Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, дипломная работа
Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы дипломной работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
1) выяснить и изучить, что значит «безработица» и каковы причины её возникновения; как она влияет на характер человека; какие последствия может вызвать в своём росте безработица;
2) рассмотрение и сравнительный анализ (на примере зарубежных стран) прав граждан на защиту от безработицы;
Введение 3
Глава I. Общее понятие безработного и определение его правого статуса 8
§1. Общее понятие безработный и его правовой статус 8
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости 14
§3. Материальное обеспечение безработного 21
Глава II. Основные критерии безработицы: причины, уровень и продолжительность 25
§1. Основные причины возникновения безработицы 25
§2. Уровень и продолжительность безработицы. 28
Глава III. Безработица. Её основные виды. Формы её проявления 29
§1. Естественная безработица 29
§2. Вынужденная безработица 31
§3. Социально-психологические издержки безработицы 33
§4. Внеэкономические издержки. 35
Глава IV. Правовой статус безработного 38
§1. Общее понятие правого статуса безработного 38
§2. Основные права и обязанности безработного 44
§3. Государственные гарантии социальной поддержки безработного 48
Глава V. Пособие по безработице. 63
§1. Понятие пособия по безработице 63
§2. Продолжительность выплаты пособия по безработице. 66
§3. Размер пособия по безработице. 68
§4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы 72
Заключение 77
Список используемой литературы 84
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Следующим видом социальной поддержки безработного является стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости.
Согласно ст. 23 Закона о занятости профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
Размеры стипендии определяются следующим образом:
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, при прохождении ими профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости в указанных районах и местностях средняя заработная плата для начисления стипендии рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Тем гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном на 20-100 процентов размере в зависимости от зоны проживания. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку, стипендия начисляется с первого дня их обучения40.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органы службы занятости, согласно ст. 36 Закона о занятости, могут оказывать в период его безработицы материальную и иную помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица:
При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Под общественными работами согласно ст. 24 Закона о занятости понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Представляется, что было бы полезным использовать в нашей стране опыт развитых стран, где на общественных работах достаточно широко применяется труд интеллигенции, причем чаще всего без прохождения переквалификации. Граждан с высшим образованием трудоустраивают на должности руководителей различных участков общественных работ, в исследовательские группы, органы образования, здравоохранения и т.д.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
Особенностью срочного трудового договора об участии гражданина в общественных работах является то, что этот договор может быть расторгнут досрочно при устройстве на подходящую постоянную или временную работу.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, основанием для выплаты которого является уведомление работодателя о приеме на работу, а также ежемесячно выдаваемая им справка о фактически отработанном времени.
Для той категории граждан, которым общественная работа является подходящей, пособие не сохраняется.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным Правительством Российской Федерации, общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:41
Финансирование общественных
работ производится за счет средств организаций,
в которых организуются эти работы, и привлечения,
при необходимости, средств субъектов
Российской Федерации.43
Глава V. Пособие по безработице.
§1. Понятие пособия по безработице
Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. В последствии оно устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Наряду с рядом другим мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.
Основной нормативный акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», принятый в 1991г. и затем изложенный в редакции от 20 апреля 1996 г. С тех пор он изменялся и дополнялся.
Выплата пособия по безработице названа в законе первой среди гарантий социальной поддержки безработных. Другие гарантии – это выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом для трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.
Для безработных
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.45
Решение о признании гражданина безработным принимает один орган занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке).46
Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане: