Планирования и организации деятельности в сфере малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение планирования и организации деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели разрабатываются следующие задачи:
- изучить сущность и содержание основных понятий по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические основы планирования и организации деятельности предприятия в сфере малого и среднего бизнеса;
- проанализировать процесс планирования и организацию деятельности на примере ООО «Система»;
- дать характеристику организации;

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 235.50 Кб (Скачать)


24

 

Введение

 

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением.

Данная тема актуальна, так как сегодня в России прочно утвердилось общественное мнение об объективной необходимости многопланового и действенного вмешательства государства в процессе развития экономики. Современное  предприятие  является  сверхсложной   системой,   которой приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку.  Сверхсложная природа предприятия требует предварительного анализа как его самого,  так  и внешней  среды  и  выработки  детальной   последовательности   действий   по постановке целей и их реализации,  т.е.  сверхсложная  природа  предприятия, побуждает формировать план. Одновременно динамичная и  нестабильная  внешняя среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.

Объектом исследования является ООО «Система».

Предмет исследования оставляет организация деятельности и планирования в организации.

Основной целью работы является изучение планирования и организации деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

Для достижения поставленной цели разрабатываются следующие задачи:

- изучить сущность и содержание основных понятий по данной проблеме;

- рассмотреть теоретические основы планирования и организации деятельности предприятия в сфере малого и среднего бизнеса;

- проанализировать процесс планирования и организацию деятельности на примере ООО «Система»;

- дать характеристику организации;

- выявить основные проблемы и особенности процесса планирования ООО «Система»;

- дать рекомендации по совершенствованию процесса планирования ООО «Система».

Наиболее существенные исследования в сфере планирования представлены в работах ученых И. Лукинова, В. Пономаренко, В. Бабича, В. Герасимчука, О. Пушкаря, Д. Божка, Д. Богини, А. Яковлева, О. Тридида и др. Они рассматривают вопрос планирования управления предприятиями с учетом особенностей украинской экономики. Из зарубежных специалистов в теорию и методологию стратегического планирования весомый взнос внесли И. Ансофф, Дж. Акофф, Г. Бранденбург, Дж. Стейнер, Дж. Гелбрейт, У. Кинг но др. Проблемам устойчивого развития предприятия уделяли внимание такие ученые, как В.А. Лосев, А.С. Воронов, Г.С.Вечканов, С.Н. Глазьев, И.П. Богомолова, Т.Л. Безрукова, А.И Хорев, Е.А. Уткин, В.М. Баутин, А.Н. Полозова, В.А. Медведев, И. Кобб-Дуглас, С.А. Леонтьев, В.А. Гончарук, О. В.Раевнева. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с планированием на предприятии внесли выдающиеся экономисты, профессора, доценты, в частности, профессор И.М. Бабук Э.А. Афитов другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы планирования и организации деятельности предприятия в сфере малого и среднего бизнеса

 

1.1 Планирование как функция управления предприятием. Виды планирования

 

Планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него не возможна успешная работа предприятия. Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни, но применяется оно не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Согласно концепции немецкого профессора Д. Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Оно позволяют предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, более рационально использовать все ресурсы предприятия, избежать риска банкротства, более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии, своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка, повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с внешней средой (рынком), создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью, развития организации в будущем. Оно обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию [1, c. 25].

Для реализации процесса планирования необходимо иметь налаженную организационную систему. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос: «Зачем?», формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план, так как работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат.

Основными целями планирования деятельности являются:

      повышение контролируемой доли рынка;

      предвидение требований потребителя;

      выпуск продукции более высокого качества;

      обеспечение согласованных сроков поставок;

      установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

      поддержание репутации фирмы у потребителей.

В процессе планирования можно выделить процесс целеполагания (определение системы целей), процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения, процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием. Цели планирования на предприятии должны быть конкретными и измеримыми, ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными), достижимыми и взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).

Для достижения поставленных целей используются задачи планирования. Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом задачи планирования любого предприятия сводятся к следующему:

      планирование роста прибыли;

      планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение;

      увеличение доли рынка, увеличение доли продаж;

      улучшение социальной политики фирмы.

И так, основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого [2, c. 63].

Организация планирования зависит от величины предприятия. Характерные черты эффективного планирования это целесообразность и адекватность, реалистичность, полнота, формализованность, сопоставимость показателей, систематичность, цикличность, определенность, конкретность и профессионализм.

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, а оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке. Первоначально разрабатывается миссия организации. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями). Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации. Определяются стратегические альтернативы. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования является тактика. Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент).

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

- корпоративное планирование (для всей компании в целом);

- планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

- планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

- производственное;

- финансовое;

- кадровое;

- маркетинговое.

По подфункции (например, для маркетинга):

- планирование ассортимента;

- планирование рекламы;

- планирование продаж.

По временному периоду:

- долгосрочное планирование - 5 лет и более;

- среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

- краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов:

- стратегическое планирование;

- оперативное или тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

- директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

- индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

- «сверху вниз»;

- «снизу вверх»;

- «цели вниз - планы вверх».

Планирование «сверху вниз» основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование «цели вниз - планы вверх» соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации [3, c. 56].

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

Информация о работе Планирования и организации деятельности в сфере малого и среднего бизнеса