Прибыль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Прибыль в условиях рыночной экономики………………5
1.1.Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях. Факторы, влияющие на прибыль………………5
1.2.Понятие прибыли и принципы её формирования………………………11
1.3.Показатели рентабельности……………………………………………..14
1.4.Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………18
Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”)……………………………….23
2.1. Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”…………………………………………….23
2.2. Анализ распределения и использования прибыли………………………...36
Глава III. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии……………………...41
3.1. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики………………………………………………………………41
3.2. Пути и методы увеличения рентабельности на ОАО "Владивостокский Хлебокомбинат"…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………...47
Список используемой литературы……………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Прибыль и источники её формирования.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

5. Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

7. Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.

Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.

9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

11. Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.

13. Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.

14. Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.

15.Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно – увеличению прибыли.

16. Организация исковой работ, работы с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.

17. Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

18. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой; покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль торгового  предприятия можно отнести следующие факторы:

1. Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

2. Развитие конкуренции. Оно оказывает отрицательное влияние на сумму, и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен- Торговые предприятия стремятся меньше, работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.

5. Развитие профсоюзного движения. Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и

услуг.

7. Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющей размер прибыли и рентабельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ прибыли и рентабельности (на примере ОАО “ Владивостокский Хлебокомбинат”).

 

2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности на ОАО “Владивостокский Хлебокомбинат”

Анализ формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов  и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений  прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве следующих показателей:

- исследование изменений  каждого показателя за текущий  анализируемый период (“горизонтальный”  анализ);

- исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений (“вертикальный” анализ).

Для оценки и анализа  уровней и динамики показателей  финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:

 

Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности ОАО "Владивостокский Хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 2000 г., тыс. руб.

9 мес.1999 г., тыс. руб.

2000г.  к  1999 г., %

Выручка от реализации (без НДС)

17852679

16115794

110,78

Полная себестоимость  продукции

16622938

14721995

112,91

Прибыль от реализации ТП

1229741

1393799

88,23

Сальдо доходов и  расходов от операционных и внереализационных операций

-329905

5958

55 раз

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

71,60

Чистая прибыль

584956

910256

60,61

Нераспределенная прибыль

85725

430095

19,93


 

Анализ данных таблицы  показывает, что по сравнению с  аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе  балансовой прибыли в 2000 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 1999 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений  по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние  на изменения прибыли. Подробный  анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

 

Таблица 2.2. Данные для  расчетов факторов, влияющих на прибыль.

Показатель

По базису (9 мес. 1999 г.)

По базису на фактически реализованную продукцию

Фактически по отчету (9 мес. 2000 г.)

Динамика                         

 

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс. руб.

%

Реализация ТП

N0

16115794

N10

13600008

N1

17852679

110,2

Полная себестоимость 

S0

14721995

S10

12323729

S1

16622938

112,9

Прибыль от реализации ТП

P0

1393799

P10

1176250

P1

1229741

88,2

Объем производства,  т

Q0

6740

— 

Q1

5688

84,4


 

Определяем степень  влияния на прибыль отдельных  факторов:

 

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Владивостокском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется, прежде всего, изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:

 

DP1=N10-N1

 

DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

 

Эта дополнительная прибыль получена, в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

 

б) Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

 

DP2=P0*K1-P0

где, K1 — коэффициент роста объема продукции: K1=S10/S0 

 

DP2=1393799

-1393799=-217587 тыс. руб.

Таким образом, влияние  фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.

 

в) Расчет влияния на прибыль  изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению  разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

 

DP3=P0*(K2-K1)

где K2=N10 / N0 .

 

DP3=1393799*(

-
)=5,84 тыс. руб.

 

Полученная положительная  величина демонстрирует, что в структуре  продукции произошли положительные  изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

 

г) Расчет влияния на прибыль  изменения себестоимости. Коэффициент  выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:

 

DP4=S10-S0.

 

DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

 

Столь значительное изменение  себестоимости поддается анализу  при более подробном рассмотрении состава затрат на Владивостокском хлебокомбинате.

Информация о работе Прибыль в условиях рыночной экономики