Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Аграрная политика является важнейшей ключевой составляющей общей социально-экономической политики государства, а сельское хозяйство – стратегической отраслью экономики большинства государств. Сельское хозяйство занимает особое место не только в агропромышленном комплексе России, но и среди всех отраслей экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. От деятельности сельскохозяйственных предприятий, и фермерских хозяйств в том числе, зависит будущее национального агропромышленного комплекса России.
Экономика агропромышленного производства в условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования постоянно усложняется. Обусловлено это кардинальными изменениями отношения к собственности.

Оглавление

Введение.
Глава 1.
§1. Малая форма предпринимательства – современное крестьянское фермерское хозяйство.
§2. Государственная значимость фермерских хозяйств в агропромышленном комплексе России.
Глава 2.
§1. Развитие и задачи фермерских хозяйств.
§2. Проблемы фермерских хозяйств и пути их решения:
1)экономический риск
2)земельный вопрос
3)нерациональное ценообразование на сельхозпродукцию
4)неразвитая сельская кооперация
5)инвестиции
6)создание сельскохозяйственных производственных объединений
7) государственные меры обеспечения устойчивости фермерских хозяйств в России
§3. Фермерские хозяйства Баргузинского района Республики Бурятия.
Заключение.

Файлы: 1 файл

КФХ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Фермеры впереди и по увеличению поголовья  скота, производству продукции животноводства. Поголовье КРС за 10 лет увеличилось  в 2,4 раза, численность свиней увеличилась  вдвое, но наибольших достижений фермерский уклад достиг в овцеводстве и козоводстве: увеличение стад за 10 лет достигло 8 раз.      

За  этот же период выросло и производство животноводческой продукции: молока –  в 2,5 раза, мяса крупного рогатого скота  и птицы – в 2,4 раза.     

В итоге: за десять лет фермерское производство в сопоставимых ценах увеличилось  вдвое. В целом по сельскому хозяйству  темпы роста составили 45,1%. То есть в фермерском секторе они в 4,3 раза выше, чем по отрасли.     

Всероссийский институт аграрных проблем  и информатики имени А.А.Никонова (ВИАПИ) в 2009 году впервые определил  рейтинг крупнейших фермерских хозяйств России. В рейтинг включено 300 крупнейших фермерских хозяйств, представляющих 37 субъектов Российской Федерации. Наибольшее число фермерских хозяйств, вошедших в рейтинг, из Волгоградской (68) и Саратовской (41) областей, Алтайского и Ставропольского (по 32 хозяйства) краев.     

Вошедшие  в рейтинг фермерские хозяйства  достаточно крупные, со среднесписочным  численным составом 45 человек. По всей вероятности, они являются семейными  в том смысле, что капитал фермы  принадлежит одной семье или  родственным семьям, но ведется хозяйство  с привлечением наемного труда.     

Крупнейшие  фермерские хозяйства играют важную роль в фермерском секторе. Это не только объемы производства сельскохозяйственной продукции, но и передовой опыт по применению технологий производства, созданию и содержанию рабочих мест, форм реализации продукции.  
  
  
 

Глава 2.

1.  Развитие и задачи  фермерских хозяйств.      

Для дальнейшего развития сельского  хозяйства страны необходимо совершенствование  законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней  положений, препятствующих эффективному , экономически выгодному функционированию сельскохозяйственных предприятий, а также создание условий для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических целей государственной аграрной политики.      

На  современном этапе развития агропромышленного  комплекса особую значимость приобретают  проблемы аграрного протекционизма и регулирования агропромышленного  производства с учётом его региональных особенностей. Только при этом может эффективно использоваться экономический потенциал субъекта Федерации, повышаться его вклад в умножение национального богатства, рост благосостояния населения.     

Главная задача сельского хозяйства –  обеспечить продовольствием всё  населения государства. 

