Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:43, курсовая работа
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Пер-воначально предпринимателями называли предприимчивых людей, дейст-вующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рис-кованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещён-ную законом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория предпринимательства………………...………………………….....4
1.1 История развития теории предпринимательства…………………….4
1.2 Предпринимательство: сущность и основные черты………………..5
1.3 Классификация предпринимательской деятельности……………….7
2. Роль предпринимательства в экономи-ке………………………………..10
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной эконо-мике……………………………………………………………………….............10
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда ………………13
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельно-сти………………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...24
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.
Коммерческое
предпринимательство
- этот вид деятельности характеризуется
тем, что суть его содержания составляют
товарно-денежные отношения, торгово-обменные
операции. Иначе, имеет место перепродажа
товаров и услуг. В отличие от производственно-
Финансовое предпринимательство - является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
С переходом
к рыночным отношениям рынок денег,
валюты и ценных бумаг становится реальностью,
его участниками выступают коммерческие
банки, фондовые биржи, предприятия, организации
и физические лица-предприниматели. Поскольку
финансовое предпринимательство - это
разновидность коммерческого, то технология
финансовой предпринимательской сделки
аналогична технологии коммерческой сделки
с той лишь разницей, что товаром являются
финансовые активы. Предприниматель, вступающий
в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность
с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой
деятельности. Последняя связана с поиском
и привлечением потенциальных покупателей
денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно
с этим он устанавливает источник получения
денег, валюты и ценных бумаг.
2. Роль предпринимательства в экономике
2.1
Роль малого
Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.
Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.
Особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.[2, с. 115]
Во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.
Во-вторых,
способствуя распространению
В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.
В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 2.
В
большинстве стран с развитой
рыночной экономикой на некрупные предприятия
приходится более 95% общего количества
предприятий. Традиционными сферами их
деятельности служат вспомогательное,
малосерийное производство, мелкооптовая
и розничная торговля, доминирующая часть
бытовых и весомая часть производственных
услуг.
Таблица 2
Масштабы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах
|
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.
Все это говорит о необходимости комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.
Рассматривая
проблемы развития малого предпринимательства,
надо отметить, что в российской экономике
малое предпринимательство несет на себе
специфическую нагрузку, связанную с адаптацией
широких масс населения к основам рыночного
хозяйствования. Малое предпринимательство
играет важную роль в формировании нового
среднего слоя общества, в демонополизации
ряда отраслей экономики, в накоплении
стартовых капиталов, в структурной перестройке
экономики, в сглаживании социальных конфликтов,
в социально-экономическом выживании
отдельных слоев населения и целых регионов
страны.[5, с. 84]
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.[4, с. 73-75]
Всю
предпринимательскую среду
Внутренней предпринимательской средой фирмы называется ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.
Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.
Выделяют
следующие категории факторов внешней
предпринимательской среды:
Факторы прямого
воздействия
1. Макроэкономическое состояние экономики:
2. Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:
Факторы косвенного воздействия:
На условия ведения предпринимательской деятельности большое внимание оказывают изменения в политике государства. Особенно важными являются налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т.д.
К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т.д.
Информация о работе Предпринимательство: теория, практика и роль в современном обществе