Платежный баланс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны. Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономические подходы к анализу платежного баланса
Глава 2.Анализ платежного баланса России за 2007-2009 гг. в условиях мирового кризиса
Глава 3. Перспективы и возможности государственного регулирования платежного баланса в условиях мирового кризиса.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

платежный баланс рф за 2007-2009.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

1.3. Платежный баланс: его виды и структура

С годами все отчетливее проявляется противоречие между формой и содержанием ПБ: отражаемые в нем сведения становятся все более полными и подробными, тогда как сам документ – все более сложным и менее доступным для прочтения и понимания. Создается впечатление, что составители буквально следуют рекомендациям МВФ, его формальным методологическим установкам и даже терминологии. Это, возможно, и необходимо с позиций этой организации, но для большинства других пользователей, видимо, лучше подошло бы нечто менее формальное, но более доступное по форме и по существу.

Можно выделить 3 вида балансов:

      торговый баланс;

      баланс текущих операций;

      общий баланс или баланс официальных счетов.

Стандартные показатели ПБ разделяются на основные и балансирующие статьи. Основные статьи располагаются «над разделительной чертой», и их сальдо называют «общим сальдо ПБ». «Под разделительной чертой» представлены балансирующие статьи. Их итог, взятый с обратным знаком, по абсолютной величине равен общему сальдо ПБ.

Выделяются основные и балансирующие статьи ПБ в зависимости от степени влияния на них экономической политики. В экономической литературе данная группировка основных и балансирующих статей известна как концепция баланса официальных расчетов, или, как его обозначают в публикациях МВФ, общего баланса (overall balance). Показатель в дальнейшем будет  называться «общим сальдо», либо «общий баланс».

Официальные денежно-кредитные органы регулирования страны (или монетарные власти) осуществляют целенаправленное регулирования ПБ. Его балансировка входит в перечень приоритетных задач экономической политики государства наряду с обеспечением экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Использование концепции баланса официальных расчетов позволяет количественно определить и качественно охарактеризовать меры органов государственного управления по регулированию внешнеэкономических операций страны,  ее валютно-экономического положения. В соответствии с данной концепцией, «над разделительной чертой» размещаются статьи, операции по которым автономны или, по крайней мере, лишь косвенным образом зависят от проводимой экономической политики. «Под разделительной чертой» - статьи, полностью контролируемые властями и определяемые экономической политикой, и которые могут использоваться для финансирования автономных потоков. Эти статьи характеризуют размещение финансовых ресурсов в случае положительного общего сальдо или же источники финансирования дефицита ПБ, образовавшегося в результате «автономных операций» над чертой.

Текущий счет ПБ включает:

      платежи по торговле товарами и услугами;

      доходы от инвестиций и оплату труда;

      текущие трансферты.

Текущие трансферты увеличивают уровень располагаемого дохода и потребления получателя, например, в случае предоставления частных даров или государственной помощи, и уменьшают доход и потребление донора (См. в прил. табл. 1).


Капитальные трансферты выделены в отдельный счет ПБ – счет капитальных трансфертов. Они связаны с безвозмездной передачей финансовых активов или прав собственности нерезидентам или нерезидентами, вследствие чего изменяется объем их внешних требований и обязательств и происходит увеличение (или уменьшение) национального богатства соответствующих стран.

Примеры капитальных трансфертов: списание долгов, односторонний (безвозмездный) перевод финансовых ресурсов для вложения в основные фонды или капитальное строительство, передача прав собственности на материальные и финансовые активы.

Финансовый счет ПБ отражает приток и отток капитала из страны за определенный период. Трансграничные потоки капитала классифицируются в зависимости от степени контроля инвестора над объектом инвестирования (прямые, портфельные, прочие), сроков (кратко-, средне-, и долгосрочные) и субъектов международной экономической сделки (монетарные органы власти, правительства, кредитно-банковский и прочие сектора экономики).

В разделе «Изменение официальных резервных активов» отражается увеличение или уменьшение за определенный период:

      собственных официальных запасов золота, инвалюты, международных счетно-денежных единиц СДР, резервной позиции МВФ;

      требований и обязательств по линии мобилизации страной дополнительных валютных средств вне официальных резервов (например, в условиях серьезных платежных затруднений).

При дефиците «Общего ПБ» имеет место уменьшение на равную сумму официальных золотовалютных резервов и/или увеличение внешних обязательств монетарных органов власти перед официальными и частными кредиторами; при активе «Общего ПБ» - наоборот.