2.  Проблемы фермерских  хозяйств и пути  их решения:

2.1.экономический риск     

Весь  процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции связан с высокой вероятностью возникновения  ситуаций, ведущих к потере прибыли  или даже ресурсов производителя, к  несостоятельности предприятия  и банкротству, то есть процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции связан с риском. Причем риски в агропромышленном комплексе являются наиболее сложными, так как обусловлены спецификой сельского хозяйства, заключающейся в прямой зависимости сельскохозяйственного производства от природно-климатических особенностей региона и биологических особенностей производимой продукции. Вследствие этого на сельскохозяйственных предприятиях не срабатывает система "затраты - результат".   
С учетом специфики сельхозпроизводства была проведена классификация рисков сельскохозяйственных предприятий. Были выделены следующие основные риски сельскохозяйственных товаропроизводителей по факторам возникновения: природно-климатический; биологический; персональный; рыночный; финансовый.   
Биологический и природно-климатический риски сельскохозяйственных предприятий выражаются в изменениях качественных и количественных характеристик произведенной продукции.   
Персональные риски, выражающиеся в наличии и уровне квалификации кадрового состава, являются важным фактором, влияющим на финансовую сферу любого предприятия.   
Рыночные — это риски, связанные с вероятностью изменения цен на продукцию, конъюнктурой рынка, доступностью рынков сбыта, уровнем инфляции.   
Самым существенным способом среди методов воздействия на сельскохозяйственные риски является страхование. Воздействие на риск методом страхования означает, что другие методы не в полной мере компенсируют возможные ущербы и убытки от различных опасностей. Катастрофичность сельскохозяйственных рисков, как правило, требует для страхования особых условий, они связаны с принятием страховщиком определенных мер безопасности, в том числе направленных на обеспечение финансовой безопасности собственно страховщика. Одно из самых распространенных страхований в сельском хозяйстве является страхование урожая сельскохозяйственных культур.           

 В целях обеспечения  устойчивости сельскохозяйственного  страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, который формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.   
           Во исполнение Закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" Правительством РФ принято Постановление № 758 от 01.11.2001 г. "О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства". Данным Постановлением при Министерстве сельского хозяйства РФ организуется Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства, которое призвано:   
• оказывать всемерную государственную поддержку страхования урожая и созданию агропромышленных страховых организаций;   
• разработать предложения о порядке и условиях страхования урожая сельскохозяйственных культур;   
• выделять страховщикам средства из федерального бюджета на страховые платежи сельских товаропроизводителей;   
• дифференцировать государственную уплату страховых платежей по сельскохозяйственным культурам и регионам;   
• управлять федеральным сельскохозяйственным страховым резервом;   
• определить круг страховых организаций, которым будет доверено страхование урожая;   
• осуществлять контроль за страхованием урожая и обеспечение его перестрахования.   
           Страхование сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственных машин и оборудования, помещений и линий по переработке принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям производится без государственного субсидирования.      

Поддержка страхования урожая в 2005 году она составляла 2 млрд. руб., в 2006 г. - 3 млрд. руб., в 2008 – 4,5 млрд. руб.  
  
2.2. земельный вопрос     

Уже не одно столетие в России делаются попытки найти решение одного из коренных вопросов – вопроса  о земле, наведения порядка в  земельных отношениях. Это фундаментальная  проблема не только сельского хозяйства, но и всего общества. Формально земля передана крестьянам, однако фактически передача не состоялась.      

Земля должна принадлежать тому, кто на ней  работает. Как ни парадоксально это  звучит, но сегодня, в наших условиях, нет другого способа, реализовать  этот справедливый принцип, кроме частной  собственности на землю. Впрочем, дело не в самой частной собственности, а в тех правовых нормах, в которых  она вводится и развивается. В собственность оформлено лишь около 20% земельных долей, поскольку оформление зачастую дороже, чем сама земля.     

