Предмет истории экономических учений. Экономическая мысль античности и средневековья. Первые экономические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своих действий, способами и средствами их достижения, а также отношениями, складывающимися между людьми в процессе и результате добывания и распространения благ, обмена производственными продуктами и услугами. Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представление, бытующее в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий.

Оглавление

1. Предмет истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего мира.
3. Экономическая мысль Средневековья.
4. Первые экономические школы.
Тесты к лекции 1
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.21 Кб (Скачать)

 

3. Экономическая  мысль Средневековья 

 

Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том  числе в области хозяйственной  жизни, является ее богословский характер. По данной причине средневековым  экономическим доктринам присущи  многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью  которых предполагалось не допустить  внедрения рыночных отношений и  демократических принципов общественного  устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных  отношений существовал в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. в странах Европы.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли  на Востоке упоминается идеолог  арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – канонист Фома Аквинский.

Ибн-Хальдун (1332-1406 н.э.). По его заявлению, в начале VII века на землю снизошли «откровения бога». Услышавший их шекнацкий купец Мухамед – первый проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов.

Ибн-Хальдун попытался укрепить в думах всех правоверных концепцию некоторой «социальной физики».

Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических  обобщений, таких, как необходимость  возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и ростовщичества.

Рассматривая проблему достатка и недостатка в обществе материальных благ, Ибн-Хальдун указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее степенью их заселенности. Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых населению материальных благ. Расцвет города, как и общества в целом, реален в условиях снижающихся размеров налога, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (1225-1274) – итальянский теолог, философ, монах, сын графа. В 1323 г. был канонизирован, т.е. стал святым.

В его трудах выражен основной принцип схоластики (философии), занимавшей господствующее положение в идеологии  феодального общества, главной целью  которого считали защиту христианской религии. Он различал истины разума и  истины откровения, расценивая последние  как высшие истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря  богу.

Социальное неравенство  Фома Аквинский объяснял как благо, как установленную иерархию форм в вещах. Стремился увековечить  сословия, отделял умственный труд от физического, защищал частную  собственность. Исходя из принципа пользы различной оценки товаров участниками обмена, выдвинул тезис о «справедливой цене», в котором дал субъективное обоснование процесса обмена.

Воззрения Фомы Аквинского в области социально-экономического устройства общества существенно отличаются от положений основателя канонистов Августина Блаженного (1353-1430).  

 

 

Ранний канонизм  
(Августин Блаженный)

Поздний канонизм  
(Аквинат)

Разделение труда

Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе

Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным проведением и склонностями людей

Богатство

Труд людей создает  богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление богатства является грехом.

Золото и серебро –  источник приумножения частной собственности  и умеренного богатства

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом  свободного волеизъявления людей.

Субъективный процесс, не всегда обеспечивает равенство извлекаемой  пользы, поскольку в результате этого  акта выходит, что вещь поступает  в пользу одному и в ущерб другому.

Справедливая  цена

Ценность товара устанавливается  в соответствии с трудовыми и  материальными затратами в процессе его производства по принципу справедливой цены.

Процесс установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может  не доставить продавцу соответствующее его положению в обществе количество денег и нанести ущерб.

Деньги

Деньги являются искусственным  изобретением человека и необходимым  для облегчения и ускорения меновых  операций на рынке благодаря внутренней ценности монет.

Ценность денег на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства.

Отношение к торговой прибыли и ростовщическому капиталу

Торговая прибыль и  ростовщический процент, извлекаемый  из ссудных и торговых операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления.

Крупные доходы купцов и  ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и  прочими издержками, а также с  риском, имеющим место в благопристойной  деятельности.


 

 

Наверх  

 

4. Первые экономические  школы 

 

Меркантилизм как система господствовала на протяжении XVI-XVIII вв. Основные положения меркантилизма сводятся к следующему: богатством является лишь то, что превращается в деньги. Деньги – это подлинное богатство, его воплощение. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а непосредственным источником богатства выступает обращение, сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении возникает прибыль.

Поэтому внутри страны купля-продажа  только перемещает богатство из рук  в руки, общего выигрыша здесь быть не может, так как количество денег  остается в целом неизменным (здесь  имеются в виду деньги в виде золота и серебра). Прибыль одного оборачивается  убытком другого, в целом же страна прибыли не получает. Только внешняя  торговля перемещает богатство из страны в страну. Поэтому надо как можно  больше продавать за рубеж, а не отдавать свои деньги за иностранные товары.

Меркантилизм делится  на ранний и поздний.

Ранний меркантилизм, возникший  в XVI веке, называется также монитарным или меркантилизмом денежного баланса. Его основное требование сводится к собственному сокращению импорта (вплоть до полного запрета вывоза золота и серебра за границу).

Поздний меркантилизм возник в XVII веке и называется меркантилизмом торгового баланса. Отказ от импорта  объявляется бесперспективным. Главным  считается то, чтобы экспорт превышал импорт, т.е. торговый баланс должен быть активным. Рассмотрим общие признаки и отличительные черты раннего  и позднего меркантилизма. 

 

Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Уровень внешней  торговли

Торговые связи между  странами развиты слабо, носят эпизодический  характера.

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер.

Рекомендуемые пути достижения активного торгового  баланса

Установление максимально  высоких цен на экспорт товаров.

Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при  перепродаже товаров других стран за границей.

Всемерное ограничение импорта  товаров.

Допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при  условии положительного сальдо во внешней  торговле.

Запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного  богатства.

Вывоз денег допускается  в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного  торгового баланса.

Позиции в области  теории денег

Преобладает номиналистическое  восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность.

«Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно  пропорциональна их количеству; уровень  и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения  денег, увеличивая спрос на них, стимулирует  торговлю).

