Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 03:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение структуры и методов регулирования платёжного баланса, анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……… 4
1 Понятие, структура и роль платёжного баланса страны 6
2 Методы регулирования платежного баланса 13
3 Состояние и проблемы регулирования платёжного баланса Республики Беларусь 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая схема платежного баланса страны 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные методы регулирования платёжного баланса страны….32
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура счета текущих операций за январь–июнь 2006–2010 годов. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Международные резервные активы Республики Беларусь в 2003-2010 гг. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Платёжный баланс Республики Беларусь за 1999-2009 гг. 35
Введение валютных ограничений вызвано истощением золотовалютных резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918 гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки.
Следует отметить, что в современных условиях развития мировой экономики наблюдается тенденция к сокращению применения валютных ограничений. Так, в Румынии с 2006 года иностранцам разрешено открывать депозитные счета в леях, приобретать выраженные в леях долговые обязательства (казначейские векселя и инструменты денежного рынка). Украина с 1 апреля 2005 года отменила требование, обязывающее экспортеров продавать на межбанковском рынке не менее половины своей валютной выручки. Ограничения по счету движения капиталов сохраняются в ряде стран Европы. Так, в Сербии иностранцам запрещено инвестировать средства в краткосрочные ценные бумаги в динарах, а граждане Сербии ограничены в возможностях инвестирования в иностранной валюте.[24, c. 16]
В
настоящее время регулирование
платёжного баланса страны всё больше
принимает межгосударственный характер.
На усилении межгосударственного
К межгосударственным методам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Для финансирования дефицита платежного баланса странам приходится занимать средства на мировом рынке ссудных капиталов (иностранные займы, банковские кредиты, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, льготные кредиты по линии иностранной помощи). Кредиты - это временный метод покрытия дефицита платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплатить проценты, дивиденды и основную сумму займа. В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. [21, c. 12]
Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов, а также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Программа развития банковской сферы предусматривает выход Республики Беларусь в 2012 году на необходимый норматив золотовалютных резервов, который по международным стандартам составляет не менее трехмесячного импорта. Для Беларуси это не менее 9 млрд. долл. США (на 1 июля 2010 этот показатель составил 5,5 млрд. долл. США).
Финансирование платежного баланса имеет предел. Во многих странах достаточно часто складываются ситуации, когда предстоящие платежи по поставкам товаров и услуг и по прошлой задолженности оказываются больше текущего притока капитала и имеющихся резервных активов. Возникающий кризис называется кризисом платёжного баланса. Если кризис платежного баланса приводит к просрочке платежей, осложнению отношений с кредиторами, истощению запасов резервных активов, страна вынуждена обратиться к чрезвычайному финансированию. Операции по чрезвычайному финансированию обычно согласовываются с зарубежными партнерами и оформляются специальными соглашениями. Такие операции могут проходить по любым статьям платежного баланса и обычно не выделяются в отдельную группу, но по стандартной методике МВФ показываются в разделе «Резервы». К наиболее значимым операциям относятся: аннулирование долга, обмен задолженности на акции, переоформление задолженности, просрочка платежей по задолженности.[1, c. 211]
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики. Задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок.
Эффективность мер по регулированию платежного баланса зависит от конкретной экономической ситуации в той или иной стране. Мировой опыт свидетельствует, что более успешно с трудностями, вызванными нарушениями в платежном балансе справлялись те страны, которые осуществляли структурные преобразования, результатом которых было улучшение конкурентоспособности национальной экономики.
В
целом представленные выше методы позволяют
регулировать платежный баланс для
достижения высокого уровня различных
макроэкономических показателей.
3
Состояние и проблемы
регулирования платёжного
баланса Республики
Беларусь
Платёжный баланс Республики Беларусь впервые был исполнен по методологии МВФ в 1992 г., однако официальная его публикация началась с 1993 г. Разработка платежных балансов является обязательным требованием для всех стран – членов МВФ.
