Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 03:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение структуры и методов регулирования платёжного баланса, анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……… 4

1 Понятие, структура и роль платёжного баланса страны 6

2 Методы регулирования платежного баланса 13

3 Состояние и проблемы регулирования платёжного баланса Республики Беларусь 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая схема платежного баланса страны 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные методы регулирования платёжного баланса страны….32

ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура счета текущих операций за январь–июнь 2006–2010 годов. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Международные резервные активы Республики Беларусь в 2003-2010 гг. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Платёжный баланс Республики Беларусь за 1999-2009 гг. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 710.77 Кб (Скачать)

     Введение  валютных ограничений вызвано истощением золотовалютных  резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918 гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки.

     Следует отметить, что в современных условиях развития мировой экономики наблюдается  тенденция к сокращению применения валютных ограничений. Так, в Румынии с 2006 года иностранцам разрешено открывать депозитные счета в леях, приобретать выраженные в леях долговые обязательства (казначейские векселя и инструменты денежного рынка). Украина с 1 апреля 2005 года отменила требование, обязывающее экспортеров продавать на межбанковском рынке не менее половины своей валютной выручки. Ограничения по счету движения капиталов сохраняются в ряде стран Европы. Так, в Сербии иностранцам запрещено инвестировать средства в краткосрочные ценные бумаги в динарах, а граждане Сербии ограничены в возможностях инвестирования в иностранной валюте.[24, c. 16]

     В настоящее время регулирование  платёжного баланса страны всё больше принимает межгосударственный характер. На усилении межгосударственного регулирования  сказываются не только процессы глобализации, но и рост кризиса внешней задолженности  ряда государств. В этих условиях важно  сохранять партнёрские отношения  с МВФ и другими международными финансовыми организациями.

     К межгосударственным методам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

     Для финансирования дефицита платежного баланса странам приходится занимать средства на мировом рынке ссудных капиталов (иностранные займы, банковские кредиты, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, льготные кредиты по линии иностранной помощи).  Кредиты - это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты, дивиденды и основную сумму займа. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. [21, c. 12]

     Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов, а также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Программа развития банковской сферы предусматривает выход Республики Беларусь в 2012 году на необходимый норматив золотовалютных резервов, который по международным стандартам составляет не менее трехмесячного импорта. Для Беларуси это не менее 9 млрд. долл. США (на 1 июля 2010 этот показатель составил 5,5 млрд. долл. США).

       Финансирование платежного баланса имеет предел. Во многих странах достаточно часто складываются ситуации, когда предстоящие платежи по поставкам товаров и услуг и по прошлой задолженности оказываются больше текущего притока капитала и имеющихся резервных активов. Возникающий кризис называется кризисом платёжного баланса. Если кризис платежного баланса приводит к просрочке платежей, осложнению отношений с кредиторами, истощению запасов резервных активов, страна вынуждена обратиться к чрезвычайному финансированию. Операции по чрезвычайному финансированию обычно согласовываются с зарубежными партнерами и оформляются специальными соглашениями. Такие операции могут проходить по любым статьям платежного баланса и обычно не выделяются в отдельную группу, но по стандартной методике МВФ показываются в разделе «Резервы». К наиболее значимым операциям относятся: аннулирование долга, обмен задолженности на акции, переоформление задолженности, просрочка платежей по задолженности.[1, c. 211]

     Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики. Задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок.

     Эффективность мер по регулированию платежного баланса зависит от конкретной экономической  ситуации в той или иной стране. Мировой опыт свидетельствует, что более успешно с трудностями, вызванными нарушениями в платежном балансе справлялись те страны, которые осуществляли структурные преобразования, результатом которых было улучшение конкурентоспособности национальной экономики.

     В целом представленные выше методы позволяют  регулировать платежный баланс для  достижения высокого уровня различных  макроэкономических показателей. 
 
 

     3 Состояние и проблемы  регулирования платёжного  баланса Республики  Беларусь 

     Платёжный баланс Республики Беларусь впервые  был исполнен по методологии МВФ  в 1992 г., однако официальная его публикация началась с 1993 г. Разработка платежных  балансов является обязательным требованием для всех стран – членов МВФ.

     В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится  к основным функциям Национального Банка Республики Беларусь.[2, ст. 26]

     Платежный баланс Республики Беларусь входит в  число информационных ресурсов, имеющих  государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом и шестом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г., 2009г.), других изданиях МВФ методологического характера.

       Платёжный баланс Республики Беларусь – это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. Операции платежного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.[19]

     При составлении платежного баланса  соблюдаются следующие принципы построения:

  1. Принцип резидентства, в соответствии с которым внутренний экономический оборот отделяется от внешнеэкономического оборота. Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если она имеет центр экономического интереса и ведет хозяйственную деятельность на экономической территории данной страны более одного года. Внешнеэкономический оборот есть сумма операций совершенных  только между резидентами и нерезидентами.
  2. Используется понятие «экономическая территория государства». Это такая географическая территория, на которую распространяется юрисдикция правительства данного государства. В ее состав могут входить анклавы, находящиеся на политической территории других государств. На экономической территории свободно перемещаются рабочая сила, товары и капитал.
  3. В качестве учетной единицы используются экономические операции, которые совершаются с товарами, услугами и доходом между резидентами и нерезидентами, а также односторонние операции (денежные переводы, перемещение имущества мигрантов, дарения, прощения долгов, гуманитарная помощь).