Устанавливается фиксированное  соотношение в обращении золотых  и серебряных денег (система биметаллизма).

Устанавливается система  монометаллизма.

Констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных  свойств.

Констатация товарной сущности денег, но, по-прежнему, в силу якобы  естественных свойств золота и серебра.

В качестве функций денег  признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые  деньги.

Из числа известных  функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция  средства  обращения.

Монетаристские  позиции

Доминирует идея «денежного  
баланса».

Господствует положение  о  
«торговом балансе».


 

 

Идея монетаризма, возникшая  и достигшая наиболее полного  развития в Англии, получила в дальнейшем распространение во многих странах  мира. Если идеи раннего меркантилизма  в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд, живший 1554-1612 гг., а позднего – Томас Мен (1571-1641), то во Франции  первым пропагандистом был Антуан де Монкретьен (1575-1621), которому принадлежит термин «политическая экономия».

Одним из первых теоретиков меркантилизма был Антонио Серро, создавший свои работы в начале XVII века.

В России в XVII веке меркантилистские программы разрабатывали Афанасий Ордын-Нащокин (1606-1680), Юрий Крыжанич (1618-1683), в XVIII веке – Иван Посошков (1652-1726).

На Украине первым пропагандистом меркантилизма был Феофан Прокопович (1681-1736).

Классическая  школа

Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного предпринимательства, что способствовало разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий полного Laisser faire, что переводится как «полное невмешательство государства в экономику, деловую жизнь», т.е. означало экономический либерализм.

С конца XVII – начала XVIII вв. эта идея превратилась в своеобразный девиз либеральной экономической  политики. Именно с этого времени  зарождается новая теоретическая  школа экономической мысли, которую  позднее назовут классической политической экономией.

Термин «классическая» означает «научная». В качестве предмета изучения представители классической школы  предпочитали главным  vbnобразом сферу производства, причем независимо от того, в промышленности оно осуществляется или в сельском хозяйстве. Кроме того, классическая школа изучала проблемы экономики свободной конкуренции.

Общие признаки и отличительные  черты классической школы и меркантилизма.  

 

Меркантилистская

Классическая

Главный принцип  экономической политики

Протекционализм (политика покровительства, защиты государством). Политика свободной конкуренции объективно невозможна.

Главный принцип – экономический  либерализм.

Предмет экономического анализа

Преимущественное изучение проблем сферы обращения в  отрыве от сферы производства.

Преимущественное изучение проблем сферы производства в  отрыве от сферы обращения.

Метод экономического анализа

Эмпирический, описание внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики.

Каузальный (причино-следственный), дедуктивный, индуктивный, анализ и  синтез, логический и научной абстракции. Недооценка обратного влияния на сферу производства факторов сферы обращения.

Трактовка происхождения  стоимости товаров и услуг

В связи с естественной природой золотых и серебренных  денег и их количества в стране.

Рассматривают по однофакторной, т.е. затратной характеристике с  учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда.

Приоритетные  принципы экономического анализа

Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений  и категорий.

Принцип причинно-следственного  анализа с последующим построением  генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимости.

Концепция экономического роста

Посредством приумножения денежного  богатства страны, благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо).

Посредством увеличения национального  богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства.

Принцип макроэкономического  равновесия

Достигается благодаря координирующим и регулирующим мерам государства.

Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка.

Позиции в области  теории денег

1.      Деньги – искусственное изобретение людей.

2.      Деньги – фактор роста национального богатства.

1.      Деньги – это стихийно выделившийся в товарном мире товар.

2.      Деньги – это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.


 

 

Классическая школа в  своем развитии прошла 4 этапа:

Первый этап приходится на конец XVII – начало XVIII века, когда в Англии, благодаря Уильяму Петти, и во Франции, с появлением трудов Пьера Буагильбера, стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма – нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере либерального правительства.  

Следующая стадия на этом этапе  связана с периодом середины и  начала 2 половины 18 века, когда появилось  новое течение «физиократия» и меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной критике.

Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством Адама Смита – великого ученого-экономиста Англии.

Третий этап развития классической школы охватывает практически всю первую половину XIV века, в течение которой в развитых странах (Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному (индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической школы внесли последователи А. Смита: англичане – Давид Рикардо, Томас Мальтус, Н.Сеньор; французы – Жан Батист Сей и Фенимор Бастиао. Хотя все эти авторы, следуя своему учителю, главной в экономической теории считали теорию трудовой стоимости и так же, как А.Смит, придерживались затратной концепции (в соответствии с которой происхождение стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства), тем не менее каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.

Четвертый этап относится ко второй половине 19 века, при котором доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которые всесторонне обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившее впоследствии название неоклассической экономической теории.

Родоначальники  классической школы

Родоначальником классической школы в Англии был Уильям Петти (1623 – 1687). Родился в семье суконщика, в 14 лет стал юнгой на корабле. В 15 лет поломал ногу и ушел из флота, оказался во Франции, где и закончил колледж. В 1640 г. вернулся в Лондон, затем пошел служить в военно-морской флот. В 23 года ушел из армии и решил заняться медициной, учился в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора физики, стал профессором. Но бросил все и стал главным врачом при главнокомандующем английской армии. По просьбе начальства стал заниматься разделом земли между офицерами. Затем стал скупать эти земли у офицеров, которые не хотели работать на земле. Таким образом скопив огромный капитал, он стал крупным землевладельцем. Посвятил себя новым занятиям, связанным с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства, в результате чего появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и др., в которых прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилизма.

Информация о работе Предмет истории экономических учений. Экономическая мысль античности и средневековья. Первые экономические школы