Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 18:14, дипломная работа
Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы дипломной работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
1) выяснить и изучить, что значит «безработица» и каковы причины её возникновения; как она влияет на характер человека; какие последствия может вызвать в своём росте безработица;
2) рассмотрение и сравнительный анализ (на примере зарубежных стран) прав граждан на защиту от безработицы;
Введение 3
Глава I. Общее понятие безработного и определение его правого статуса 8
§1. Общее понятие безработный и его правовой статус 8
§2. Трудоустройство. Государственная служба занятости 14
§3. Материальное обеспечение безработного 21
Глава II. Основные критерии безработицы: причины, уровень и продолжительность 25
§1. Основные причины возникновения безработицы 25
§2. Уровень и продолжительность безработицы. 28
Глава III. Безработица. Её основные виды. Формы её проявления 29
§1. Естественная безработица 29
§2. Вынужденная безработица 31
§3. Социально-психологические издержки безработицы 33
§4. Внеэкономические издержки. 35
Глава IV. Правовой статус безработного 38
§1. Общее понятие правого статуса безработного 38
§2. Основные права и обязанности безработного 44
§3. Государственные гарантии социальной поддержки безработного 48
Глава V. Пособие по безработице. 63
§1. Понятие пособия по безработице 63
§2. Продолжительность выплаты пособия по безработице. 66
§3. Размер пособия по безработице. 68
§4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы 72
Заключение 77
Список используемой литературы 84
Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным.47
§2. Продолжительность выплаты пособия по безработице.
Пособия по безработице по общему правилу устанавливаются гражданам с первого дня признания безработными. Причем решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
С февраля 2003 г. правила обеспечения граждан пособием по безработице существенно изменилось. Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев. Однако их этого правила теперь предусмотрены исключения для многих граждан: ищущих работу впервые; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года); уволенных из организации по собственному желанию без уважительных причин; уволенных за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия.
Период выплаты пособия для них не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев, а общий период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия, имеют обычно право на повторное получение пособия. Общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Мужчинам, не достигшим 60 лет, и женщинам, не достигшим 55 лет, имеющим страховой стаж не менее соответственно 25 и 20 лет, а также необходимый стаж на определенных видах работ, дающий им право на досрочную пенсию по старости, период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Порядок определения размера пособия по безработице различный – пособие либо исчисляется из заработка, либо устанавливается в определенном процентном отношении к прожиточному минимуму. Пособие исчисляется из заработка тем гражданам, которые признаются работавшими ко дню начала заработка. Безработные считаются работавшими к этому дню, если они в течение 12 последних месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) либо были уволены с военной службы или из органов внутренних дел. Заработок подсчитывается за последние три месяца по последнему месту работы (службы). При исчислении пособия из заработка тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, средний заработок для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.48
§3. Размер пособия по безработице.
Согласно, Федерального Закона №834 от 1 Декабря 2007 года пособие по безработице в Российской Федерации на 2008 составляет от 770 до 3080 рублей.
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течении 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня, и признанным безработными, начисляется в первом (12—месячном) периоде выплаты: в первые 3 месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие 4 месяца - в размере 60%; в дальнейшем – в размере 45% , но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в данном субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного минимума; во втором (12-месячного) периоде выплаты – в размере 30% величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.
Гражданам, признанным безработными, в том числе впервые ищущим работу; стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более одного года) перерыва; уволенным за нарушение дисциплины или другие виновные действия; уволенным из организации в течении 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице начисляются: в первом (6-месячном) периоде выплате – в размере 30 % величины прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте РФ; во втором (6-месячном) периоде выплаты – в размере 20 % указанного минимума.
Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.
При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.
Для безработных граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, к пособию по безработице, выплачивается дополнительное пособие. Размер доплаты в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зависит от места постоянного проживания (проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в зоне с правом на отселение и постоянное проживание в зоне отселения до переселения в другие районы). В период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия в размере 75 % среднего заработка, исчисляемого за последние три месяца работы, но не выше величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ. В таком размере стипендия выплачивается: уволенным по собственному желанию по уважительным причинам; уволенным по другим основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня. Гражданам, впервые ищущим работу, стипендия выплачивается в размере стипендии, установленного государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. Иной размер стипендии установлен для граждан, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Им стипендия выплачивается за счет средств соответствующей организации в размере 100 % среднего заработка, но не выше величины прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте РФ, и не ниже 30 % этого минимума.
