Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 03:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение структуры и методов регулирования платёжного баланса, анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……… 4

1 Понятие, структура и роль платёжного баланса страны 6

2 Методы регулирования платежного баланса 13

3 Состояние и проблемы регулирования платёжного баланса Республики Беларусь 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Общая схема платежного баланса страны 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные методы регулирования платёжного баланса страны….32

ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура счета текущих операций за январь–июнь 2006–2010 годов. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Международные резервные активы Республики Беларусь в 2003-2010 гг. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Платёжный баланс Республики Беларусь за 1999-2009 гг. 35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 710.77 Кб (Скачать)

     Нарушение равновесия, вызванное структурными диспропорциями в мировом производстве, может привести к снижению объема экспорта. Причина заключается в  том, что структура промышленного  производства оказывается несоответствующей  потребностям мирового рынка. Это характерно для развивающихся стран, когда, например, конкуренция синтетических  изделий заменяет производство натурального сырья, обрекая производящие это  сырье страны на снижение экспортных доходов.

     Распространенным  нарушением равновесия внешних платежей является изменение уровня дохода. На практике странам регулярно приходится решать одновременно если не взаимоисключающие, то, по крайней мере, трудно совместимые задачи: увеличить занятость (для этого соответственно расширять производство) или урегулировать платежный баланс. Традиционным способом увеличения занятости выступают понижение процентной ставки и увеличение финансовых вливаний в экономику. В свою очередь увеличение финансовых вливаний означает рост расходов, увеличение импорта.

     Независимое движение капитала означает содержание военных баз за границей, ведение  военных действий, выплату репараций  или оказание несвязанной помощи другим странам.

     Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

     Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и  крупном дефиците у одних стран  и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных  расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

     Во-вторых, после отмены золотого стандарта  в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

     В-третьих, в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания  входит  в круг основных задач экономической  политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.[21, с. 9] 

     При выработке концепции уравновешивания платежного баланса стоит обратиться к опыту экономистов прошлых лет и изучить существующие теории регулирования балансов международных расчетов.Среди теорий регулирования платежного баланса наибольшую известность получили следующие.

     В 19 веке и до 30-х гг. 20 века в условиях «золотого стандарта» господствовала классическая теория автоматического равновесия Д. Юма. Согласно его теории, золото и серебро распределяются между странами пропорционально количеству товаров, находящихся в обращении этих стран. Перемещение золота из одной страны в другую вызывает соответствующее изменение цен. При пассивном платежном балансе отток золота из страны уменьшает количество золотых денег в обращении, что способствует повышению конкурентоспособности национальных товаров, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно с этим происходит обратный процесс выравнивания активного платежного баланса: прилив золота в страну увеличивает денежную массу в обращении. В результате такого перемещения золота и изменения цен активный платежный баланс становится пассивным. Таким образом, по мнению Юма, равновесие торгового баланса зависит от динамики изменения цен.

     Особенностью  кейнсианского подхода к регулированию платёжного баланса является то, что он даёт иную интерпретацию выравнивания платёжного баланса, вовлекая в этот процесс инструменты государственной политики, которые способствуют корректировке внешних расчётов. Сторонники кейнсианского подхода ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

     Теория  внутреннего и  внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделлом и др. С помощью модели Р. Манделла описывается одновременное достижение экономикой внутреннего равновесия (совокупного выпуска на уровне "полной занятости") и внешнего равновесия (достижение устойчивого долговременного равновесия платежного баланса).[9, c. 111]

     Сторонники  этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели.

     Монетаристские  теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса – «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

       Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

     В рамках Бреттон-Вудской системы был предусмотрен принцип симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

     Ямайская  валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.

     В соответствии с господствующими  монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой.

     В  связи с вышеизложенными теориями платежного баланса все методы, используемые в практике его регулирования, разнообразны и зависят от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики.

     В настоящее время практическая реализация теоретических концепций регулирования платёжного баланса находит свое применение в различных методах государственного и межгосударственного регулирования. Задача    уравновешивания платёжного баланса входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. (рисунок 1)

     Государственное регулирование платежного баланса  – это совокупность экономических  мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также на покрытие сложившегося сальдо. В распоряжении государства  имеется разнообразный набор  средств регулирования, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение  внешнеэкономических операций в  зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны. [9, c. 120]

     Меры  государственного воздействия включают две группы (приложение Б).

