Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 03:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение структуры и методов регулирования платёжного баланса, анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……… 4

1 Понятие, структура и роль платёжного баланса страны 6

2 Методы регулирования платежного баланса 13

3 Состояние и проблемы регулирования платёжного баланса Республики Беларусь 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая схема платежного баланса страны 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные методы регулирования платёжного баланса страны….32

ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура счета текущих операций за январь–июнь 2006–2010 годов. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Международные резервные активы Республики Беларусь в 2003-2010 гг. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Платёжный баланс Республики Беларусь за 1999-2009 гг. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 710.77 Кб (Скачать)

     Решить  проблему отрицательного сальдо торгового  баланса только через ограничение  импорта достаточно сложно, так как  это автоматически влечет за собой  снижение экспорта и ВВП. Все это  приводит к необходимости поиска альтернативных экспорту источников финансирования белорусского импорта.

     Внешняя торговля не является единственным каналом  поступления денежных средств в  международные валютные потоки, хотя и представляет наиболее весомую  их часть. За последние десятилетия  в результате глобализации мирового хозяйства широкое развитие получили международные потоки финансового  капитала, включая прямые и портфельные  иностранные инвестиции, кредиты  и займы. Получения по этим направлениям средств пополняют валютные ресурсы  страны и используются для дополнительного  финансирования импорта.

     Если  анализировать платёжный баланс Республики Беларусь за 1999-2009 гг., то можно отметить постоянное (за исключением 2005 г.) отрицательное сальдо счёта текущих операций. Основным фактором, определившим дефицитное состояние счёта текущих операций, является отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое в 2009 г. достигло рекордных размеров – 5516,8 млн. долл. США.  В отношении к ВВП величина отрицательного сальдо внешней торговли в 2009 г. достигла 4%. Этому причиной явилось значительное превышение импорта над экспортом в объёме 6,9 млрд. долл. США (5 % ВВП за 2009 г.). Оборот внешней торговли товарами составил 49 649,3 млн. долларов и сократился на 30,9 % (приложение Д).

     Дефицит торгового баланса несколько  покрывается положительным сальдо внешней торговли услугами, основная доля которых приходится на транспортные.

     Мировой финансовый кризис обострил проблему формирования положительного сальдо внешнеторгового баланса Беларуси. Было предложено регулировать платёжный баланс путём получения иностранных займов, приватизации крупных предприятий государственной собственности. В итоге, ВВП, произведенный в 2008 г. в сопоставимых ценах, не достиг уровня 1990 г. Сложилась крайне негативная тенденция в дифференциации материальной обеспеченности населения, углубился разрыв между бедными и богатыми. На уровне жизни сказываются высокие темпы инфляции, удорожание продуктов первой жизненной необходимости, скрытая безработица. Внешние долги могут в ближайшие годы привести к отвлечению огромных средств по их обслуживанию, что тяжелым бременем ляжет на плечи будущих поколений.

     В соответствии с Программой социально-экономического развития на 2011-2015 годы стратегическими  задачами в целях выхода на положительное сальдо внешней торговли будут являться: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности. 

     Для решения указанных задач необходимо:

     повышение эффективности действующих и  создание новых экспортно ориентированных  производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления  валютной выручки;

     увеличение  доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно–коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и  прочих услуг;

     развитие  системы кредитования и страхования  экспорта, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи для продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки;

     привлечение кредитных ресурсов и прямых иностранных  инвестиций в соответствии с потребностями  страны в инвестициях;

     снижение  импортоемкости ВВП;

     освоение  новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений  с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки и  др.[22]

     Зеркальным  отражением состояния текущего сальдо фактически является сальдо движения капиталов, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов за счёт иностранных  займов и ввоза капитала. За период с 1999 по 2009 гг. сальдо счёта операций с капиталом и финансовых операций было положительным (за исключением 2005 г.),  и достигло максимальной отметки в 2009 г. в размере 8 301,5 млн. долл. США (приложение В, рисунок В.2).

     На  протяжении последних лет поток  иммигрантов, прибывающих в Беларусь на постоянное место жительства, остается относительно стабильным и превышает поток белорусских граждан, выезжающих на постоянное место жительства за рубеж, что формируeт положительное сальдо счета операций с капиталом на протяжении анализируемого периода (в 2009 г. оно сложилось в размере 159,8 млн. долл. США), указывающее на рост чистого притока имущества, товаров, финансовых активов мигрантов.

     При анализе баланса финансового  счёта важное значение имеет показатель операций по международному движению предпринимательского капитала, который  включает прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции – важнейшая форма  вывоза капитала, не создающая долговых обязательств, поскольку означает покупку  собственности. В структуре финансового  счёта платёжного баланса республики прослеживается значительный (хоть и  не стабильный) рост объёма прямых инвестиций в национальную экономику – с  443,2 млн. долл. США в 1999 г. до 1 782,2 млн. долл. в 2009 г.

     Сальдо  по операциям с ценными бумагами сформировалось положительным в размере 20,1 млн. долларов.

     По  статье баланса «Другие инвестиции»  отражаются коммерческие кредиты, ссуды, наличные деньги и депозиты, которые в зависимости от срока платежа делятся на долгосрочные и краткосрочные. Операции с кредитами и займами обеспечивают чистый приток финансовых ресурсов в республику (в 2009 – 6340,7 млн. долл.), что и является основным источником финансирования дефицита счёта текущих операций. Этот приток финансовых ресурсов является результатом интенсивного привлечения резидентами Республики Беларусь иностранного капитала в форме кредитов и займов, а также роста задолженности субъектов хозяйствования по экспортно-импортным операциям.

     На  протяжении последних лет основным источником финансирования отрицательного сальдо внешней торговли являлся приток иностранных инвестиций. Объем поступающих в Республику Беларусь иностранных инвестиций обеспечил общий положительный результат платежного баланса и, соответственно, последовательный рост международных резервных активов страны в 2003— 2007 гг. Так, с 477,8 млн. долл. США на 01.01.2003 их объем увеличился до 5,6 млрд. долл. по состоянию на 01.01.2010 (приложение Г).

     Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся со второй половины 2008г., обусловил, наряду с негативным воздействием на экспорт, существенное сужение возможностей осуществления внешних заимствований субъектами как финансового, так и нефинансового сектора экономики страны. В этих условиях объем внешнего финансирования сложился на уровне, недостаточном для покрытия отрицательного сальдо текущего счета. Источником покрытия сформировавшегося разрыва финансирования выступило снижение международных резервных активов. За 2008 г. их величина уменьшилась на 1,1 млрд. долл. США.

     Таким образом, можно отметить ряд отличительных  черт платёжного баланса Республики Беларусь:

     - устойчивый дефицит счёта текущих  операций;

     - значительный рост положительного  сальдо услуг;

     - крупное сальдо счёта операций  с капиталом и финансовых операций;

     - значительная величина ошибок  и пропусков;

     - значительные колебания объёма  валютных резервов.

     Для устранения существующих в настоящее время проблем финансирования платежного баланса представляется целесообразной реализация комплекса мер, воздействующих как на текущий счет платежного баланса, так и на счет финансовых операций.

     Со  стороны текущего счета необходимыми являются прежде всего мероприятия, направленные на неотложное сокращение и в дальнейшей перспективе — ликвидацию дефицита внешней торговли товарами и услугами, то есть меры по снижению импортозависимости и наращиванию экспортного потенциала национальной экономики.

     Финансовый  счет платежного баланса может пополняться  как посредством применения долгосрочных и краткосрочных долговых инструментов, так и путем привлечения средств иностранных инвесторов для участия в капитале отечественных предприятий посредством прямых или портфельных инвестиций.

     Задача привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в настоящее время приобретает особую актуальность. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы выделяет привлечение иностранных инвестиций в экономику страны как одно из наиболее значимых направлений обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене.

     Приток прямых иностранных инвестиций не влечет увеличения внешнего долга; улучшает состояние платежного баланса путем притока средств по счету капитала; формирует долгосрочные предпосылки для улучшения состояния текущего счета путем повышения уровня конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Одним из наиболее значимых механизмов увеличения притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны представляется приватизация государственной собственности.

     В июле 2010 года Республика Беларусь осуществила дебютное размещение еврооблигаций на сумму 600 млн. долл. с погашением в 2015 году. Выход правительства Беларуси на международный рынок капитала является знаковым событием, и размещение евробондов можно оценивать в целом положительно. Со стороны инвесторов из различных регионов мира отмечался значительный спрос на белорусские бумаги. Выпуск евробондов позволяет диверсифицировать источники внешних заимствований Беларуси и, тем самым, снизить зависимость от основных иностранных кредиторов.

     Но  следует учитывать, что высокая  доля долговых инструментов и портфельных инвестиций в составе привлекаемого в страну иностранного капитала формирует существенные риски. Отток иностранного капитала под влиянием различного рода объективных или субъективных предпосылок способен стать фактором, провоцирующим возникновение финансовых кризисов или усугубляющим последствия кризиса.

     Также,  приток иностранных инвестиций в форме долговых инструментов является источником увеличения валового внешнего долга страны.  Если по состоянию на 1 января 2002 г. валовой внешний долг Республики Беларусь составлял 3 млрд. долл. США, то по состоянию на 1 января 2010 г. он достиг 22,06 млрд. долл., то есть увеличился приблизительно в 7 раз. На  1 января 2010 г. величина валового внешнего долга сложилась в размере 45,1 % ВВП. Это объясняется тем, что дефицит счета текущих операций в 2009 г. был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов, что в 1,9 раза выше, чем в 2008 году. При этом 51,9% чистого притока капитала составило привлечение исключительного финансирования. Под ним понимается финансирование, привлекаемое органами государственного управления и денежно-кредитного регулирования для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов.[12]

     Итак, уже на протяжении двух десятилетий  в Республике Беларусь складывается отрицательное сальдо счёта текущих  операций. Это обусловлено, главным  образом, зависимостью экономики страны от импорта. Для решения данной проблемы необходимо не только обеспечить существенный рост прямых иностранных инвестиций, содействуя корректировке платежного баланса по вышеназванным каналам, но и сформировать модернизированную экономику в интересах скорейшего преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, восстановления устойчивых темпов экономического роста и соответствующего повышения уровня жизни населения. 
 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     После изучения темы «Платёжный баланс страны и методы его регулирования» можно  сделать следующие выводы:

  1. В платежном балансе, балансовом счете международных операций государства, находят отражение все виды отношений между странами (экономические, политические, военные, культурные и др.), порождающие международные платежи и поступления.
  2. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности.
  3. Структурно платежный баланс состоит из двух основных счетов: счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовых операций. Счёт текущих операций показывает движение реальных ценностей (товаров и услуг), является основным понятием платёжного баланса. Операции, отражаемые по счёту текущих операций, делятся на четыре основные группы: операции с товарами, услугами, движение доходов, текущие трансферты.
  4. Счёт операций с капиталом и финансовых операций – это группа статей платёжного баланса, фиксирующих международное движение капитала, с помощью которого финансируются экспорт и импорт товаров и услуг. 
  5. Платёжный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи (профицит), и пассивен, если платежи превышают поступления (дефицит). И та и другая ситуации указывают на дисбаланс в экономике станы.
  6. Выбор оптимального метода регулирования платежного баланса при его дефиците или профиците является сложной проблемой для любой страны. Если оценка причин диспропорций платёжного баланса неверна, то предпринятые в соответствии с этой оценкой меры могут не только ухудшить состояние платёжного баланса, но и оказать негативное влияние на национальную экономику в целом.  Во второй главе были выделены основные методы регулирования платёжного баланса: государственные – экономические и административные (дефляция, девальвация, государственное регулирование экспорта, инструменты ДКП, валютный контроль, валютные ограничения), а также межгосударственные (двусторонние правительственные кредиты, согласование условий кредитования и др.).
  7. Главной особенностью платёжного баланса Республики Беларусь является проблема дефицита счёта текущих операций, который в 2009 г. составил 6388,7 млн. долл. США, что отрицательно сказывается на экономике страны, вынуждая привлекать внешние заимствования для его погашения. За последние годы значительно возрос валовой внешний долг страны.
  8. Покрытие дефицита текущего счета платежного баланса Беларуси может происходить за счет притока нерезервного иностранного капитала по счету операций с капиталом и финансовых операций. Предпочтение стоит отдавать финансированию, не формирующему внешний долг: прямым и портфельным иностранным инвестициям, финансовой и технологической помощи. Увеличение доли долгосрочного кредитования, преимущественно в производственную сферу, способствовало бы обновлению производственной базы предприятий и внедрению новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
  9. Уровень золотовалютных резервов Беларуси недостаточен для покрытия импорта товаров и услуг за один квартал, поэтому Национальному банку следует проводить политику наращивания и диверсификации высоколиквидных резервных активов.
  10. Принимаются меры по изменению инвестиционного и делового климата в Республике Беларусь, совершенствованию условий ведения бизнеса с целью привлечения в нашу страну зарубежных инвесторов.
  11. Таким образом, платёжный баланс отражает с количественных и качественных сторон масштабы, структуру и характер участия страны в мировом хозяйстве и позволяет идентифицировать проблемы экономического порядка, стоящие перед государством, как на внутреннем, так и на внешнеэкономическом пространстве.

Информация о работе Платежный баланс