     Платежный баланс для обеспечения международной  сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Комитетом статистики национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях. 

     Основными источниками информации, используемыми  при разработке платежного баланса  Республики Беларусь, являются:

     -банковская  система отчетности о внешнеэкономической  деятельности;

     -система  отчетности предприятий-резидентов  о внешнеэкономических операциях; 

     -другие  официальные источники информации  Республики Беларусь (Национальный статистический комитет, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет);

     -информация  Центрального банка Российской  Федерации.[19]

     Система банковской отчетности охватывает два  типа респондентов:

  • банки Республики Беларусь, которые отчитываются как о внешнеэкономических операциях своих клиентов–резидентов Республики Беларусь, так и о своих собственных внешнеэкономических операциях;
  • организации–резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.

     Кроме того, при разработке и анализе  данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной  банковской статистики и зеркальная статистика стран-партнеров, получаемая как от разработчиков платежных  балансов других стран, так и из сборников, публикуемых Международным валютным фондом.[20]

     При оценке операций платежного баланса  должны использоваться фактические  рыночные цены. Время регистрации  операций определяется на основе принципа начисления.

     Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость  создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение  финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому.

     Платежный  баланс  разрабатывается  ежеквартально.  Предварительная  оценка изменения  основных показателей платежного баланса  разрабатывается ежемесячно.

     Платежный баланс публикуется на 75–й день после  отчетного периода и  направляется  органам  государственного  управления  страны, международным  финансовым  и статистическим  организациям, центральным банкам стран–партнеров по  внешнеэкономической деятельности, учебно-образовательным организациям страны, другим организациям и ведомствам.

     Платежные балансы публикуются в представительстве Национального банка в сети Интернет, на национальной странице сводных данных ССРД Международного валютного фонда, в журнале Национального банка Республики Беларусь "Банкаускi веснiк", "Экономической газете", в изданиях Международного валютного фонда - сборниках "International Financial Statistics" ("Международная финансовая статистика") и "Balance of Payments Statistics. Yearbook" ("Статистика платежных балансов. Ежегодник").

     Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов  внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 % (по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 %, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции — 27, Италии — 29 %). Именно расширение экспорта определяет полную загрузку производственных мощностей и увеличение объемов выпуска.[12]

     Однако страна не располагает значимыми источниками энергоресурсов и рудных ископаемых и для выпуска большинства экспортных товаров требуется большое количество импортного сырья, комплектующих материалов, что вынуждает импортировать соответствующую продукцию. Это приводит к дилемме во внешней торговле: страна вынуждена увеличивать экспорт, но параллельно растет и импорт, причем темп его роста превышает темп роста экспорта. В результате Республика Беларусь постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса (приложение В, рисунок В.1).

     Особенности платежных балансов развивающихся  стран в целом выделить сложно, так как эти страны очень отличаются по степени развития экономики и  выбранной модели экономического развития. Тем не менее просматриваются  региональные особенности. Так, страны Азиатского региона в течение  некоторого времени проводили жесткую  политику ограничения импорта, не соответствующую  принципам свободной торговли, в  результате чего многим из них удалось  добиться положительного сальдо торгового  баланса.

     Ситуация  с платежным балансом стран Центральной  и Восточной Европы зеркально  отображает результаты финансово экономической  деятельности группы развитых стран. Торговый баланс складывается отрицательным, остальные  статьи текущего счета его не покрывают. В результате дефицит финансовых средств перекрывается поступлениями  по финансовому счету в идее прямых, портфельных и прочих инвестиций.[20, c. 9]

     Как показывает анализ мирового опыта, отрицательное  сальдо торгового баланса – очень  распространенное в мире явление. Пассивный торговый баланс наблюдается у более чем 80 стран мира. Среди них некоторые развитые страны (США, Австралия, Великобритания, Испания, Италия, Франция и др.), большинство стран Центральной и Восточной Европы и стран с переходной экономикой. Оно не является проблемой само по себе, если в стране не наблюдается нехватки финансовых средств. Источник финансирования отрицательного сальдо – это приток валюты от торговли услугами, а также по линии прямых, портфельных и других иностранных инвестиций. Проблему торгового баланса следует рассматривать в комплексе, в контексте платежного баланса страны. И до тех пор, пока не наблюдается особых проблем с его сведением, пока резерв поступлений валюты по другим его статьям не исчерпан и экономической безопасности государства ничего не угрожает, страна может развиваться и при отрицательном сальдо торгового баланса. [14, с. 6]

Информация о работе Платежный баланс