Во всех случаях минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей. Как и пособие по безработице стипендия увеличивается в период проживания в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты о заработной плате, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф.
Выплата
пособия прекращается с
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Выплата пособия не производится в следующие периоды:
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.49
§4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы
Прежде всего, необходимо уточнить два понятия — трудовые ресурсы и занятость, определить, как они соотносятся между собой и каким образом можно количественно оценить их. Как отмечалось, под трудовыми ресурсами понимается часть населения страны, обладающая физическим развитием умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве. Но нельзя не учитывать известную условность такой трактовки. Строго говоря, трудовые ресурсы — это не само население, т.е. совокупность людей трудоспособного возраста (поскольку люди являются носителями, обладателями этих ресурсов), а совокупные способности той или иной категории людей к трудовой деятельности. Тогда занятость можно определить как ту или иную форму реализации этих способностей. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.
При использовании более емкого понятия “человеческий ресурс”, формы занятости расширяются, включая не только работу по найму на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности, но и предпринимательство, самозанятость, индивидуальную трудовую и творческую деятельность, работу в личном подсобном хозяйстве, занятость домашним хозяйством и воспитанием детей, исполнением государственных и общественных обязанностей, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Следовательно, трудовые ресурсы и занятость взаимосвязаны, поскольку расширение форм занятости обогащает трудовые ресурсы. Как и всякие другие ресурсы, трудовые ресурсы и связанная с ними занятость могут быть количественно измерены.50 С переходом к рыночной экономике измерение числом людей становится недостаточным, учитывая возможности регулирования рабочего времени в интересах работодателя и работника. Поэтому единым измерителем может быть количество часов рабочего времени. Такой подход позволяет учитывать частичную или неполную занятость, а также вторичную занятость. Заслуживает внимания тот факт, что в США на одного экономически активного жителя приходится в среднем более двух занятий. Кроме того, появляется возможность оценивать эффективность той или иной формы занятости в зависимости от достигаемого при этом уровня среднечасового трудового дохода.51
Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.52
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью — скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица — взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. При этом необходимо учитывать, что и занятость, и безработица возникают по инициативе как работодателей — субъектов спроса, так и работников — субъектов предложения. Тем не менее решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.
Как известно, в процессе текущей деятельности предприятий возникает потребность в оперативных изменениях условий занятости работников, предусмотренных трудовым договором. Для этой цели в зарубежной практике находят применение гибкие формы регулирования занятости и безработицы, основанные на использовании различных способов введения частичной безработицы. В частности, заслуживает внимания работа французских специалистов, в которой определены шесть основных факторов, побуждающих предпринимателей прибегать к частичной безработице: институциональные отношения предприятия (т.е. воздействия органов власти и управления); изменения экономической деятельности; традиционно сложившиеся на предприятии формы занятости; включение в местный рынок труда; состав работников — штатных и работающих по контрактам; технико-организационная структура; степень квалификационной мобильности; профессиональные отношения. Заметим, что, в отличие от скрытой, а потому и незаконной безработицы, частичная безработица предусмотрена законом, условия и процедуры ее использования определены Кодексом труда Франции. Предприятиям предоставлена возможность воздействия на уровень занятости, не запрашивая разрешения в случае необходимости регулирования условий загрузки и найма работников. При этом используются три формы гибкости — гибкость рабочего времени, гибкость занятости и гибкость вознаграждения (путем его индивидуализации). Все они взаимосвязаны и обусловлены гибкостью факторов труда, т.е. гибкостью применяемых форм организации труда (ее внутренней мобильностью, автономией рабочих групп), гибкостью производственных структур, новых технологий и оборудования, гибкостью производственной программы и уровня материальных запасов.53
В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа. Первый тип — фрикционная безработица, обусловленная частными особенностями и интересами людей, т.е. носящая личностный характер и связанная со сменой места жительства, профессии, этапов жизни — учебой, переходом на пенсию, рождением и уходом за ребенком (для женщин).54 Второй тип — структурная безработица, обусловленная изменением спроса на некоторые виды профессий из-за изменения структуры потребительского спроса и технологии, несоответствия рабочей силы новой структуре рабочих мест. Третий тип — циклическая безработица, возникающая при общем резком сокращении спроса на рабочую силу в период спада деловой активности, вызываемого экономическим кризисом.55