Предмет, структура, методология и функции экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:22, лекция

Краткое описание

Функции экономической теории:
1. Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.
2. Теоретическая. После обобщения и систематизации эмпирических данных выявляют закономерности и принципы экономики и представляют полученные значения в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций и доктрин.
3. Образовательная.
4. Практическая (прикладная).

Файлы: 1 файл

экон. теории лекции.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

Ed

Характеристика

│Ed │> 1

Эластичный  спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается)

│Ed│= 1

Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной )

│Ed│< 1

Неэластичный  спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт)

│Ed│= 0

Абсолютная  неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара)

│Ed│= ∞

Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля).


                                                          

Т.к. цена и спрос находятся  в обратной зависимости, коэффициент  эластичности спроса всегда имеет отрицательное  значение.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:

Eg = Q/Q : Р/Р

Q – предложение

Eg всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.

Перекрёстная  эластичность в системе цен.

Существует 3 вида взаимодействий в системе цен:

1.Эфект дополнения – это связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга по своим потребительским свойствам и цены которых изменяются в противоположном направлении.

2.Эфект замещения – связь между ценами товаров, которые замещают друг друга и цены на которые изменяются в одном направлении.

3.Эфект  дохода – это связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потребителей.

Перекрёстная (косвенная) эластичность позволяет измерить на сколько чувствителен спрос на продукт А и % изменению цены на продукт В.

Коэффициент перекрёстной эластичности равен отношению изменения количества продукта А и изменению цены продукта В.

Еаб = Qа/Рв

 

Еаб

характеристика

Еаб 0 > 0

продукты а и б  взаимозаменяемы

Еаб 0< 0

продукты а и б  взаимодополняющие

Еаб = 0

продукты а и б  независимые друг от друга


 

Закон убывающей  предельной полезности.

Согласно теории трудовой стоимости только на рынке при  обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.

Расхождение «теории  предельной полезности» с «теорией трудовой стоимости» связано с проблемой соизмерения разнородных потребительных стоимостей иначе названных полезностей, без сопоставления потребностей, без оценки полезного эффекта, тех или иных материально – духовных благ при принятии хозяйственных решений никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

Полезность – это мера, степень удовлетворения потребностей, исполнения запросов, достигаемых в результате использования продуктов, товаров, услуг.

Выделяют два  вида полезностей:

1.Абстрактную, т.е. способность блага удовлетворять какую – либо потребность людей.

2.Конкретную, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра  данного блага.

Субъективная  оценка зависит от двух факторов:

- от имеющегося запаса  данного блага

- от степени насыщения  потребности в нём (степени  интенсивности потребности).

При этом действуют закономерности самого процесса потребления:

большая часть потребности человека рано или поздно насыщается, переход от неполного удовлетворения к полному происходит не внезапно, а через многочисленные ступени.

Рациональное  поведение потребителя.

Рациональное поведение  потребителя в теории потребления  показывает поведение множества отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определённую цель:

Исходя из своей покупательной  способности, приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимально общее удовлетворение от их использования. Таким образом, полезность – цель потребления.

Максимизация  полезностей (потребительское равновесие) – это достигнутая точка в потреблении в рамках ограниченного бюджета, когда рациональный потребитель так осуществляет своё потребление, при которой общей полезности не может быть увеличена и потребитель перестаёт создавать новые комбинации в своём потреблении.

Пример: Допустим, потребитель имеет 45 рублей на обед. В кафе имеется набор полезностей благ, которое может заказать потребитель. Кусок пирога стоит 9 рублей, стакан лимонада – 4,5 рублей. Цель потребителя выбрать такой набор благ, которое даёт наибольшее удовлетворение. На эти деньги можно купить 5 кусков пирога или 10 стаканов лимонада, но это будет нерационально. Потребитель может делать различные альтернативы в рамках своего бюджета. Но по мере сокращения потребления пирога и увеличения потребления лимонада. Предельная полезность пирога возрастает, а лимонада падает, и наоборот. В результате будет достигнута точка потребительского равновесия, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, в силу насыщения и ограниченности бюджета.

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя)

MUx / Px = MUy /Py = MUz / Pz = I

MUx y z – предельные полезности товаров x, y, z.

Рx y z – цены товаров x, y, z.

I – предельная полезность денег

При этом предполагается, что доход и цены фиксированы.

MUx / MUy = Px /Py ;     MUy / MUz = Py / Pz ;    MUx / MUz = Py / Pz

 Преобразовав формулы получим соотношение между предельными полезностями благ равно соотношению их цен.

