Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Аграрная политика является важнейшей ключевой составляющей общей социально-экономической политики государства, а сельское хозяйство – стратегической отраслью экономики большинства государств. Сельское хозяйство занимает особое место не только в агропромышленном комплексе России, но и среди всех отраслей экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. От деятельности сельскохозяйственных предприятий, и фермерских хозяйств в том числе, зависит будущее национального агропромышленного комплекса России.
Экономика агропромышленного производства в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования постоянно усложняется. Обусловлено это кардинальными изменениями отношения к собственности.

Оглавление

Введение.
Глава 1.
§1. Малая форма предпринимательства – современное крестьянское фермерское хозяйство.
§2. Государственная значимость фермерских хозяйств в агропромышленном комплексе России.
Глава 2.
§1. Развитие и задачи фермерских хозяйств.
§2. Проблемы фермерских хозяйств и пути их решения:
1)экономический риск
2)земельный вопрос
3)нерациональное ценообразование на сельхозпродукцию
4)неразвитая сельская кооперация
5)инвестиции
6)создание сельскохозяйственных производственных объединений
7) государственные меры обеспечения устойчивости фермерских хозяйств в России
§3. Фермерские хозяйства Баргузинского района Республики Бурятия.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КФХ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Уровень поддержки из бюджетов всех уровней  сельскохозяйственных организаций  в сравнении с К(Ф)Х на 1 руб продукции сельского хозяйства, то он выше - 6,2 коп. против 4,6 коп. по сельскохозяйственным организациям. В то же время постоянное снижение уровня поддержки сельского хозяйства из бюджетов всех уровней затронуло и К(Ф)Х. Уровень поддержки из бюджетов всех уровней на 1 га по К(Ф)Х составил в 2008 году всего 69,4 руб (около 2 евро) против 194 евро на 1 га в Финляндии, стране наиболее близкой к России по природно-климатическим условиям.   
          Основным фактором, сдерживающим развитие фермерского хозяйства является отсутствие долговременной аграрной политики, включающей контроль государства за состоянием рынка сельскохозяйственной продукции ( на рынке зерна делаются только первые шаги и его регулирование осуществляется в размере, недостаточном для стабилизации ситуации на рынке);   
          Также большая роль разных структур в движении сельскохозяйственной продукции от производителя до конечного потребителя, львиная доля доходов достается не труженикам села.     

В бюджете 2010 г. расходы на сельское хозяйство увеличены на 32% (до 70 млрд. руб.) по сравнению с 2009 годом, на 63% выросли расходы на поддержку сельского хозяйства.   
         Основными приоритетами государственной поддержки остаются субсидирование процентных ставок по привлекаемым сельскохозяйственными производителями кредитам, как краткосрочным, так и долгосрочным. Сумма средств, выделяемых на эти цели, увеличилась на 7 млрд. руб. (с 5,5 млрд. в 2008 году до 13,5 млрд. в 2009 г.).  
 

3.  Фермерские хозяйства  Баргузинского района  Республики Бурятия.      

В 1992-1994 годы в Баргузинском районе были выделены из совхозов и колхозов 10 крестьянско-фермерских хозяйств. Всем фермерам были выделены наделы земли вдали от населённых пунктов (15-20 км), в большинстве бросовые, не обжитые. Земли были отведены в соответствии с законодательством. Также, в рассрочку, совхозы предоставили фермерам по одному трактору и грузовой машине.  Всем фермерам предстояло строить фермы, жильё, подводить электроснабжение, разрабатывать землю и т.д.     

В начале 90-х годов прошлого столетия доминировал тезис реформаторов о нежизнеспособности коллективных хозяйств и необходимости массовой фермеризации страны, что на первых порах давало фермерам существенные дивиденды в области кредитной и налоговой политики государства. Но в конце 90-х годов в условиях резкого ослабления регулирующей роли государства и практически полного отказа от поддержки сельского хозяйства эти преимущества были потеряны. Фермерские хозяйства, образованные в то время, в основной своей массе, остались практически в полной экономической изоляции.      

На  сегодняшний день из тех смельчаков и рискованных первооткрывателей  осталось 3, основная деятельность которых животноводство. Большей частью фермеры перестали вести хозяйство из-за отсутствия стабильного рынка сбыта своей продукции, отсутствия перспективы развития, из-за тяжёлых условий труда и отсутствия отдыха в течение многих лет.  
 В 2000 году, когда государство обратило внимание на критическое положение фермерства по всей стране, были разработаны программы поддержки российских товаропроизводителей, в Баргузинском районе зарегистрировались 7 крестьянско-фермерских хозяйства. Они занимаются животноводством, овощеводством, каждый из них выращивает зерновые культуры для собственного потребления в хозяйстве. Все КФХ привлекают наёмную рабочую силу – от 3до 15 человек, в зависимости от сезона. Средства производства КФХ приобретали по лизингу или через кредитные учреждения.  Расчёт со всеми кредитными учреждениями – тяжёлое, порой непосильное бремя из-за отсутствия рынка сбыта продукции. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции не происходит тоже из-за отсутствия рынка сбыта. Отдалённость от больших населённых пунктов района и республики, отсутствие заготовительных пунктов, перерабатывающих малых предприятий не способствует организованному оптовому закупу продукции у фермеров. Поэтому каждый фермер ищет самостоятельно покупателей в районе и за его пределами. На это уходит много времени, сил, и само увеличение продукции получается нерентабельным.      

