Предмет истории экономических учений. Экономическая мысль античности и средневековья. Первые экономические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, складывающимися между людьми в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена производственными продуктами и услугами. Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представление, бытующее в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Оглавление

1. Предмет истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего мира.
3. Экономическая мысль Средневековья.
4. Первые экономические школы.
Тесты к лекции 1
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.21 Кб (Скачать)

Предмет истории экономических  учений. Экономическая мысль античности и средневековья. Первые экономические школы 

 

1.     Предмет истории экономических учений.

2.     Экономическая мысль Древнего мира.

3.     Экономическая мысль Средневековья.

4.     Первые экономические школы.

Тесты к лекции 1

Литература  

 

1. Предмет истории  экономических учений 

 

История экономических учений является важнейшей частью истории  экономической мысли.

История экономической мысли  начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над  целями своих действий, способами  и средствами их достижения, а также  отношениями, складывающимися между  людьми в процессе и результате добывания  и распространения благ, обмена производственными  продуктами и услугами. Экономическая  мысль – понятие чрезвычайно  широкое. Это и представление, бытующее в массовом сознании, и религиозные  оценки и предписания, касающиеся хозяйственных  отношений, и теоретические конструкции  ученых, и экономические программы  политических партий.

Многообразна также и  сфера экономической мысли, поле приложения, размышлений и выводов, практических решений. Здесь и общие  закономерности, и особенности экономики  отдельных отраслей, и проблема размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и история экономики, и хозяйственное законодательство.

Экономические учения представляют собой теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической  жизни, описывающие отношения между  ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения  и обмена благ.

Предметом курса «История экономических учений» является процесс возникновения, развития и  смены экономических идей и воззрений  по мере происходящих изменений в  экономике, науке, технике и социальной сфере.

Структура курса включает рассмотрение 3 этапов:

1.     Экономические учения эпохи до рыночной экономики.

2.     Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Период становления капитализма.

3.     Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики. 

 

Наверх  

 

2. Экономическая  мысль Древнего мира 

 

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен первых цивилизаций, перед образованием возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной  модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной (путем систематизации логических и экономических идей и концепций) экономической теории.

Выразители экономической  мысли древнего мира (крупные мыслители-философы и отдельные правители рабовладельческих  обществ) стремились идеализировать и  сохранить навсегда рабовладение и  натуральное хозяйство как главное  условие открытого разумом и  охраняемого гражданскими законами непреходящего «собственного» порядка.

Доказательства идеологов  Древнего мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных  торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования денег и торгового капитала.

Главная особенность экономической  мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключалась в масштабных хозяйственных функциях государства. Так, создание ирригационных систем и контроль над ними требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части правовых мер. Однако там присутствовала чрезмерная государственная опека.

На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них – «Поучение гераклаопольского царя своему сыну» – датируется XXII ст. до н.э. В нем приводятся «правила» государственного управления, руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякой другой сферой искусства.

Другой памятник датирован  началом XVIII века до н.э. и называется «Речения Ипусера». Главная идея этого документа – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.

Вавилония древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Ефрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII веке до н.э. В соответствии с ним, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии по причине сокращения поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

·        посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;

·        за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли;

·        срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания;

·        предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный – 33% от ее первоначальной суммы.

Древнекитайская экономическая мысль неразрывно связана с именем мыслителя Конфуция (531 – 479 гг. до н.э.), , а также с идеями популярного в IV-III веках до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Сборник Конфуция «Луньюй» (беседы и суждения) регламентировал патриархальные отношения и ставил своей целью защиту государства, экономического благополучия родовой знати. Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель является «отцом народа» и гарантом правильного действия, способен реально повлиять на равномерное распределение создавшегося объема богатств.

Авторы коллективного  трактата «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. И так же, как и Конфуций, ратовали за незыблемость сословного деления общества.

Наиболее известным свидетельством Древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV-III вв до н.э. является трактат «Артхашастра», название которого расшифровывается следующим образом: артха – исскуство, учение, шастра – доход. Его автором считается Каутилья.