В компоненте кредиты МВФ показаны ссуды и займы, полученные как федеральными органами власти, так и Банком России от МВФ для финансирования дефицита ПБ.

И наконец, в заключительной компоненте, расположенной «под чертой» аналитического представления ПБ, отражаются операции по исключительному финансированию. В «Руководстве по ПБ МВФ» дано следующее определение этого понятия: «Исключительное финансирование может служить альтернативным источником покрытия отрицательного сальдо ПБ или использоваться наряду с такими источниками финансирования, как резервные активы, кредиты и ссуды МВФ (входящие в состав стандартных компонентов) и обязательства, являющиеся резервами иностранных органов. Оно подразумевает любые методы финансирования, используемые официальными органами страны (или любыми другими секторами данной экономики, действующими по их указанию), с целью урегулирования ПБ».

 


Глава 2.Анализ платежного баланса России за 2007-2009 гг. в условиях мирового кризиса

(См. в прил. таблица 2.).

2.1.           Платежный баланс России за 2007 год

Новыми рекордами была отмечена ситуация в 2007 г. По предварительным оценкам, вновь увеличились стоимостные объемы экспорта и импорта, вывоз отечественных и приток иностранных капиталов, активное сальдо платежного баланса с соответствующим нарастанием валютных резервов и укреплением валютного курса рубля.

Сохраняется необычайно высокая ценовая конъюнктура на мировых топливно-сырьевых рынках. Это вызвано политической нестабильностью и обесценением доллара. Средняя цена сырой нефти в торговле с дальним зарубежьем поднялась во II квартале 2007 г. до 405 долл./т и продолжала расти. Цена нефтепродуктов поднялась с 348 до 409 долл./т. природного газа - со 151 до 219 долл. за 1000 кубометров[5]. Подорожали и другие сырьевые товары - черные и цветные металлы, химическая продукция, древесина, зерно.

За первое полугодие 2007 г. экспортная выручка превысила прошлогодний уровень на 7 %, тогда как затраты по импорту увеличились на 36%. Соответственно тенденция к сокращению активного сальдо торгового баланса. Оно в первой половине 2007 г. уже наблюдалось снижение против прошлогоднего уровня на 13 млрд. долларов.

Наметившаяся тенденция сокращения активного торгового сальдо из-за замедления экспорта и ускорения импорта в отличие от прошлых лет не сопровождается снижением активности всего платежного баланса - напротив, по отношению к дальнему зарубежью его активный итог только за первую половину 2007 г. почти достиг уровня всего 2006 г. В основе этой характерной особенности новейшего этапа лежат существенные перемены в структуре расчетов и платежей, обусловившие иную конфигурацию процесса формирования сальдо платежного баланса.

До этого, активное сальдо по внешней торговле было единственным источником, за счет которого компенсировался дефицит по остальным сальдообразующим статьям и пополнялись международные резервы. Теперь же по ряду других разделов (движению частных капиталов, незаймовым операциям государства и даже ошибкам и пропускам) пассив сменился активом, в результате чего весь комплекс операций неторгового характера тоже сложился с активным сальдо. В первой половине 2007 г. внешняя торговля и операции неторгового характера уже практически в равной степени участвовали в формировании активного сальдо платежного баланса и пополнении золотовалютных резервов.

Среди основных сальдообразующих разделов дефицитными, причем в растущей степени, оставались балансы услуг и доходов от частных инвестиций, и их отрицательное влияние на общую платежную ситуацию продолжало усиливаться. В первом полугодии 2007 г. они поглотили 70% активного сальдо торгового баланса.

Счет текущих операций формировался со значительным положительным сальдо – 31 млрд. долл., которое, однако, оказалось заметно меньшим соответствующего показателя в 2006 г. (42 млрд. долл.).

Внешнеторговый оборот увеличился на 17.8 % (до 251.8 млрд. долл.) при опережающем росте импорта. Положительное сальдо торгового баланса в сложившихся условиях сократилось с 139 до 131 млрд. долл.

Экспорт товаров увеличился относительно сопоставимого периода на 8.7 % и составил 354 млрд. долл.

Прирост стоимости поставок за рубеж нефти и продуктов ее переработки существенно замедлился. Вместе с тем из-за существенного падения физических объемов вывоза природного газа (на 12.3 %) его экспорт сократился на 8.6 %. Но заметно ускорился рост экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства (в 1.4 раза).

