Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа
В конце 1991 года Казахстан стал независимым суверенным государством, полноправным членом всего мирового сообщества и в начале 1992 года взял курс на создание рыночной экономики − составляющей основную базу процветания цивилизованных стран мира и являющейся естественной моделью развития экономики человеческого общества.
В условиях смены социально-экономической модели развития общества требуется: пересмотр сложившихся стереотипов и подходов к преодолению экономического кризиса, сформулированных на основе классической теории рыночной экономики; в какой-то степени отказаться от основных положений неолиберализма, которые являются теоретической базой всех антиинфляционных стабилизационных программ, один из вариантов которой реализуется в Республике Казахстан.
Введение
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОДЫ
6
1.1 Общая характеристика экономики Казахстана в советский и переходный период
6
1.2 Переходный период и теоретическая основа экономической стабилизации
15
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
17
2.1 Особенности переходной экономики Казахстана
17
2.2 Экономические реформы переходного периода Казахстана
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На втором − 1996−2005 гг. − постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков − капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.
Третий этап, по мнению авторов стратегии, продолжительностью 5−7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств.
В начальной стадии рыночных преобразований (1991-1993 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.
Основные действия Правительства
на этапе либерализации экономики
заключались в оперативном
- отмены государственного
- упразднения государственных
органов, в функции которых
входили планово-
- снятия барьеров (лимитов, квот)
для продвижения многих
- организации банковской
- привлечения иностранного
Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.
В марте 1993 года Н. Назарбаев подвел итоги первого этапа (1991 − 1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.
В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4,5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% из общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.
Тем не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению второго этапа приватизации. В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993−1995 гг.”
Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы:
- объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;
- объекты, приватизация которых запрещена.
Ко второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир − все, что составляет исключительную собственность государства.
Объекты, подлежащие приватизации, в свою очередь, по количеству работающих делились на три группы:
- малые предприятия с численность работающих менее 200 человек;
- средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5 000 человек;
- крупные предприятия с численностью работающих более 5 000 человек.
Методы приватизации определялись:
- для малых предприятий − продажа через аукционы и конкурсы;
- для средних предприятий (т.н. массовая приватизация) − посредством приватизационных инвестиционных купонов;
- крупные и уникальные объекты государственной собственности по индивидуальным проектам.
В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко “Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ”. Основную задачу правительство определило в достижении макроэкономической стабилизации, ускорении преобразования собственности и создании конкурентной рыночной среды. Принятие программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения денежных доходов населения и роста цен. В 1993 году экономическое положение Казахстана характеризовали следующие показатели:
Таблица 3
Экономическое положение Казахстана в 1993 году
Показатели |
1993 год в % | |
к 1992 |
к 1991 | |
1. Национальный доход |
83,7 |
60,9 |
2. Объем промышленной продукции |
88,7 |
76,7 |
3. Цены выросли в |
61 раз |
Летом 1993 года в России были введены деньги нового образца. Центральный банк России объявил о том, что все рублевые банкноты, выпущенные до 1993 года, более не являются законным платежным средством России.
Н. А. Назарбаев: “Мы нашли семь миллионов долларов и оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре самолета ИЛ-76 и привезли 60% валюты. “Это была секретная операция. В документах значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства. У нас к тому времени в областях были подготовлены подземные склады. Четыре самолета за неделю сделали восемнадцать рейсов туда и обратно: Лондон − Уральск и далее по областям Казахстана. 12 ноября я назначил день ввода валюты. Оставалось меньше 20 дней… Самое тяжелое − развести деньги по всем районам, по всем банкам. Это было сделано за 8 дней… 11 октября вечером я выступил по национальному телевидению и объявил о переходе на новую валюту”.
При таких обстоятельствах − 15 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту − тенге.
Весной 1996 года Кабинет
министров и Комитет по управлению
государственным имуществом подвели
итоги второго этапа
По официальным данным, в рамках малой приватизации было продано в частные руки 9 тысяч объектов, что составляет почти 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации.
Полностью была завершена массовая приватизация. За три года на 22 аукционах были проданы акции 2000 предприятий. В агропромышленном секторе из 2120 государственных хозяйств преобразовано в частную собственность − 1962 (93%).
Приватизация
по индивидуальным проектам осуществлялась
как через непосредственную передачу
предприятий в частную
Несмотря на неоднозначное
отношение в обществе к преобразованиям
собственности, цифры говорят, что
их ход стал практически необратим.
Так, если в 1990 году доля хозяйствующих
субъектов негосударственных
Была проведена реформа банковской системы. К началу 1994 года в республике, помимо пяти преобразованных государственных банков, функционировали 175 коммерческих, включая частные.
Тем не менее, в 1992—1994
гг. экономическое положение
Таблица 4
Экономическое положение Казахстана в 1992—1994 гг.
Показатели |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
к 1991 г. в % |
к 1992 г. в % |
к 1993 г. в % | |
Валовой внутренний продукт |
88 |
87,5 |
74,6 |
Объем промышленной продукции |
85,2 |
85 |
71,5 |
Объем производства потребительских товаров |
79 |
85 |
66,8 |
На этапе активизации рыночных
реформ уровень жизни населения
резко снизился. Меры Правительства
по смягчению падения реального
размера пенсий были недостаточно эффективными
из-за углубления экономического кризиса.
В связи с необходимостью создания
национальной армии, обустройства границы
и таможенной территории, формирования
дипломатического корпуса, в условиях
снижения уровня доходов государственного
бюджета, финансирование расходов на социальную
сферу имело тенденцию к
В 1992-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.
В период с 1995 по 1997 годы главным направлением
реформ стало обеспечение
Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:
- принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;
- начало реализации
- разрешение продажи права
- образование Казначейства
- либерализация цен на нефть,
нефтепродукты, хлеб и
- образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;
- принятие законов: о
- подписание контрактов о
- подписание ряда соглашений
с международными финансовыми
организациями о
- проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.
Налоговая и бюджетная сфера реформировалась в условиях резкого сокращения доходов и необходимости обеспечения расходов, связанных со становлением Казахстана как независимого суверенного государства.
В целях обеспечения
Главным достижением периода
В период макроэкономической стабилизации
интенсивность проводимых рыночных
преобразований была самой высокой.
Именно в этом периоде закладывалась
основа будущих успехов Казахстана
в области социально-
В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.
Главным направлением социально-экономической
политики в этот период стало построение
модели посткризисного развития экономики,
основанной на высоких темпах освоения
месторождений нефти и газа с
целью обеспечения реанимации отраслей
не нефтяного сектора и
Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:
- завершение реализации
- погашение кредиторской
- принятие программ: «борьбы с
бедностью», «расцвет Астаны –
расцвет Казахстана», «
- принятие стратегии
За 1998-2000 годы была проведена большая
работа по всем направлениям реализации
государственных полномочий. Результатом
этого стал реальный выход Казахстана
из стадии экономического кризиса на
траекторию высоких темпов экономического
роста и повышения
Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.
За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из — США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1 500 зарубежных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие Казахстана за период
суверенитета характеризуется масштабными
и коренными преобразованиями социально-экономической
системы страны. Так за 10-13 лет
в области экономической
Информация о работе Особенности переходной экономики Казахстана