Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа
Аграрная политика является важнейшей ключевой составляющей общей социально-экономической политики государства, а сельское хозяйство – стратегической отраслью экономики большинства государств. Сельское хозяйство занимает особое место не только в агропромышленном комплексе России, но и среди всех отраслей экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. От деятельности сельскохозяйственных предприятий, и фермерских хозяйств в том числе, зависит будущее национального агропромышленного комплекса России.
Экономика агропромышленного производства в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования постоянно усложняется. Обусловлено это кардинальными изменениями отношения к собственности.
Введение.
Глава 1.
§1. Малая форма предпринимательства – современное крестьянское фермерское хозяйство.
§2. Государственная значимость фермерских хозяйств в агропромышленном комплексе России.
Глава 2.
§1. Развитие и задачи фермерских хозяйств.
§2. Проблемы фермерских хозяйств и пути их решения:
1)экономический риск
2)земельный вопрос
3)нерациональное ценообразование на сельхозпродукцию
4)неразвитая сельская кооперация
5)инвестиции
6)создание сельскохозяйственных производственных объединений
7) государственные меры обеспечения устойчивости фермерских хозяйств в России
§3. Фермерские хозяйства Баргузинского района Республики Бурятия.
Заключение.
Уровень поддержки из бюджетов всех уровней
сельскохозяйственных организаций в сравнении с К(Ф)Х
на 1 руб продукции сельского хозяйства,
то он выше - 6,2 коп. против 4,6 коп. по сельскохозяйственным
организациям. В то же время постоянное
снижение уровня поддержки сельского
хозяйства из бюджетов всех уровней затронуло
и К(Ф)Х. Уровень поддержки из бюджетов
всех уровней на 1 га по К(Ф)Х составил в
2008 году всего 69,4 руб (около 2 евро) против
194 евро на 1 га в Финляндии, стране наиболее
близкой к России по природно-климатическим
условиям.
Основным фактором, сдерживающим развитие
фермерского хозяйства является отсутствие
долговременной аграрной политики, включающей
контроль государства за состоянием рынка
сельскохозяйственной продукции ( на рынке
зерна делаются только первые шаги и его
регулирование осуществляется в размере,
недостаточном для стабилизации ситуации
на рынке);
Также большая роль разных структур в
движении сельскохозяйственной продукции
от производителя до конечного потребителя,
львиная доля доходов достается не труженикам
села.
В бюджете 2010 г. расходы на сельское
хозяйство увеличены на 32% (до 70 млрд.
руб.) по сравнению с 2009 годом, на 63% выросли
расходы на поддержку сельского хозяйства.
Основными приоритетами государственной
поддержки остаются субсидирование процентных
ставок по привлекаемым сельскохозяйственными
производителями кредитам, как краткосрочным,
так и долгосрочным. Сумма средств, выделяемых
на эти цели, увеличилась на 7 млрд. руб.
(с 5,5 млрд. в 2008 году до 13,5 млрд. в 2009 г.).
3. Фермерские хозяйства Баргузинского района Республики Бурятия.
В 1992-1994 годы в Баргузинском районе были выделены из совхозов и колхозов 10 крестьянско-фермерских хозяйств. Всем фермерам были выделены наделы земли вдали от населённых пунктов (15-20 км), в большинстве бросовые, не обжитые. Земли были отведены в соответствии с законодательством. Также, в рассрочку, совхозы предоставили фермерам по одному трактору и грузовой машине. Всем фермерам предстояло строить фермы, жильё, подводить электроснабжение, разрабатывать землю и т.д.
В начале 90-х годов прошлого столетия доминировал тезис реформаторов о нежизнеспособности коллективных хозяйств и необходимости массовой фермеризации страны, что на первых порах давало фермерам существенные дивиденды в области кредитной и налоговой политики государства. Но в конце 90-х годов в условиях резкого ослабления регулирующей роли государства и практически полного отказа от поддержки сельского хозяйства эти преимущества были потеряны. Фермерские хозяйства, образованные в то время, в основной своей массе, остались практически в полной экономической изоляции.
На сегодняшний день из тех смельчаков
и рискованных
В 2000 году, когда государство обратило
внимание на критическое положение фермерства
по всей стране, были разработаны программы
поддержки российских товаропроизводителей,
в Баргузинском районе зарегистрировались
7 крестьянско-фермерских хозяйства. Они
занимаются животноводством, овощеводством,
каждый из них выращивает зерновые культуры
для собственного потребления в хозяйстве.
Все КФХ привлекают наёмную рабочую силу
– от 3до 15 человек, в зависимости от сезона.
Средства производства КФХ приобретали
по лизингу или через кредитные учреждения.
Расчёт со всеми кредитными учреждениями
– тяжёлое, порой непосильное бремя из-за
отсутствия рынка сбыта продукции. Увеличение
производства сельскохозяйственной продукции
не происходит тоже из-за отсутствия рынка
сбыта. Отдалённость от больших населённых
пунктов района и республики, отсутствие
заготовительных пунктов, перерабатывающих
малых предприятий не способствует организованному
оптовому закупу продукции у фермеров.
