Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:06, доклад
В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений.
Последующее столетие было наполнено ожесточенной войной между народом и знатью. В борьбу вступили италики, покоренное Римом население Италии; италики требовали земли и гражданских прав. В 91-82 годах конфликт привел к кровопролитной гражданской войне, италики получили гражданские права, но не добились земли. Безземельные голодали, уходили в города, просили подаяния, пытались заняться ремеслом. В Италии происходило то, что уже не раз происходило в странах Востока – рост населения привел к нехватке земли, голоду, восстаниям неимущих; напомним что мы называем такую фазу демографического цикла Сжатием. Борьба обострялась; постепенно в борьбу стали вовлекаться полководцы, которые требовали земли для своих солдат. Наместник Галлии Юлий Цезарь самовольно основывал колонии и наделял солдат землей. Когда сенат признал его действия незаконными, Цезарь двинул свои легионы на Рим и захватил власть. В Риме установилось монархическое правление.
Цезарь и его преемник Август подвергли знать жестоким репрессиям, отняли у нее большую часть земли и передали ее беднякам. Гражданская война привела к гибели большой части населения, переделу земли и установлению монархии. Это было закономерное окончание демографического цикла – в Риме произошло то, что много раз происходило на Востоке.
После установления империи начался второй демографический цикл. Население снова стало расти, крестьяне снова разорялись и бедняки умирали от голода. Перенаселение в первую очередь коснулось восточных областей Империи – здесь стало распространяться христианство, учение которое осуждало богатство и призывало богатых делиться с бедными. «Что же мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - спросил Иисуса один богач, и Иисус ответил: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим». Известный лидер германских социалистов XIX века, К. Каутский, называл Иисуса Христа «первым социалистом».
Во II н. э. стало ощущаться перенаселение даже в недавно освоенных провинциях, в Галлии и Испании чувствовалась нехватка земли, безземельные бедняки были готовы работать за кусок хлеба. К этому времени войны прекратились, рабы подорожали и оказалось, что труд свободных батраков дешевле труда рабов. Рабам стали позволять выкупаться на волю, их становилось все меньше, и постепенно рабство потеряло значение. Крупные землевладельцы теперь сдавали землю арендаторам-колонам. В III веке Сжатие привело к голоду и восстаниям, по всему Средиземноморью свирепствовала чума; затем в ослабленную смутами Империю вторглись варвары – произошла новая катастрофа, которую историки называют «кризисом III века». После катастрофы начался третий демографический цикл, который был закончился новой катастрофой в V веке. На этот раз Империя не смогла сдержать нашествия варварского нашествия, большая часть Европы была занята варварами, Западная Римская империя прекратила существование.
Тема 6. Феодализм в Европе (доXIV в.)
Нашествие германцев и гуннов погубило большую часть населения Европы. Города были разрушены, заброшенные поля зарастали кустарником и молодыми деревьями, вскоре вся Европа снова покрылась лесами. Германцы основали несколько варварских королевств, Галлия была завоевана франками, Испания – вестготами, Италия – остготами; между этими королевствами велись непрерывные войны. В 713 году на королевство вестготов неожиданно напали арабы, они переправились через Гибралтарский пролив из Африки, за несколько лет завоевали Испанию и в 720-годах вторглись во Францию. Сила арабов заключалась в тяжелой кавалерии – их одетые в кольчуги всадники без труда одерживали победы над франкскими пехотинцами. Вождь франков Карл Мартелл был вынужден поспешно создавать свою кавалерию; для этого он конфисковал земли церкви и роздал их в бенефиций своим воинам-вассалам. Крестьяне, которые раньше арендовали эти земли, теперь отдавали арендную плату воинам, которые должны были приобрести коня, кольчугу и по первому зову являться на службу. Эта система содержания воинов была заимствована у арабов – на Востоке она называлась «икта». Так появилось европейское рыцарство. В 732 году новая рыцарская армия франков разгромила арабов при Пуатье. Благодаря рыцарям, королевство франков стало сильнейшим в Европе; при Карле Великом (768-814) франки завоевали Германию и Италию. Во всех завоеванных странах они отнимали землю у местных землевладельцев и насаждали рыцарский строй. Подражая франкам, короли Польши и Чехии завели своих рыцарей – по всей Европе распространилось бенефициальное рыцарское землевладение. После смерти Карла Великого в королевстве франков начались династические распри и оно распалось на Францию, Италию и Германию. В середине IX века начались набеги норманнов, которые разграбили все европейские города и опустошили большую часть Европы. В обстановке смут и нашествий франкские короли потеряли контроль над рыцарством. Многие графы и бароны не признавали никакой власти и вели междоусобные войны. Бенефиции рыцарей стали наследственными и превратились в феоды. Сеньор стал господином своих крестьян, большая часть которых была превращена в рабов-сервов. В Х веке сеньория представляла собой маленькое государство, центром которого был укрепленный замок. От 1/4 до 3/4 населения сеньории составляли сервы, большая часть из них обрабатывала выделенные им личные наделы, уплачивая произвольный оброк - талию. Часть недели сервы были заняты на барщинных работах в господском хозяйстве («домене»); серв был полной собственностью хозяина, его можно было продать без земли, его жизнь и имущество принадлежало сеньору, а над его женой сеньор обладал “правом первой ночи”. Остальные крестьяне («вилланы») считались свободными наследственными держателями, их рента («ценз») была фиксирована и регулировалась обычаем; однако, находясь под судебной и административной властью своего господина, они, так или иначе, оставались зависимыми людьми.