Ещё одна из неразрешимых проблем –  земля. Сейчас фермеры её арендуют, но какого-то решения оформления её в частную собственность нет. В Баргузинском районе только «старые» КФХ имеют право собственности на землю, из фермеров «второй волны» или владельцев ЛПХ никто не получил в собственность землю сельскохозяйственного назначения из-за несовершенства законодательства, отсутствия алгоритма оформления документов. Это мешает развитию фермерства на перспективу.      

В 2009-2010 годах по государственной программе  самозанятости в Баргузинском районе зарегистрировалось около 40 индивидуальных предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве. В данное время они разрознены и администрация МО «Баргузинский район» ищет способы объединения их в рентабельные сельскохозяйственные производственные объединения. Самое большое затруднение у этих сельскохозяйственных производителей – справиться с нахлынувшим на них потоком разной отчётности.  Почти все из них ранее не сталкивались с налогами, отчислениями, специалистов, которые могли бы осуществлять за них отчёты в районе недостаточно – всего два. Но ещё ни один индивидуальный предприниматель не закрыл свою деятельность. Но и их основная трудность – отсутствие стабильного рынка сбыта.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

4.Заключение     

В заключении можно сказать, что, несмотря на определённые слабости российского фермерства, в самой фермерской системе заложен существенный потенциал прогресса. Если выявлять достоинства фермерского хозяйства, то они, очевидно, сводятся к преимуществам малого бизнеса. Это, прежде всего, борьба каждого за минимизацию издержек на производство единицы продукции, сопрягаемая с хозяйским отношением к земле и другим средствам производства, любовью к делу и безграничной самоэксплуатацией, стремление произвести качественный продукт и поставить его на рынок, дать покупателю более дешевую продукцию. Сами фермеры к достоинствам относят свободу предпринимательской деятельности и возможность реализовать свои предпринимательские способности. Значение фигуры фермера сегодня состоит в том, что он своей героической деятельностью показывает другим, как можно добиться успеха, а привлечение им наемной рабочей силы пусть незначительно, но увеличивает занятость на селе.   
          К недостаткам рассматриваемой формы предпринимательства следует отнести то, что при равных возможностях и простоте оформления фермерской деятельности последняя выражается в разных результатах финансово-хозяйственной деятельности. Многие фермеры постоянно испытывают недостаток финансовых ресурсов, необходимых для роста. В основной своей массе фермеры не могут сформировать стартовый капитал, достаточный для эффективного ведения сельского хозяйства. Отсутствуют финансовые источники авансирования сезонных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и каналов ее безубыточной реализации.   
           Фермерству недоступны выгоды от специализации функционирования управления и сбыта. В то же время фермер, как правило, несет неограниченную ответственность за свою предпринимательскую деятельность.   
           Хотя все эти недостатки объективного характера и свойственны фермерскому хозяйству во всех странах, для российского фермера они существуют в более тяжелой форме. Отсюда - экономическая и социальная уязвимость и неустойчивость фермерского хозяйства даже в сравнении с ассоциированными формами хозяйствования на земле.   
         К тому же крестьянство нельзя рассматривать как некую однородную массу без четкого разграничения социально-профессиональной структуры, экономических интересов и ценностных ориентаций отдельных его групп.      

Год от года фермерское движение набирает обороты, как бы тяжело не было. Фермер глубже пускает корни в землю, питает древо российской государственности. Именно поэтому фермерам всё больше доверяет народ и в первую очередь жители села.      

Правильно сформированные меры государственной  поддержки и их регулирование выступают устойчивым фундаментом для становления и развития отраслей экономики как одного из основных элементов рыночной системы, а также помогают стабилизировать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, способствуют развитию  качественного продовольственного рынка и экологичности продуктов питания, а также обеспечивают перерабатывающие предприятия сырьём и повышают уровень сельской жизни. Однако, используемые методы производства не позволяют сельскому хозяйству обеспечивать повышающийся спрос на сельскохозяйственную продукцию. Экстенсивные методы ведения сельского хозяйства, основанные на использовании природно-ресурсного потенциала, должны заменяться интенсивными, высокими технологиями, базирующимся на применении более эффективных методов ведения производства, новой техники, стимулирования труда, проведении оптимальной инвестиционной и кадровой политики.     

Государственная политика должна играть определяющую роль в создании инновационной аграрной экономики, применять разные методы государственного регулирования сельского  хозяйства, выработать основные направления  и механизмы государственной  поддержки. 


Информация о работе Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России