Формально в России сформирован рынок земли, установлены соответствующие правила, нормы, процедуры. Но крестьянину нужно  пройти семь кругов ада, чтобы оформить зачастую бросовую землю. Миллионы гектаров пашни пустуют, а тысячи фермеров не могут приобрести землю.     

Наведение порядка в земельных отношениях требует железной государственной  воли, твёрдости и последовательности. И единственно правильный путь, на мой взгляд, – поставить крестьянина в центр земельных преобразований. Во-первых – обеспечить фермерам право собственности на свою земельную долю не на бумаге, а на деле. Государству следует взять на себя расходы по оформлению земли от межевания , кадастровой оценки  до выдачи свидетельства права собственности. Кроме того, надо решить, как наделить землёй начинающих фермеров, как оживить пустующую пашню, вернуть к жизни заброшенные территории. Во-вторых – признать приоритет крестьян на земельном рынке, то есть гарантировать фермеру право выкупа арендуемой земли. В-третьих – следует ввести механизмы, обеспечивающие контроль использования земли.     

Отсутствие цивилизованного рынка земельных ресурсов, нерешенность проблемы оформления и движения земельных долей не дают в полной мере развиваться фермерскому сельскохозяйственному производству.      

В Госдуме находится законопроект о поправках в земельное законодательство. Если не сформулировать нормы закона чётко, он может вновь обернуться против крестьян. 

2.3.нерациональное  ценообразование на сельхозпродукцию      

Неблагоприятная для села макроэкономическая ситуация на селе (антиаграрные законы рынка, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию) определяет стабильно неблагополучное, тяжёлое финансово-экономическое состояние хозяйств.      

Нерациональное  ценообразование на сельхозпродукцию – это проблема глубинного характера  всего фермерства в России. Крестьяне не могут по справедливым ценам реализовать урожай, рассчитаться с кредитами, взять новые ссуды для посевной кампании. Доходность фермерских хозяйств падает, одновременно дорожают ГСМ, техника, удобрения. За последний год минеральные удобрения подорожали на 20%.     

Зерно – самый ценный капитал. Когда есть зерно, душа спокойна не только у крестьянина, но и у государства. Но оно лежит в амбарах крестьян и его невозможно реализовать по приемлемой цене. Фермерам нечем рассчитываться с кредитными учреждениями.      

Погашение кредитов с действующей процентной ставкой при нынешней доходности и рентабельности производства непосильно для большинства фермеров. Требуется  или снижать процентные ставки по кредитам, или субсидировать их.      

 

2.4.неразвитая  сельская кооперация      

Без неё фермеру не выжить, не подняться, не обрести твёрдую почву под  ногами. Кооператив есть основа экономического развития хозяйства, реальный путь к  росту производства, к качественной переработке сельхозпродукции, решения  важных проблем её сбыта. Это и  мировой, и российский опыт. Всем структурам власти необходимо помочь становлению кооперативов, обеспечить им нормальный режим функционирования.     

Целями  создания кооперативов является не только решение проблемы переработки и  реализация сельхозпродукции, но и  техническое обеспечение хозяйств. Обновление материально-технической  базы напрямую связано с качеством  производимой продукции, её себестоимостью.     

Государством  разработана программа поддержки  СПК, но в некоторых районах фермеры  не информированы, или частично информированы  о преимуществе сельскохозяйственного  производственного кооператива. Играет большую роль и недоверие фермеров к различным видам нововведениям. 

2.5.инвестиции      

По  информации Министерства экономического развития РФ, в настоящее время  образовано 33 региональных гарантийных  фонда. Этот механизм финансовой поддержки  малого бизнеса признан наиболее эффективным. Поддержка развития фермерства – это создание такой системы  финансирования, которая позволит практически  любому человеку, желающему начать свой бизнес и развить его, получить достаточные финансовые ресурсы.     

Масштабный  рост инвестиций возможен тогда, когда  у инвесторов появиться уверенность  в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой и принимают меры, направленные на улучшение инвестиционного климата.     