Сеньория была замкнутой хозяйственной единицей, в ней производилось все, необходимое для жизни, кроме некоторых предметов роскоши и вооружения. Агротехника в целом оставалась прежней и даже упростилась, урожайность редко превышала 10 ц/га. Важным новшеством было появление лошадиной запряжки («хомута»); лошади стали заменять волов на пашне. Торговли почти не существовало – в те времена Европа была охвачена анархией, дороги были непроезжими, повсюду хозяйничали банды разбойников, рыцари без зазрения совести грабили купцов, проезжавших через их владения.
Набеги норманнов прекратились только в начале XI века, к этому времени немного поутихли и междоусобные войны сеньоров. Численность населения стала увеличиваться. По оценкам демографов, население Франции составляло в 1100 году около 6 млн. человек, в 1200 году - 9 млн., в 1300 году - 16-18 млн. В Х веке большую часть Франции - особенно на Севере - покрывали леса; в ХI веке начались расчистки лесных массивов, которые достигли наибольшей интенсивности в конце ХII века. На северо-востоке Франции, в Пикардии и Фландрии (современная Бельгия) нехватка земель стала ощущаться еще в XI веке. Безземельные крестьяне пытались заработать на жизнь ремеслом. Ремесленники и торговцы, селились под стенами замков-бургов, вблизи рынков и речных переправ. Эти поселения вскоре обносились стенами и их называли «новыми бургами», а их жителей -burgenses, буржуазией. «Буржуазия» объединялась в гильдии или ганзы, она имела своих «графов ганзы», свою казну, нотариусов и приставов, поддерживала порядок к бурге и содержала укрепления.
Между тем, города росли и вскоре смогли противопоставить рыцарству многочисленность своего населения, мощь крепостных стен и силу купеческих капиталов. В 1077 году в Камбрэ произошел первый социальный взрыв, первая социальная революция, породившая КОММУНУ. Именно Фландрия стала очагом Сжатия и центром, откуда исходила волна европейских коммунальных революций. После кровавых войн и восстаний революция восторжествовала: Гент, Ипр, Брюгге, Лилль, Дуэ, Амьен и другие города Фландрии и северо-восточной Франции получили свободу и самоуправление. Их жители стали свободными гражданами и судились собственными выборными судьями - эшевенами. Однако власть в коммунах не была демократической; она принадлежала городской верхушке, богатым купцам и мастерам цехов, «патрициям».
Городские ремесленники и торговцы были организованы в цехи, замкнутые самоуправляющиеся корпорации. Цехи имели своих старост, свою казну, хранившуюся в принадлежащей цеху церкви, свое ополчение и свое знамя. Полноправными членами цеха были лишь мастера, имевшие свою мастерскую, заплатившие вступительный взнос и сдавшие экзамен. Мастера содержали подмастерьев и учеников. Условия приема в цех были таковы, что мало кто из подмастерьев мог рассчитывать стать мастером. Цехи имели монопольное право заниматься своим ремеслом и жестоко преследовали тех городских и деревенских жителей, которые занимались ремеслом, не принадлежа к цеху. Внутри цехов существовала жесткая регламентация, каждый мастер мог произвести только определенное количество товара определенного качества и продавать свою продукцию по установленной цехом цене.