Импорт товаров по сравнению с 2006 г. увеличился с 164 до 223 млрд. долл. Одним из доминирующих факторов, определяющих динамику ввоза, было наращивание физических объемов поставляемой из-за границы продукции.

Баланс услуг возрос и составил 20 млрд. долл. Из этого экспорт услуг увеличился относительно 2006 года и составил 39 млрд. долл. Также наблюдается сокращение импортных услуг (от 45 до 31 млрд. долл.).

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в условиях опережающего роста выплат нерезидентам увеличилось до 7.3 млрд. долл.

Дефицит баланса инвестиционных доходов относительно базисного периода не изменился. Определяющим был рост доходов, начисленных к получению: поступления от иностранных активов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования увеличились в 1.5 раза, а по частному сектору их объем удвоился. Суммарно по всем секторам экономики предполагаемые к поступлению доходы оцениваются в 55 млрд. долл., соответствующие выплаты – в 45 млрд. долл.

Отрицательное сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления уменьшилось с 25 до 23 млрд. долл. Поступления доходов органов денежно-кредитного регулирования в условиях роста объема резервных активов превысили соответствующие выплаты  на 7.5 млрд. долл.

Совокупный объем доходов банков и прочих секторов, начисленных к получению, составил 9.9 млрд. долл., к выплате – 27.7 млрд. долл.

Счет операции с капиталом и финансовыми инструментами. Счет операции с капиталом сложился со знаком «плюс», и составил 10 млрд. долл. В первом полугодии 2007 г. масштабный приток иностранного капитала в частный сектор стал основным фактором увеличения положительного сальдо финансового счета – до  53 млрд. долл. (без учета валютных резервов).

Финансовые обязательства резидентов перед нерезидентами увеличились на 106.7 млрд. долл., внешние пассивы органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования сократились, в то время как приток капитала в частный сектор усилился.

Обязательства федеральных органов управления перед нерезидентами уменьшились на 3.9 млрд. долл., также в отчетном периоде банки продолжали интенсивно наращивать обязательства перед нерезидентами. Их прирост (на 37.9 млрд. долл.) был в 2.4 раза больше, чем в 2006 г..

Как годом ранее, на фоне укрепления российского рубля в номинальном и реальном выражении продолжал сокращаться объем требований к нерезидентам в форме наличной иностранной валюты. По итогам отчетного периода они снизились на 6.9 млрд. долл.

Прирост валютных резервов по методологии ПБ (без учета курсовой переоценки) равнялся 20 млрд. долл.

В 2007 г. наблюдается увеличение резервных активов по сравнению с 2006 г. (с 107 до 148 млрд. долл.).

Раздел чистые ошибки и пропуски сложился с отрицательным знаком (13 млрд. долл.).


2.2.             Платежный баланс за 2008 год

Платежный баланс в январе—сентябре 2008 года в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры оставался устойчивым. Вместе с тем нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках обусловила изменение тенденций в трансграничном движении капитала.

Положительное сальдо счета текущих операций, по предварительным данным, по сравнению с январем—сентябрем 2007 года возросло в 1.7 раза — до 102.3 млрд. долл. Основной причиной его увеличения по итогам девяти месяцев 2008 года являлся рост профицита торгового баланса до 179.7 млрд. долл.

Экспорт товаров, по оценке, составил 471.6 млрд. долларов США, что было больше, чем в январе—сентябре 2007 года, в 1.5 раза. Его динамика была обусловлена повышением экспортных цен в среднем на 49% при незначительном приросте вывоза в физическом выражении — на 1.9%. В стоимостной структуре поставок доля основных топливно-энергетических товаров (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа) возросла до 66.9% (в январе—сентябре 2007 года — 61.3%). Их совокупный экспорт увеличился со 150.0 до 248.8 млрд. долларов США. При этом средние контрактные цены на энергоносители существенно превышали уровень января—сентября 2007 года, несмотря на заметное снижение в августе—сентябре 2008 года относительно высоких значений июля. Экспорт прочих товаров возрос на 29.9% при сокращении их удельного веса общей стоимости до 33.1%.

Импорт товаров по предварительным данным, вырос со 223.4 млрд. долл. в январе - сентябре 2007 года до 291.8 млрд. долларов США в январе—сентябре 2008 года. Увеличение импорта на 30.6 % было обусловлено как ростом его физических объемов (на 21.9%), так и повышением цен (на 16.6%). Высокими темпами наращивался ввоз машин, оборудования и транспортных средств, в результате чего их доля, по оценке, превысила 53% совокупного импорта.

Информация о работе Платежный баланс РФ