Поэтому каждый фермер ищет самостоятельно
покупателей в районе и за его пределами.
На это уходит много времени, сил, и само
увеличение продукции получается нерентабельным.
Ещё одна из неразрешимых проблем – земля. Сейчас фермеры её арендуют, но какого-то решения оформления её в частную собственность нет. В Баргузинском районе только «старые» КФХ имеют право собственности на землю, из фермеров «второй волны» или владельцев ЛПХ никто не получил в собственность землю сельскохозяйственного назначения из-за несовершенства законодательства, отсутствия алгоритма оформления документов. Это мешает развитию фермерства на перспективу.
В 2009-2010 годах по государственной программе
самозанятости в Баргузинском районе
зарегистрировалось около 40 индивидуальных
предпринимателей, занятых в сельском
хозяйстве. В данное время они разрознены
и администрация МО «Баргузинский район»
ищет способы объединения их в рентабельные
сельскохозяйственные производственные
объединения. Самое большое затруднение
у этих сельскохозяйственных производителей
– справиться с нахлынувшим на них потоком
разной отчётности. Почти все из них ранее
не сталкивались с налогами, отчислениями,
специалистов, которые могли бы осуществлять
за них отчёты в районе недостаточно –
всего два. Но ещё ни один индивидуальный
предприниматель не закрыл свою деятельность.
Но и их основная трудность – отсутствие
стабильного рынка сбыта.
4.Заключение
В заключении можно сказать, что, несмотря
на определённые слабости российского
фермерства, в самой фермерской системе
заложен существенный потенциал прогресса.
Если выявлять достоинства фермерского
хозяйства, то они, очевидно, сводятся
к преимуществам малого бизнеса. Это, прежде
всего, борьба каждого за минимизацию
издержек на производство единицы продукции,
сопрягаемая с хозяйским отношением к
земле и другим средствам производства,
любовью к делу и безграничной самоэксплуатацией,
стремление произвести качественный продукт
и поставить его на рынок, дать покупателю
более дешевую продукцию. Сами фермеры
к достоинствам относят свободу предпринимательской
деятельности и возможность реализовать
свои предпринимательские способности.
Значение фигуры фермера сегодня состоит
в том, что он своей героической деятельностью
показывает другим, как можно добиться
успеха, а привлечение им наемной рабочей
силы пусть незначительно, но увеличивает
занятость на селе.
К недостаткам рассматриваемой формы
предпринимательства следует отнести
то, что при равных возможностях и простоте
оформления фермерской деятельности последняя
выражается в разных результатах финансово-хозяйственной
деятельности. Многие фермеры постоянно
испытывают недостаток финансовых ресурсов,
необходимых для роста. В основной своей
массе фермеры не могут сформировать стартовый
капитал, достаточный для эффективного
ведения сельского хозяйства. Отсутствуют
финансовые источники авансирования сезонных
затрат на производство сельскохозяйственной
продукции и каналов ее безубыточной реализации.
Фермерству недоступны выгоды от специализации
функционирования управления и сбыта.
В то же время фермер, как правило, несет
неограниченную ответственность за свою
предпринимательскую деятельность.
Хотя все эти недостатки объективного
характера и свойственны фермерскому
хозяйству во всех странах, для российского
фермера они существуют в более тяжелой
форме. Отсюда - экономическая и социальная
уязвимость и неустойчивость фермерского
хозяйства даже в сравнении с ассоциированными
формами хозяйствования на земле.
К тому же крестьянство нельзя рассматривать
как некую однородную массу без четкого
разграничения социально-профессиональной
структуры, экономических интересов и
ценностных ориентаций отдельных его
групп.
Год от года фермерское движение набирает обороты, как бы тяжело не было. Фермер глубже пускает корни в землю, питает древо российской государственности. Именно поэтому фермерам всё больше доверяет народ и в первую очередь жители села.
Правильно сформированные меры государственной поддержки и их регулирование выступают устойчивым фундаментом для становления и развития отраслей экономики как одного из основных элементов рыночной системы, а также помогают стабилизировать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, способствуют развитию качественного продовольственного рынка и экологичности продуктов питания, а также обеспечивают перерабатывающие предприятия сырьём и повышают уровень сельской жизни. Однако, используемые методы производства не позволяют сельскому хозяйству обеспечивать повышающийся спрос на сельскохозяйственную продукцию. Экстенсивные методы ведения сельского хозяйства, основанные на использовании природно-ресурсного потенциала, должны заменяться интенсивными, высокими технологиями, базирующимся на применении более эффективных методов ведения производства, новой техники, стимулирования труда, проведении оптимальной инвестиционной и кадровой политики.
Государственная политика должна играть определяющую роль в создании инновационной аграрной экономики, применять разные методы государственного регулирования сельского хозяйства, выработать основные направления и механизмы государственной поддержки.
Информация о работе Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России