В XII веке во Фландрии сложились
условия для промышленной революции
- излишек рабочей силы, наличие
крупных капиталов и высокой
технологии ткачества. Капиталисты
создавали раздаточные
Другой торгово-промышленной областью Европы была Италия. Развитие итальянских городов было связано со средиземноморской торговлей. В XII веке восстановилась торговля по «дороге пряностей» - арабские купцы привозили товары Востока в Александрию, где их покупали итальянцы, перепродававшие эти товары по всей Европе - но в особенности на знаменитых ярмарках Шампани. Огромные прибыли от этой торговли лежали в основе процветания Венеции и Генуи. Расцвет Флоренции и Сиены был связан с банковским делом. Римский папа поручил ростовщикам из этих городов собирать по всей Европе церковную десятину. Таким образом, в их руках оказались огромные капиталы, в XIII веке в Сиене был создан первый европейский банк – «Большой банк Бунсиньори»; итальянские банкиры ввели в ход векселя, по которым можно было получить деньги у ростовщиков в других городах и странах. В итальянских городах процветало и ремесло; Италия так же, как Фландрия, страдала от перенаселения и безземельные крестьяне уходили в города, чтобы зарабатывать на хлеб ремеслом. Во Флоренции было 300 сукнодельческих мастерских, в которых производили ткани не хуже фризских сукон.
Увеличение демографического давления в Западной Европе привело к измельчанию крестьянских наделов - к ХIII веку они уменьшились в четыре раза и не превышали 4-6 га.
Перенаселение привело к появлению избытка рабочей силы и обесценению рабства. Если ранее господские земли обрабатывались барщинными рабами-сервами, то теперь оказалось выгоднее сдавать эти земли в аренду безземельным беднякам - ставки такой аренды намного превосходили обычный ценз. Барщина переводилась («коммутировалась») в денежный налог, более того, распространился выкуп рабских повинностей - началось массовое ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН.
К концу ХIII века короли
Франции подчинили большую
Между тем, Сжатие нарастало, в 1304, а затем в 1315 году европейские страны постиг страшный голод. Во Фландрии вспыхнула революция: ткачи поднялись на восстание, овладели городами и изгнали «патрициев». «Патриции» призвали на помощь французского короля, началось война, в которую вмешались высадившиеся на континенте англичане. В конечном счете, войны и восстания привели к победе абсолютной монархии во Франции - как всегда, катастрофа в конце демографического цикла привела к власти могущественных царей. Король Карл V (1356-80) правил как самодержец, он ввел постоянные налоги и создал наемную королевскую армию. В обстановке голода и восстаний в Европу пришла чума. Страшную эпидемию 1348 года назвали Черной смертью; она унесла около половины населения Европы. Все эти события, голод, эпидемии и войны историки называют «кризисом XIV века». Этот кризис означал окончание четвертого европейского демографического цикла.
Тема 7. От Средневековья к Новому Времени.
Демографическая катастрофа XIV века привела к значительным переменам в экономической жизни Европы. Накануне Великой Чумы большинство крестьян выкупили свою свободу и избавились от барщины, для обработки своих домениальных полей сеньоры предпочитали нанимать батраков или отдавали землю в аренду – рабочая сила была дешевой. Теперь же число крестьян уменьшилось, они были заняты на обработке своих полей - рабочая сила вздорожала; батраков стало трудно найти. Сеньоры попытались силой вернуть крестьян на барщину – в ответ начались большие крестьянские восстания, Жакерия во Франции, восстание Уота Тайлера в Англии. Времена были уже не те, что в раннем средневековье, когда рыцарям удалось поработить крестьян. В XIV веке у крестьян появилось новое оружие, «большой лук», стрела из которого пробивала доспехи за 150 метров. Хотя восстания были подавлены, рыцарям пришлось навсегда отказаться от барщины.
В итоге поля сеньоров остались без работников и им пришлось отдавать их желающим крестьянам в наследственную аренду за самую низкую плату, за фиксированный «ценз». Дворяне-рыцари были практически разорены, им оставалось единственное средство обогащения – война и грабеж. Они делали все возможное чтобы продлить бесконечную войну между Англией и Францией – эта война получила название Столетней. Когда войны все-таки закончились, дворянство стало искать других способов обогащения - оно стало алчно поглядывать на богатства церкви.
Церковь обладала огромными богатствами; в Англии, Франции, Германии ей принадлежала примерно треть земель. Церковь, обладавшая огромными богатствами, в то же время проповедовала среди мирян нестяжание, она осуждала обогащение, призывая богатых раздавать милостыню бедным. Обвинения в адрес «заевшихся монахов» раздавались уже давно; в начале XVII века они приняли характер широкого реформационного движения. Лидером немецких реформаторов был Мартин Лютер, французских - Жан Кальвин. Реформаторы утверждали, что богу не нужны профессиональные священнослужители и роскошные храмы, что каждый может обращаться к богу напрямую, без священника – нужно только знать Библию и искренне верить. Они призывали отнять у церкви все богатства. Кроме того, они утверждали, что нет нужды раздавать милостыню и делится с бедняками, что добрые дела не послужат к спасению души. Наоборот, нужно копить богатство – если бог дарует богатство, значит он благосклонен к его избраннику. Таким образом, этика реформаторов (их еще называли протестантами) ставила высшей целью личное обогащение.