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального Банка Республики Беларусь.[2, ст. 26]
Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом и шестом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г., 2009г.), других изданиях МВФ методологического характера.
Платёжный баланс Республики Беларусь – это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. Операции платежного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.[19]
При составлении платежного баланса соблюдаются следующие принципы построения:
Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Комитетом статистики национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.
Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса Республики Беларусь, являются:
-банковская
система отчетности о
-система
отчетности предприятий-
-другие
официальные источники
-информация Центрального банка Российской Федерации.[19]
Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов:
Кроме
того, при разработке и анализе
данных платежного баланса для перекрестной
сверки используются данные международной
банковской статистики и зеркальная
статистика стран-партнеров, получаемая
как от разработчиков платежных
балансов других стран, так и из сборников,
публикуемых Международным
При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены. Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления.
Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому.
Платежный баланс разрабатывается ежеквартально. Предварительная оценка изменения основных показателей платежного баланса разрабатывается ежемесячно.
Платежный баланс публикуется на 75–й день после отчетного периода и направляется органам государственного управления страны, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран–партнеров по внешнеэкономической деятельности, учебно-образовательным организациям страны, другим организациям и ведомствам.
Платежные балансы публикуются в представительстве Национального банка в сети Интернет, на национальной странице сводных данных ССРД Международного валютного фонда, в журнале Национального банка Республики Беларусь "Банкаускi веснiк", "Экономической газете", в изданиях Международного валютного фонда - сборниках "International Financial Statistics" ("Международная финансовая статистика") и "Balance of Payments Statistics. Yearbook" ("Статистика платежных балансов. Ежегодник").
Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 % (по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 %, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции — 27, Италии — 29 %). Именно расширение экспорта определяет полную загрузку производственных мощностей и увеличение объемов выпуска.[12]
Однако страна не располагает значимыми источниками энергоресурсов и рудных ископаемых и для выпуска большинства экспортных товаров требуется большое количество импортного сырья, комплектующих материалов, что вынуждает импортировать соответствующую продукцию. Это приводит к дилемме во внешней торговле: страна вынуждена увеличивать экспорт, но параллельно растет и импорт, причем темп его роста превышает темп роста экспорта. В результате Республика Беларусь постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса (приложение В, рисунок В.1).
Особенности платежных балансов развивающихся стран в целом выделить сложно, так как эти страны очень отличаются по степени развития экономики и выбранной модели экономического развития. Тем не менее просматриваются региональные особенности. Так, страны Азиатского региона в течение некоторого времени проводили жесткую политику ограничения импорта, не соответствующую принципам свободной торговли, в результате чего многим из них удалось добиться положительного сальдо торгового баланса.
Ситуация
с платежным балансом стран Центральной
и Восточной Европы зеркально
отображает результаты финансово экономической
деятельности группы развитых стран. Торговый
баланс складывается отрицательным, остальные
статьи текущего счета его не покрывают.
В результате дефицит финансовых
средств перекрывается
Как показывает анализ мирового опыта, отрицательное сальдо торгового баланса – очень распространенное в мире явление. Пассивный торговый баланс наблюдается у более чем 80 стран мира. Среди них некоторые развитые страны (США, Австралия, Великобритания, Испания, Италия, Франция и др.), большинство стран Центральной и Восточной Европы и стран с переходной экономикой. Оно не является проблемой само по себе, если в стране не наблюдается нехватки финансовых средств. Источник финансирования отрицательного сальдо – это приток валюты от торговли услугами, а также по линии прямых, портфельных и других иностранных инвестиций. Проблему торгового баланса следует рассматривать в комплексе, в контексте платежного баланса страны. И до тех пор, пока не наблюдается особых проблем с его сведением, пока резерв поступлений валюты по другим его статьям не исчерпан и экономической безопасности государства ничего не угрожает, страна может развиваться и при отрицательном сальдо торгового баланса. [14, с. 6]