«Закон равных предельных полезностей»:

Товар пользуется особым спросом до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну успешную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу. Бюджетное ограничение – это условие, в рамках, которых находится потребитель, создавая комбинацию благ, которую может приобрести исходя из своего дохода.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором потребитель создаёт оптимальную комбинацию из двух товаров при определённых ценных и уровне дохода. Любое изменение будет означать потерю полезности или нарушение равновесия.

Нарушения – происходят в двух случаях:

1) Эффект дохода.

Предположим, что потребитель выбрал некоторый наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный его уровню дохода. Если произойдёт снижение цены на один из этих товаров, то происходит увеличение реального дохода и потребитель имеет возможность на сэкономленные деньги увеличить покупки благ.

2)Эффект замещения.

Если произойдёт повышение цен  на один товар относительно других, то потребитель снизит его потребление  и заменит его другим товаром  с подобными свойствами.

Бюджетная линия, кривые безразличия.

Бюджетная линия – это линия возможностей потребления, отражающая различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при данных ценах и доходе. Она показывает, что может купить потребитель, т.е. общий расход не может быть больше дохода.

I = Px Qy + Py Qy

Qy = I – PxQy /Py = I / Py – Px / Py * Qx

 

-  - показывает обратную зависимость.

Px/Py –определяет наклон бюджетной линии.

I / Py – показывает пересечения бюджетной линии оси y

Пример: Бюджет для покупки фруктов 50 рублей. Яблоко – 5 рублей, банан – 10. Построить кривую бюджетной линии.

Анализ: Все товарные наборы соответствуют точкам на бюджетной линии В1В2В3 – стоят 50 рублей В4 – показывает наборы, которые обойдутся потребителю дешевле В5 – товарные наборы, которые будут недоступны потребителю, в силу ограниченности бюджета.

Кривая  безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет какую комбинацию двух видов товаров X иY, что потребителю безразлично какую выбрать, т.е. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечившие одинаковый уровень полезности.

 

Альтернативные наборы товаров.

 

Потребительская корзина

Qx

Qy

           А

4

7

           Б

5

5

           В

6

4

           Г

8

3


 

Построить кривую безразличия.

Анализ: точки на кривой А, Б, В, Г дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже кривой безразличия. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образуют карту безразличия.

Кривые безразличия показывают, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия, что может. Совмещение кривых безразличия и бюджетной линии показывает, как может потребитель обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.

 Анализ: точки В1 и В3 – обозначают наборы, обеспечивающие самый низкий уровень полезности. Если потребитель ставит перед собой цель потратить весь доход, его не интересуют комбинации ниже В2 (т. В0), и точка В4 не доступна ему по средствам.

Двигаясь вдоль бюджетной линии, от набора В1 и В3 к В2, потребитель переходит к точке В2, тем самым увеличивая полезность. Точка где бюджетная линия совпадает с касательной (В2), к наивысшей из доступных кривых безразличия называется точкой потребительского оптимума где предельная норма двух благ, равна обратному отношению цен этих благ.            My / Mx = Px / Py

В этой точке наклон бюджетной линии  равен наклону кривой безразличия. Увеличение дохода при неизменных фиксированных  ценах двигают бюджетную линию вверх и вправо и наоборот.

I E P – кривая дохода потребления.

 

                        экономические издержки

явные (внешние)                                                                      неявные (внутренние) бухгалтерские:                                                                         имплицитные, скрытные:


плата за сырьё,                                                                        издержки, связанные с

материалы,                                                                               использованием фирмой

топливо, энергию,                                                                   собственных ресурсов –

заработная плата,                                                                    земля, труд, капитал.

плата за услуги.

 

Любая фирма стремиться увеличить свой доход (прибыльность), который складывается под влиянием двух факторов:

  1. цена на продукт, которая возникает в результате спроса и предложения.
  2. издержки производства, зависящие от эффективности использования производственных ресурсов.

Издержки так же могут  быть, в зависимости от периода  использования, краткосрочными и долгосрочными.

Издержки подразделяются, в зависимости от объёмов производства на:

  1. постоянные FC
  2. переменные  VC
  3. общие (совокупные) TC=FC+VC
  4. средние  AF=FC/Q;  AV=VC/Q;  AT=TC/Q;  Q-объём производства
  5. маржинальные (предельные)   MC=∆AC/∆Q;

 ∆AC= AF+ AV+ AT;       ∆Q –динамика объёма производства.


 


 

Тема 3.2: Рынки факторов производства:

Рынки капитала, земли и труда.

 

КАПИТАЛ - это средство труда долговременного пользования.

 

Капитал


                                        реальный                             денежный


                                                                                                                                         

Информация о работе Предмет, структура, методология и функции экономической теории