Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:06, доклад
В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений.
К середине XVII века Голландия достигла вершины процветания и ее успехи вызывали попытки подражания в других странах. Кольбер поставил целью модернизировать экономику Франции по голландскому образцу, завести мануфактуры, построить флот и избавиться от дорого стоившего французам голландского торгового посредничества. Было построено больше трехсот мануфактур, по большей части государственных. Создание новой промышленности позволило Франции создать сильный флот и мощную регулярную армию. Чтобы защитить французскую промышленность и торговлю от иностранной конкуренции, Кольбер резко повысил пошлины на ввоз иностранных товаров – такую политику позднее стали называть протекционистской или меркантилистской. Надо отметить также, что меркантилизм Кольбера подразумевал активное государственное регулирование экономики, в том числе регулирование цен на хлеб.
Англия тоже проводила протекционистскую политику и специальным «Навигационным актом» запретила ввоз в страну товаров на иностранных судах. Протекционизм вызвал серию торговых войн между Голландией, Англией и Францией. В ходе этих войн, в 1688 году голландские войска во главе с «протектором» Вильгельмом III высадились в Англии. Английская буржуазия и часть дворянства давно стремились избавиться от опеки королей и установить олигархическое правление по голландскому образцу; эти круги поддержали голландского протектора, и Вильгельм III стал королем Англии – но в действительности с этого времени Англией управлял олигархический парламент. Это событие получило название «славной революции».
Несмотря на успех Вильгелма III, войны до такой степени обескровили Голландию, что она утратила свое морское могущество. Военное и торговое преобладание на морях перешло к Англии. Голландские купцы переезжали из Амстердама в Лондон и переводили сюда свои капиталы.
После реформ Кольбера в Европе распространился процесс модернизации по голландскому образцу. В Пруссии и Австрии тоже строили корабли и мануфактуры, создавали современную армию. В начале XVIII века процесс модернизации достиг России.
В 1700 году шведский король Карл XII разгромил под Нарвой русскую армию. Над Россией нависла угроза шведского нашествия. Шведы были страшным врагом, в XVII веке шведское нашествие погубило половину населения в Германии и Польше. Силу шведов составляла регулярная армия, вооруженная лучшей по тем временам артиллерией – знаменитыми легкими пушками. Под угрозой нашествия царь Петр I был вынужден срочно создавать регулярную армию и артиллерию. Положение было тяжелым: в России было мало своего железа, до войны его привозили из Швеции. Лишь незадолго до войны были найдены богатые железные руды на Урале. После Нарвы в великой спешке началось строительство заводов в Каменске и Невьянске. В 1703 году на Каменском заводе было отлито 570 пушек – немногим меньше, чем в Швеции. Одновременно строились заводы в Туле, где из уральского металла делали ружья. Была введена рекрутская повинность, немецкие инструкторы обучали полки регулярной русской армии. В 1709 году новая русская армия разгромила шведов под Полтавой; Россия стала великой европейской державой.
Реформы Петра I во многом
повторяли реформы Кольбера. Было
построено более двухсот
Петр I прорубил окно в Европу и вскоре в новых русских портах появились английские и голландские купцы; они предлагали большие деньги за хлеб, лен, пеньку, железо, полотно и другие товары. Однако вывоз хлеба был запрещен, а продажа и производство других товаров регулировались государством. Государственной монополией была и продажа водки – однако с конца 1730-х годов начались массовые нарушения этой монополии. Массовое подпольное винокурение давало огромные прибыли и стало первой отраслью помещичьего предпринимательства. В 1750-х годах по инициативе графа Петра Шувалова были отменены внутренние таможенные пошлины и разрешен вывоз зерна; это открыло дорогу предпринимательской деятельности помещиков. Дворяне быстро поняли свою выгоду и стали по польскому образцу создавать хлебные плантации – «экономии» или «фольварки»; на эти плантациях крестьян заставляли отбывать барщину. К концу XVIII века число барщинных дней в неделю увеличилось до 5-6; кое-где крестьян переводили на паек, «месячину» и заставляли работать на помещика всю неделю. Крестьяне были переданы во власть помещиков, им запрещалось обращаться в суд с жалобами. Крестьян продавали как скот, на рынках, при этом часто разбивали семьи.
