Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы дипломной работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
1) выяснить и изучить, что значит «безработица» и каковы причины её возникновения; как она влияет на характер человека; какие последствия может вызвать в своём росте безработица;
2) рассмотрение и сравнительный анализ (на примере зарубежных стран) прав граждан на защиту от безработицы;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Общее понятие безработного и определение его правого статуса 8
§1. Общее понятие безработный и его правовой статус 8
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости 14
§3. Материальное обеспечение безработного 21
Глава II. Основные критерии безработицы: причины, уровень и продолжительность 25
§1. Основные причины возникновения безработицы 25
§2. Уровень и продолжительность безработицы. 28
Глава III. Безработица. Её основные виды. Формы её проявления 29
§1. Естественная безработица 29
§2. Вынужденная безработица 31
§3. Социально-психологические издержки безработицы 33
§4. Внеэкономические издержки. 35
Глава IV. Правовой статус безработного 38
§1. Общее понятие правого статуса безработного 38
§2. Основные права и обязанности безработного 44
§3. Государственные гарантии социальной поддержки безработного 48
Глава V. Пособие по безработице. 63
§1. Понятие пособия по безработице 63
§2. Продолжительность выплаты пособия по безработице. 66
§3. Размер пособия по безработице. 68
§4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы 72
Заключение 77
Список используемой литературы 84

Файлы: 1 файл

диплом безр..doc

— 394.00 Кб (Скачать)

Позиция Международной организации труда в отношении занятости и безработицы выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991г. Касаясь содействия продуктивной занятости, Конвенция устанавливает, что содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Такие средства должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профориентацию. В период экономического кризиса в политику приспособления следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы. Обращается внимание на меры обеспечения профессиональной мобильности, защиты безработных и предоставления им подходящей работы56.

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу в целях поддержания их на желательном уровне, является система внутренних рынков труда предприятий, взаимодействующих с местными и региональными рынками. Роль рынков труда как регуляторов занятости и безработицы осуществляется на основе их реагирования на изменение спроса и предложения на рабочую силу. Действуя подобно автопилоту, рыночный механизм может успешно функционировать “в автоматическом режиме” лишь в нормальных условиях, т.е. в пределах допустимых значений уровней занятости и безработицы. При выходе за эти пределы, что характерно для экономического кризиса, необходимы институциональные воздействия на рынки труда путем осуществления комплекса экономических и организационных мер, направленных на увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении ее цены за счет роста квалификации работников и достижения ими высокого уровня эффективности труда.57

Заключение

По материалам выше проведенного исследования, необходимо сделать краткие и обобщающие выводы. Итак, я полагаю, если говорить о безработице, то есть основания считать, что динамика безработицы в России останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики.

Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы  субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.

Активное использование этих механизмов в развитых странах, особенно общественных работ и других гибких форм занятости, обеспечивает высокую мобильность безработных и существенно снижает продолжительность безработицы. Такими механизмами необходимо овладевать и в нашей стране.

Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной политики.

В начале 90-х годов главной задачей законодательства о занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь, домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы и другие социально уязвимые категории населения.

Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в Государственный фонд занятости населения, значительно превышал расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда. Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992 г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял обеспечить охват соответствующими программами более миллиона безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты. Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в сфере теневого бизнеса.

Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить достойное пособие по безработице и предоставить возможность переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.

Однако, по мере нарастания кризисных явлений в экономике, ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую сторону не изменилось.

Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение трудового законодательство и в частности Трудового Кодекса, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.

Поэтому целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой – на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т. д.).

 Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ занятости населения.

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Таким образом, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой  форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

Проанализировав и изучив правовой статус безработного, я могу сказать, и это очевидно, что у безработных граждан наряду с занятыми в сфере труда гражданами есть свои права и обязанности. Безработных со всех сторон поддерживает государство, предоставляя им всякие своего рода права и гарантии, которыми безработные граждане пользуются и живут опираясь на них. Но я хочу заметить, что это не стимул для дальнейшей жизни! Почему? Потому что, государство предоставляя какие-либо гарантии, а также оказывая безработному социальную поддержку, пытаясь хоть как-то скрасить печальную и удручающую судьбу безработного, само подталкивает рядового рабочего человека стать безработным. Ведь, глядя на все условия жизни безработного, а именно на его гарантии и пособия, образ жизни (свободный, не занятый и не обременённый работой), рабочий человек может оставить работу и позарившись на такую свободную, вполне легальную жизнь безработного, забывая о семье  и о возложенной на него ответственности за свою семью, не задумываясь о дальнейших последствиях, которые могут сложиться не лучшим образом в его последующей жизни, окунуться с головой в мир безработицы – в мир свободы и «душевного покоя» от работы.

Но как жить дальше, если у тебя в действительности семья или какой-нибудь кредит в банке? Здесь дело обстоит в другом. Дело в том, что одинокому человеку занятому в какой либо трудовой сфере, не обременённому семьёй и кредитом в банке, уйти в мир безработицы легко и просто, для этого всего лишь просто-напросто достаточно написать заявление об увольнении.

Другое дело семейный человек, человек, который живёт и работает ради своей семьи, семья – жена (муж) и дети стимулируют его повседневную жизнь, заставляя его думать прежде всего о них и о работе. И, не дай Бог ему позариться на мир «блаженства и свободы» безработицы и дальнейшая его судьба будет весьма печальной, и, я не удивлюсь, если она закончится в тюрьме.

Итак, я хочу сказать, что «правовой статус» может дать безработному человеку хоть какую-то надежду, поддержку в нашей не спокойной и быстро меняющейся во всех сферах жизни. Правовой статус предоставляет безработному на это гарантии – гарантия того, что он «безработный» будет жить завтра и работать ему «безработному» для этого не нужно, а зачем работать – пособие же есть!

Информация о работе Правовой статус безработного