Предпринимательство: теория, практика и роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Пер-воначально предпринимателями называли предприимчивых людей, дейст-вующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рис-кованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещён-ную законом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теория предпринимательства………………...………………………….....4
1.1 История развития теории предпринимательства…………………….4
1.2 Предпринимательство: сущность и основные черты………………..5
1.3 Классификация предпринимательской деятельности……………….7
2. Роль предпринимательства в экономи-ке………………………………..10
2.1 Роль малого предпринимательства в современной рыночной эконо-мике……………………………………………………………………….............10
2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда ………………13
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельно-сти………………………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

эконом.теория.doc

— 160.50 Кб (Скачать)
   

 К производственному  предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

      Коммерческое  предпринимательство  - этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

     Финансовое  предпринимательство - является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.       

С переходом  к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. 
 

2.  Роль предпринимательства  в экономике

      2.1 Роль малого предпринимательства  в современной  рыночной экономике

     Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

      Однако  на определенном этапе своего исторического  движения мелкое производство раздваивается  на нерыночную и рыночную части. Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

      Особая  роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.[2, с. 115]

      Во-первых, малые предприятия, осуществляя  новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

      Во-вторых, способствуя распространению через  копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

      В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

      В-четвертых, представляя собой идеальную  форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

      Малое предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу. Некоторые выводы о развитии малого предпринимательства в России и за рубежом можно сделать на основании таблицы 2.

      В большинстве стран с развитой рыночной экономикой на некрупные предприятия  приходится более 95% общего количества предприятий. Традиционными сферами их деятельности служат вспомогательное, малосерийное производство, мелкооптовая и розничная торговля, доминирующая часть бытовых и весомая часть производственных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2

      Масштабы  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации  и зарубежных странах

      Колич.

    малых и средних предпр. тыс.ед.

    Кол.ма-лых и  средних предпр. на 1 тыс. жителей Число занятых

    млн. человек

    Доля малых и средних предпр. в % к общей

    числен-ности 

    занятых

    Доля малых и средних предпр. в % в ВВП
    Великобри-

    тания

    2 930 46 13,6 49 50-53
    Германия   2 290 37 18,5 46 50-54
    Италия   3 920 68 16,8 73 57-60
    Франция   1 980 35 15,2 54 55-62
    Страны  ЕС  15 777 45 68 72 63-67
    США  19 300 74,2 70,2 54 50-52
    Япония   6 450 49,6 39,5 78 52-55
    Российская  Федерация 836,6 5,65 8,1 9,6 10-11
 

      В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функцию первопроходца в научно-технической сфере. Так называемый венчурный бизнес на три четверти состоит из малых предприятий. Огромна роль, которую играют малые предприятия на рынке труда. В развитых странах на них приходится основная часть прироста занятости.

      Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

      Все это говорит о необходимости  комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.

     Рассматривая  проблемы развития малого предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.[5, с. 84] 

     2.2 Внутренняя и внешняя предпринимательская среда

     Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.[4, с. 73-75]

     Всю предпринимательскую среду делят  на две части: внутренняя и внешняя.

     Внутренней предпринимательской средой фирмы называется ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.

     Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.

     Выделяют  следующие категории факторов внешней предпринимательской среды: 
 Факторы прямого воздействия

1. Макроэкономическое состояние экономики:

  • уровень, структура предложения и спроса на товары;
  • структура избыток или недостаток рабочих мест;
  • объёмы структура доходов населения и фирм;
  • размеры доступность свободных денежных средств, уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.

2. Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:

  • производственная инфраструктура - транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и.т.д.;
  • рыночная инфраструктура - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);
  • финансовая инфраструктура - оказание финансовых услуг банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
  • информационная инфраструктура - система учреждений оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические и т.д.).
 

    Факторы косвенного воздействия:

  • Политика государства

      На условия ведения предпринимательской деятельности большое внимание оказывают изменения в политике государства. Особенно важными являются налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т.д.

  • Социально-культурная среда

      К социальной инфраструктуре относят систему образования, сложившиеся в экономике модели поведения хозяйствующих субъектов, образ жизни. Большую роль играют также нравственные и религиозные нормы, отношение населения к работе и т.д.

Информация о работе Предпринимательство: теория, практика и роль в современном обществе