В конечном счете, русские крестьяне, так же как польские и прусские, были обращены в рабов. В 1760-х годах их прямо называли рабами, но затем Екатерина II из лицемерия запретила слово «раб» – поэтому рабов стали называть крепостными.
Ф. Бродель отмечает, что причиной порабощения крестьян в Восточной Европе, было изобилие свободной земли и, следовательно, отсутствие батраков, готовых работать на помещика. В этих условиях крупное производство могло быть основано только на рабстве. Подобная ситуация существовала и в Америке. В ходе завоевания португальские, испанские, английские колонисты завладели обширными пространствами плодородной земли, но эту землю было некому обрабатывать. В этой ситуации стала развиваться работорговля; предприимчивые, главным образом, английские купцы покупали рабов-негров на побережье Африки, везли их в Бразилию, на острова Вест-Индии и продавали местным плантаторам, закупали сахар, кофе, табак, хлопок и везли в Европу. Обороты этой «треугольной» торговли были огромными, в ней были заняты тысячи судов, прибыли за рейс составляла до 200%. Каждый год из Африки вывозили до 100 тысяч рабов, из них около трети умирало во время плавания от неимоверной тесноты в трюмах. В конце XVIII века на американских плантациях работало несколько миллионов негров; в Бразилии рабы составляли больше половины населения.
Во второй половине XVII века, после войн за торговое преобладание господство на морях перешло к английскому флоту. Англия стала играть роль посредника в морской торговле и получать огромные прибыли. Франция пыталась противиться этому, но в войнах XVIII века французский флот терпел поражения, после чего англичане захватывали в морях тысячи оставшихся без защиты торговых судов. Таким образом, Англия оттесняла Францию от участия в морской торговле; Франция оставалась аграрной страной. Французская буржуазия по-прежнему занималась в основном финансовыми операциями, она вкладывала деньги в облигации государственных займов или в акции откупных компаний. Государственный долг снова возрос, к 1780-м годам на уплату процентов уходило до половины государственных доходов и крестьянство стонало от тяжести налогов.
Между тем, население Франции росло, на протяжении XVIII века оно увеличилось с 18 до 25 млн. человек – это была фаза роста в очередном, шестом по счету демографическом цикле. Нужно отметить, что в новом цикле численность населения значительно превзошла максимальный уровень предыдущих циклов; это было связано с распространением кукурузы и картофеля – новых высокоурожайных культур, привезенных Колумбом из Америки. Однако к концу XVIII века возможности для роста были исчерпаны, снова стало ощущаться перенаселение, цены на хлеб поднялись, реальная заработная плата резко упала. Новое Сжатие породило новый социальный кризис – Великую Французскую революцию. Мы не имеем здесь возможности подробно описывать механизм этого кризиса. В конечном счете, как это обычно бывает, кризис породил новую могущественную монархию – империю Наполеона I. Налоги на крестьян были уменьшены и крестьяне получили часть земель, конфискованных у церкви и у дворянства. Протекционистская политика Наполеона привела к новой войне с Англией, которая распространилась на всю Европу. В конце концов, Наполеон потерпел поражение и был свергнут. Англия утвердила свое торговое преобладание.
Тема 9. Промышленный переворот в Европе и США (кон. XVIII в. – 1870-е гг.)
Попытки внедрения машин делались в разных странах, начиная с XIV века, однако обычно они наталкивались на сопротивление цехов, не желавших усиления конкуренции. В XVIII веке в Англии стало развиваться производство хлопчатых тканей, которое не знало прежних цеховых ограничений; именно в этой отрасли и начался промышленный переворот.
В 1733 году Джон Кей изобрел
так называемый «летающий челнок»,
это увеличило
Затем возникла мысль об использовании парового двигателя на транспорте. Первый удачный паровоз был сделан инженером-самоучкой Джорджем Стефенсоном в 1814 году; он вез 8 вагонов со скоростью 10 км/час. В 1825 году была построена первая в мире железная дорога, соединившая Манчестер и Ливерпуль. В 1807 году Роберт Фултон в Америке построил первый пароход.
Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 году в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках – их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Труд рабочего на фабрике был менее квалифицированным, чем труд ремесленника, фабриканты часто нанимали женщин и детей, за 12-15 часов работы платили гроши. Было много безработных и нищих, после голодных бунтов 1795 года им стали платить пособия, которых хватало на две булки хлеба в день. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные город; в 1844 году в Лондоне было 2,5 млн. жителей, причем рабочие жили в перенаселенных домах, где в одной комнатке, часто без камина, теснилось по несколько семей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество, непохожее на Англию XVIII века.
К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и в Индии, в Китае, во многих странах Европы. Доходы, на которые раньше существовали ремесленники этих стран, теперь уходили в Англию. Многие государства пытались закрыться от английской товарной интервенции – в ответ Англия провозгласила «свободу торговли»; она всячески – зачастую с использованием военной силы - добивалась снятия протекционистских таможенных барьеров, «открытия» других стран для английских товаров. Торговля была жизненно необходима Англии, она жила обменом промышленных товаров на сырье и продовольствие. Ввоз продовольствия привел к стремительному росту населения, в течение XIX века оно возросло с 10 до 37 млн.; страна ввозила ? потребляемого зерна.
Промышленная революция подарила Англии не только экономическое, но и военное господство над миром; флот из пароходов с мощной артиллерией диктовал свою волю по всему миру. Огромная британская колониальная империя охватила ? территории и населения земного шара. Многие страны формально оставшись независимыми, фактически подчинялись Англии.
Промышленная революция постепенно распространялась по миру. В 1830-х годах англичане наладили производство машин во Франции; здесь появились первые хлопчатобумажные и шелкоткацкие фабрики. Однако в целом Франция оставалась аграрной страной, и ее главной проблемой было перенаселение. Крестьяне хозяйствовали на крохотных участках земли, сотни тысяч безземельных шли в Париж в надежде найти работу – но работы не было. Великая Французская революция не решила проблемы перенаселения, и в страну снова пришел голод, приведший к революции 1848 года; эта революция привела к власти нового монарха – Наполеона III. Наполеон III уменьшил налоги на крестьян и с помощью дешевого кредита обеспечил им защиту от ростовщиков. Чтобы ускорить промышленный рост Наполеон предоставлял промышленникам дешевые государственные кредиты. В его правление начался промышленный бум, железнодорожная сеть возросла в 5 раз, мощность паровых машин – в 5 раз, производство чугуна – в 3 раза. Крупнейшей отраслью французской промышленностью было производство шелковых тканей; шелк составлял важнейшую статью французского экспорта. За 1850-70 годы на 1/5 увеличилось производство в сельском хозяйстве; возросла реальная заработная плата; это позволило до некоторой степени снизить социальную напряженность. Однако в целом по объему производства Франция в три раза уступала Англии.
В Германии промышленная революция долгое время сдерживалась раздробленностью страны и наличием многочисленных внутренних таможен. До середины XIX века Германия оставалась аграрной страной; в сельском хозяйстве преобладала крупная помещичья собственность. Еще в начале столетия в Пруссии, так как и в других странах Балтики господствовало крепостничество. Крестьяне получили свободу лишь в 1807 году, после разгрома Пруссии Наполеоном. Земля при этом осталась у помещиков, и, чтобы заработать на жизнь, крестьяне были вынуждены, как раньше, трудиться на помещичьих фольварках. Количество самостоятельных крестьянских хозяйств было невелико. Отсутствие у крестьян земли обусловило дешевизну рабочей силы в Германии, что стимулировало приток в страну английских капиталов. Так же как во Франции, промышленный бум в Германии относится к 1850-70 годам, в это время мощность паровых двигателей возросла в 9 раз; по этому показателю Германия обогнала Францию. Однако в целом, по объему производства Германия в 2,5 раза уступала Англии.
США ко времени завоевания независимости были аграрной страной. На Севере преобладали хозяйства мелких фермеров, на Юге – рабовладельческие плантации, специализировавшиеся на выращивании табака и хлопка. Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности в Англии породило большой спрос на хлопок, и параллельно с промышленным бумом в Англии в США происходил хлопковый бум. Первая половина XIX века стала периодом бурного развития хлопковых плантаций Юга; к середине столетия на этих плантация работало 4 млн. рабов-негров, это составляло половину населения южных штатов. В 1860 году Юг давал 2/3 мирового производства хлопка; южные плантаторы были самыми богатыми людьми Америки.