В условиях рыночных отношений государство  должно оказывать регулирующее воздействие  на инвестиционный процесс путём  обеспечения научно- обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, увеличения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и других видов финансирования.     

Как показывает практика, получить инвестиции для развития производства на селе очень волокитное дело, нужно собрать безмерно большое количество требующихся справок, бизнес-планов и другого бумажного материала. Для этого нужно оставлять каждодневный труд в фермерском хозяйстве и заниматься только поиском инвестиций.      

Привлечение инвестиций в сельское хозяйство  является жизненно важным средством  устранения инвестиционного «голода» в отрасли. 

2.6.создание сельскохозяйственных  производственных объединений

Государством  проводится политика в сфере развития малых форм собственности на селе, то есть фермерства. Важное направление, обеспечивающее развитие малого бизнеса  на селе – это сельскохозяйственные производственные объединения или кооперативы. Являясь сельскохозяйственными товаропроизводителями, СПК имеют право на получение государственной поддержки в рамках Государственной программы. Кроме того, государство предоставляет сельскохозяйственным кооперативам право на добровольной основе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Основным направлением деятельности СПК является не сельскохозяйственное производство, а обслуживание членов кооператива, в том числе снабжение и сбыт сельскохозяйственной продукции, финансовое обеспечение деятельности членов кооператива. Через кооперативы малые сельхозпроизводители получают возможность использовать преимущества крупных предприятий, быть конкурентоспособными на рынке.  

2.7. государственные меры обеспечения устойчивости фермерских хозяйств в России     

Понятие экономической устойчивости фермерского  предприятия можно сформулировать так: равновесное сбалансированное состояние ресурсов хозяйства, которое  обеспечивает стабильную прибыльность и нормальные условия для расширенного воспроизводства устойчивого экономического роста в длительной перспективе с учетом важнейших внешних и внутренних факторов.   
          Основными показателями устойчивости развития фермерского предприятия являются: динамика валового продукта, рост производительности труда, рост реальных доходов фермерского хозяйства, позитивная динамика реализации продукции, стабильные позиции на рынке, рентабельность производства не ниже среднеотраслевого уровня, отсутствие просроченной кредиторской задолженности.   
         В целях повышения устойчивости фермерских хозяйств государство проводит регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. Основными задачами государственной политики РФ в этой сфере являются: упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственных ресурсов, развитие экспорта продукции фермерских хозяйств. В этих целях на федеральном и региональном уровнях РФ осуществляются следующие меры:   
1) Тарифное и нетарифное регулирование экспортно- импортных операций, направленное на защиту внутреннего рынка и отечественного фермера.   
2) Предусматривается возможность создания преференциальных таможенных режимов на ввоз продовольствия и сельскохозяйственных ресурсов спрос на которые не удовлетворяется отечественным производителем.   
3) Расширение экспорта фермерской продукции и развитие экспортной инфраструктуры.   
         Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» предусмотрен ряд мер по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности в сфере АПК. В частности установлено, что экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции и ресурсов осуществляется с учетом необходимости защиты интересов отечественных фермерских хозяйств и обеспечения продовольственной безопасности РФ. В соответствии с этим Правительство РФ принимает меры:   
• Защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к снижению доходности отечественных фермеров.   
• По стимулированию экспорта фермерской продукции, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.   
Защитные меры применяются в форме импортных квот или введения таможенных пошлин на определенный срок. Размер таможенных пошлин определяется по пороговым ценам. Стимулирующие меры включают в себя: экспортные субсидии и кредиты, административное содействие продвижению товаров на рынки других стран.   
Роль государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства сводится к использованию системы рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений. Если бы не было механизмов государственной поддержки, то в результате деятельности долгосрочной фермерской проблемы, экспортной политики других стран, недостатка материально- технического обеспечения, несовершенства и отсталости технологий и подобных проблем, практически все фермерские хозяйства были бы элиминированы.      

Информация о работе Перспективы развития фермерства в аграрном секторе России