     Первая  группа – это экономические методы регулирования, имеющие косвенный  характер. При их использовании государство  формирует не сам баланс, а лишь условия, которые будут влиять на процессы, выравнивающие платёжный  баланс.

     Политика  стран с дефицитом платежного баланса направлена на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение  иностранных инвестиций и ограничение  вывоза капиталов.

     Государство проводит следующие мероприятия  для покрытия дефицита платёжного баланса:

  1. Дефляционную политику.

     Подразумевается изъятие из обращения части избыточной денежной массы, сопровождаемое общим понижением уровня цен в стране, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на общественные цели, замораживание цен и заработной платы, что снижает дефицит платёжного баланса.

      В  условиях  экономического  спада,  при  наличии большого количества безработных и резервов  неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет  к  дальнейшему падению производства и занятости.

  1. Девальвацию.

     Девальвация – это снижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта  товаров. Однако девальвация стимулирует  экспорт товаров при наличии  экспортного потенциала конкурентоспособных  товаров и услуг и благоприятной  ситуации на мировых рынках. 

     Делая более дорогим импорт, девальвация  может  привести  к  росту  издержек производства  импортных товаров, повышению цен в стране и последующей  утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому  хотя она может дать стране временные  преимущества, но во многих случаях  не устраняет причины дефицита платежного баланса.

  1. Финансовую и денежно-кредитную политику.

     Представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста и выравнивание платежного баланса (кредитование банками экспорто ориентированных предприятий, регулирование учетной ставки, формирование и обеспечение спроса экономики на деньги); правительство повышает пошлины и налоги на ввоз импортных товаров, уменьшает количество ввозимого импорта, сокращает налоги иностранным владельцам ценных бумаг в целях притока капитала в страну, стимулирует иностранные инвестиции.

     Дефицит по текущему счету платёжных балансов европейских стран финансируется в основном за счет притока прямых иностранных инвестиций. Поток инвестиций в Хорватию в 2005 году вырос в 8 раз, в Польшу - в 4 раза, в Чехию и Венгрию - в 3 раза. Также наблюдался рост портфельных инвестиций.

     На  Болгарию и Румынию пришлось 69% от всех потоков ПИИ в юго-восточной  Европе в 2005 году.

     Многие  европейские страны создают благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленный сектор.

     Активно привлекают ПИИ и банки многих стран. Румыния, Сербия, Чехия, Словакия сокращают долю государства в банковской системе. Госбанки, в том числе сберегательные, в этих странах через приватизационные тендеры были проданы крупным международным группам.

     Германия  привлекает инвестиции в научно-техническую сферу. Инвесторы из США вложили в Германию 130 млрд. евро, что превысило объем американских инвестиций в любую другую страну мира.[21, c.16]

     В настоящее время дефицит счёта  текущих операций Хорватии почти  полностью покрывается притоком прямых иностранных инвестиций, так  в 2009 г. дефицит текущего счёта Хорватии составил 2477 млн. евро, а приток прямых иностранных инвестиций – 2186,6 млн. евро. Подобная ситуация складывается также в Румынии, Польше, Сербии, Словакии.

  1. Государственное регулирование экспорта.

     Важным  объектом регулирования является торговый баланс. Стимулирующими факторами для  экспортеров в вывозе товаров  и освоении внешних рынков является целевые экспортные кредиты, страхование  их от экономических и политических рисков; введение льготного режима амортизации основного капитала; другие финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять  определенную экспортную программу. Практикуются нетарифные ограничения, а также  соглашения с контрагентами о  добровольном ограничении их экспорта.

     Административные  методы регулирования платёжного баланса  представляют собой нерыночное вмешательство  в сферу внешнеэкономических  отношений. Инструментами административных методов регулирования выступают  валютный контроль и валютные ограничения.

     Валютный  контроль обеспечивает соблюдение валютного  законодательства путём проведения проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

     Валютные  ограничения — это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортером и др.[9, c. 122]

Информация о работе Платежный баланс