В этом трактате автор изложил  своему народу положение о происхождении  богатства и необходимости распределения  торговой прибыли между купцами  и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-«ариев», для которых не должно быть рабства, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это (возместить) разделить участь низшего сословия на определенное время или навсегда.

Рабство, которое имело  место в Древней Греции и Древнем  Риме называется классическим или античным. Выдающимися представителями экономической  мысли античного рабства в  период V-IV вв. до н.э. были Ксенофонт, Платон, Аристотель.

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.). Экономические воззрения Ксенофонта нашли отражение в трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелия, производительно может выполняться «наиболее простая работа».

Степень разделения труда  обусловлена размерами разделения рынка сбыта; всякому товару присущи  полезные свойства и способность  обмениваться на другие товары. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью  осуществлялось товарное обращение  и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428-348 до н.э.). Отобразил свои экономические взгляды в двух произведениях «Государство» и «Законы». В первом сочинении речь идет об особо важной роли аристократического сословия (философы) и сословия воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия олицетворяют аппарат идеального государства. Данные сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному им «чернью» (землевладельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении «Законы» Платон рисует модель идеального государства, развивает и конкретизирует свою аргументацию в части осуждения  ростовщичества, обосновывает ведущую  роль земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Проект идеального государства Аристотеля изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них, подобно Ксенофонту и Платону, он указывает на обусловленность деления общества (на свободных граждан и рабов) и труда (на умственный и физический) исключительно «законами природы». Он также указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли.

Свою приверженность принципам  натурального хозяйства Аристотель особенно ярко продемонстрировал в  выдвинутой им оригинальной концепции  «Об экономике и хрематистике». Эта концепция носит классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей – от земледелия и скотоводства до ремесленничества и торговли – он соотносит с одной из двух сфер жизнедеятельности: естественной (экономика) и неестественной (хрематистика).

Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей  и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика) основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой состоит в искусстве наживать состояние.

Таким образом, по рассматриваемой  концепции Аристотеля, все, что могло  бы подорвать основы натурально-хозяйственных  отношений, обусловлено разделением  труда, движением торгового и  денежного капитала относительно издержек хрематистики. Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно заключается в предоставлении денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высоких процентов. Как правило, эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного средства, а не капитала. 

Аристотель, рассматривая богатство, делит его на два вида: натуральное  и денежное. Первое он считает истинным. Богатство как совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы, так как потребление имеет свои границы. Денежное богатство таких границ не имеет. Искусство приобретать богатство Аристотель подразделяет на два направления. Цель первого – удовлетворение потребностей. Цель второго – накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством, он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным богатством – хрематистикой (хрема – владение, состояние, т.е. наука о владении собственностью). К объекту хрематистики Аристотель относится предельно отрицательно.

Катон Старший (234-144 гг. до н.э.). В основном своем сочинении «О земледелии» (160 г. до н.э.) он отразил опыт и методы развития земледелия при рабовладельческом строе в условиях расширения деятельности латифундий (крупное землевладельческое поместье). Катон рекомендовал продавать излишки своего хозяйства и покупать только то, что нельзя производить в собственном хозяйстве, держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал против роскоши.

Варон (116-27 гг. до н.э.). В своем основном произведении «О сельском хозяйстве» Варон обосновывает достоинства этой отрасли экономики и осуждает переселение римлян в городские стены, где они предпочитают «работать в театре и цирке», а «не на ниве и не в винограднике». Варон рекомендовал развивать наряду с земледелием и животноводство, поскольку, по его словам, «фундамент всякому состоянию – это скотина».

Такой вывод диктовался тем, что цены на зерно в Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах  поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской продукции на рынке не придавал особого значения.

Колумелл (I век до н.э.). Известен своим обширным трудом «О сельском хозяйстве» (сначала 4 книги, к концу жизни – 12 книг). Дал обзор состояния античного хозяйства и на основе обобщения сельскохозяйственной практики всего средиземноморья высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкую производительность труда рабов, Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус – земледелец).

Колонад – система экономических отношений, которая сложилась в Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы рациональной организации рабского хозяйства. 

 

Наверх  

Информация о работе Предмет истории экономических учений. Экономическая мысль античности и средневековья. Первые экономические школы