.
Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на тыс.руб. вложенного капитала. Чем выше объем товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.
Для характеристики эффективности использования собственного капитала определяют долю прибыли в собственном капитале по соотношению прибыли (П) и средней величины собственного капитала (Кс).
Рк = П
Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет большое значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием для оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период, в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное предприятие (1/Рс).
Рентабельность
Рф = ( П : ( Оф + Мс )
РФ - рентабельность основных фондов;
П - сумма прибыли ( валовой или чистой );
Оф - средняя стоимость основных средств;
Мс - средняя стоимость материальных оборотных средств.
Если торговое предприятие работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учетом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средние величины основных средств определяются путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат.
Увеличение или уменьшение издержек
обращения непосредственно
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс.руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.
Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв.м. площади магазина.
Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала. Считается, что рациональное использование торговой площади позволяет, повысит размер прибыли.
Изучение системы показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.
Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Эти показатели отражают все стороны деятельности предприятий торговли: объем и структуру розничного товарооборота, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организаций и технологий торговых процессов и т.д.
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.
Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:
1. Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.
3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.