Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:22, лекция
Функции экономической теории:
1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.
2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.
3. Образовательная.
4. Практическая (прикладная).
Административно – правовое регулирование проявляется в создании государством правовых основ экономики, к которым относятся: право и формы собственности, правило хозяйственной деятельности, регулирование трудовых отношений, установление минимальных размеров зарплат и пенсий, защита прав потребителей.
Управление важнейшими сферами общества проявляется в проведении государством антимонопольной политики и непосредственное государственное управление объектами и сферами: оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение и прочие объекты государственной собственности.
Финансовая политика государства.
Финансы – это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений.
В финансовой политике прослеживаются две линии:
Перекрёстком этих линий является государственный бюджет. Государственный бюджет является главным звеном в финансовой политике и важнейшим инструментом макрорегулирования.
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Доходы формируются за счёт хозяйственной деятельности и налогов, а расходы за счёт государственных закупок товаров и услуг и выплат (пенсии, субсидии, зарплата, дотации – трансфертные платежи).
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают:
Основные пути решения проблем дефицита государственного бюджета:
При этом государственные займы образуют государственный долг, т.е. сумму задолжности государства по непогашенным внутренним и внешним займам.
Фискальная политика, виды и функции налогов, кривая Лаффера.
Фискальной называется политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета. При этом налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Основные виды налогов группируются по признакам:
I. Объекты налогообложения:
1) налоги на доходы;
2) на имущество;
3) на расходы.
II. Способы взимания:
III. Способы определения размера налога;
IV. Уровни налогообложения;
V. Порядок использования;
Функции налогов:
Кривая Лэффера
Анализ: По мере повышения ставки налогов от 0 до 100% , налоговые поступления сначала увеличиваются до некоторого максимального уровня точки М, а затем снижаются до 0. При этом поступления налогов в условных точках В (высока ставка налога) и в низкой точке налогов Н налоговые поступления равны.
Если ставки налога равны 0, то государство не получает никаких налогов. Если ставка налога равна 100% - нет стимула к производству, а результат для государства так же нулевой.
Пониженная ставка налога в точке Н целесообразнее для государства: выше экономическая активность людей, больше объём производства и занятости и выше уровень благосостояния общества. Таким образом, в долговременном периоде снижение чрезмерно высоких налогов в условиях рыночной экономики может обеспечить стране рост инвестиций, расширение производства и занятости, а значит и увеличение дохода бюджета сокращение его дефицита и ослабление инфляции. Самая выгодная для государства ставка налога находится в точке М (50%).
Дискреционные (директивные)
Директивные вводятся в действие специальным решением властей, например: дополнительные налоги, МРОТ (минимальный размер оплаты труда)
Автоматически включаются самостоятельно, благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определённых условиях, например: прогрессивная налоговая система «автоматически включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившей определённый уровень.
Кредитно – денежная политика государства – направлена, прежде всего, на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции.
При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как:
Для поддержки экономической стабильности очень важно соблюдение равенства между товарной и денежной массами, т.е. соблюдение закона Фишера.
Денежное обращение в стране требует создания денежных агрегатов по степени их ликвидности, т.е. способности быть истраченными без потери или при небольшой потере их покупательной силы. С развитием кредита и расчётов через банки структура денежной массы.
Денежные агрегаты обозначаются М1, М2, М3, М4 по степени их ликвидности.
М1 - включает наличные деньги, чековые вклады;
М2 – включает М1 плюс безчековые сберегательные счета и мелки срочные вклады;
М3 – включает М1 и М2 плюс облигации государственных займов;
М4 – включает М1 М2 М3 плюс крупные срочные вклады.
Эта структура динамична, может меняться в зависимости от ликвидности агрегатов.
В странах с развитой банковской системой отмечается рост объёма депозитно-кредитных денег, т.е. тех, что значатся на вкладах и следовательно могут быть предоставлены в кредит.
Пример: допустим в первый банк сделают вклад 100 у.е., при этом установленная Ц.Б. норма резервного капитала – 20%, тогда после выполнения обязательных резервных требований у 1ого банка остаётся возможность отдать в ссуду 80у.е. Получается ссуда через оплату различных счетов в конечном итоге оседают на 2ом банке. Последний отчисляет 16 у.е., во 2ом банке остаётся 64 у.е.
Таким образом, государство регулирует банковские резервы и учётные ставки, для того чтобы не нарушать уравнение денежного обмена.
Денежные реформы.
Это полное или частичное преобразование денежной системы.
Методы денежных реформ.
Социальная политика государства
Обеспечение всем трудоспособным гражданам благоприятных возможностей для предпринимательства и труда:
- либерализация бизнеса;
- поощрение малого бизнеса;
- поддержание высокой занятости;
-регулирование трудовых отношений.
Обеспечение организационного стандарта благосостояния всех членов общества:
- перераспределение доходов в обществе;
- пенсии и пособия нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным;
- общее образование
и необходимая медицинская
Структура и показатели доходов населения.
Доходы распределяются на три группы:
Включает: а) факторные доходы, т.е. доходы, полученные от факторов производства; б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ, т.е. трансфертные платежи; в) прочие поступления: проценты по вкладам в банки и облигации, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее.
Принципы распределения доходов в обществе:
Поэтому в условиях рынка существует объективно обусловленное неравенство доходов, т.к. рыночная система – это бесстрастный, жёсткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности, таким образом, существует противоречие между эффективностью экономики и равенством доходов.
Вывод: Если общество выбирает равенство доходов, то экономика не эффективна, а если общество выбирает эффективность экономики, то нет равенства доходов.
Кривая Лоренса и индекс Джини.
Эти два показателя используют для отражения степени неравенства доходов в обществе.
Кривая Лоренса показывает,
сколько процентов от общих доходов
населения страны фактически приходится
на долю 20, 40, 60 и 80% семей. Особая наглядность
масштабов неравенства
При этом, очевидно, что чем больше разрыв между прямой линией абсолютного равенства и кривой Лоренса, тем больше степень неравенства доходов в обществе.
Кривая Лоренса позволяет
проводить многофакторный анализ состояния
распределения доходов в
Информация о работе Предмет, структура, методология и функции экономической теории