Предпринимательство: теория, практика и роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Пер-воначально предпринимателями называли предприимчивых людей, дейст-вующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рис-кованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещён-ную законом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория предпринимательства………………...………………………….....4
1.1 История развития теории предпринимательства…………………….4
1.2 Предпринимательство: сущность и основные черты………………..5
1.3 Классификация предпринимательской деятельности……………….7
2. Роль предпринимательства в экономи-ке………………………………..10
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной эконо-мике……………………………………………………………………….............10
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда ………………13
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельно-сти………………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

эконом.теория.doc

— 160.50 Кб (Скачать)
  • Правовая среда

      Правовая среда также является важным фактором обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права; особенности юридического сопровождения бизнеса. Стране под воздействием истории становления правовой системы складывается специфическая страновая модель правовой инфраструктуры бизнеса

      Использование всех возможностей права, всего богатства  свойственных ему средств воздействия - серьезный резерв обеспечения выполнения экономических решений. Обязательными условиями эффективности правовой среды являются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых обыкновений и правил делового оборота и беспробельность. Последнее предполагает, что действующие законы должны обеспечивать возможность решения любого возникающего в практике вопроса в соответствии с общими положениями данной правовой системы.

      Пробел, т.е. возможность под предлогом отсутствия правовой нормы решить вопрос не в соответствии (а иногда и в противоречии) с общими положениями системы, подрывает последнюю, открывает путь для нарушения её единства, внутренней согласованности.

      К сожалению становящаяся российская правовая система и противоречива и содержит пока еще много пробелов. Для роста ее эффективности очень важно поддерживать обычаи делового оборота, стремления предпринимателей и их объединений к собирательству и выработке практикой правил, отбору и своего рода кодификации тех из них, которые обладают качествами рациональных и справедливых.

     Технологическая среда - отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т.д.)

     Физическая  и географическая среда включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и людским ресурсам.[8, с. 55-60] 

      3. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности

     В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     В обобщенном виде в  задачи государственного регулирования входят: 
- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; 
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующихиздержек; 
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; 
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; 
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; 
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; 
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; 
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда; 
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

    • осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
    • повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
    • поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
    • укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
    • пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
    • использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования  спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

     Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

     Проблемы  структурной политики стали на современном  этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

     Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в  частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

     Важным  направлением государственного регулирования  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

     Важным  инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

     Одна  из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.[9] 

Заключение

      В заключении хотелось бы сказать следующее.                  

      Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

      Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационный момент. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель.

      Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных  условиях хозяйствования каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

      Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

      В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение – и даже

предрасположенность – действовать в союзе с  другими предпринимателями и  вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которых предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

      Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательству, но и любой другой форме деловой активности. Важно обратить в этой связи внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль,

или предпринимательский  доход, под которым понимается прежде всего

дополнительный  доход, доход от управления, излишек, получаемый

предпринимателем  благодаря его природным качествам  или особому умению

анализировать и по-новому комбинировать факторы  производства в зависимости от внешних условий.

      Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимательства, если речь идет о действительном феномене

предпринимательства.

 

    Список  используемой литературы

  1. Основы предпринимательской деятельности / Андреев В.К. – М., 1995;
  2. Основы управления в малом бизнесе.: Бизнес-конспекты лекций в схемах и комментариях: Учеб.пособие для вузов / Вайнштайн С.Ю.; Новосибирск, 1995;
  3. Малый бизнес: Основы предпринимательства / Ассоц. делового сотрудничества. – Новосибирск, 1990;
    1. Основы бизнеса / Ассоц. эконом. вузов. – М., 1992;
  1. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / под ред. В.М. Власовой. – М., 1997;
  2. Основы менеджмента на коммерческой фирме / Э.Е. Старобинский. – М.,1994;
  3. Экономика и предпринимательство: Лекции, деловые игры и упражнения / Минаева Н.В. – М., 1994;
  4. Экономическая теория : Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003;
  5. Интернет: http://www.aup.ru/books/m77/18_3.htm

Информация о работе Предпринимательство: теория, практика и роль в современном обществе