Особенности переходной экономики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

В конце 1991 года Казахстан стал независимым суверенным государством, полноправным членом всего мирового сообщества и в начале 1992 года взял курс на создание рыночной экономики − составляющей основную базу процветания цивилизованных стран мира и являющейся естественной моделью развития экономики человеческого общества.
В условиях смены социально-экономической модели развития общества требуется: пересмотр сложившихся стереотипов и подходов к преодолению экономического кризиса, сформулированных на основе классической теории рыночной экономики; в какой-то степени отказаться от основных положений неолиберализма, которые являются теоретической базой всех антиинфляционных стабилизационных программ, один из вариантов которой реализуется в Республике Казахстан.

Оглавление

Введение
3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ В ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОДЫ

6
1.1 Общая характеристика экономики Казахстана в советский и переходный период

6
1.2 Переходный период и теоретическая основа экономической стабилизации

15
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

17
2.1 Особенности переходной экономики Казахстана
17
2.2 Экономические реформы переходного периода Казахстана
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТ Кенжибаева А.docx

— 72.52 Кб (Скачать)

На втором − 1996−2005 гг. − постепенное преодоление сырьевой направленности экономики, ускоренное развитие транспортной сети и телекоммуникаций, формирование развитых товарных и валютных рынков, других рынков − капитала, рабочей силы, ценных бумаг, интеллектуальной собственности.

Третий этап, по мнению авторов стратегии, продолжительностью 5−7 лет будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа, достижением на этой основе стратегических целей переходного периода, укреплением позиций Казахстана в мировой торговле и вступлением в разряд новых индустриальных государств.

В начальной стадии рыночных преобразований (1991-1993 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия Правительства  на этапе либерализации экономики  заключались в оперативном принятии решений в области:

- отмены государственного регулирования  уровня цен по большинству  видов продукции и услуг; 

- упразднения государственных  органов, в функции которых  входили планово-распределительные  функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства  в дела хозяйствующих субъектов, 

- снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров; 

- организации банковской системы  и таможенной службы;

- привлечения иностранного капитала  для наполнения рынка товарами  и услугами.

Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно  правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим  от хода реформ в России, которая  с января 1992 года объявила о либерализации  экономики.

В марте 1993 года Н. Назарбаев подвел итоги первого  этапа (1991 − 1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.

В торговле на долю приватизированных предприятий  приходилось всего 4,5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% из общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

Тем не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению  второго этапа приватизации. В  марте 1993 года Указом Президента была введена в действие “Национальная  программа разгосударствления и  приватизации в Республике Казахстан  на 1993−1995 гг.”

Согласно Программе, все объекты государственной  собственности разделялись на две  группы:

- объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

- объекты, приватизация которых запрещена.

Ко второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное  пространство, растительный и животный мир − все, что составляет исключительную собственность государства.

Объекты, подлежащие приватизации, в свою очередь, по количеству работающих делились на три группы:

- малые предприятия с численность работающих менее 200 человек;

- средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5 000 человек;

- крупные предприятия с численностью работающих более 5 000 человек.

Методы приватизации определялись:

- для малых предприятий − продажа через аукционы и конкурсы;

- для средних предприятий (т.н. массовая приватизация) − посредством приватизационных инвестиционных купонов;

- крупные и уникальные объекты государственной собственности по индивидуальным проектам.

В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко  “Программа неотложных антикризисных  мер и углубления социально-экономических реформ”. Основную задачу правительство определило в достижении макроэкономической стабилизации, ускорении преобразования собственности и создании конкурентной рыночной среды. Принятие программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения денежных доходов населения и роста цен. В 1993 году экономическое положение Казахстана характеризовали следующие показатели:

Таблица 3

Экономическое положение  Казахстана в 1993 году

Показатели

1993 год в %

к 1992

к 1991

1. Национальный доход

83,7

60,9

2. Объем промышленной  продукции

88,7

76,7

3. Цены выросли в

61 раз

 

Летом 1993 года в  России были введены деньги нового образца. Центральный банк России объявил  о том, что все рублевые банкноты, выпущенные до 1993 года, более не являются законным платежным средством России.

Н. А. Назарбаев: “Мы нашли семь миллионов долларов и оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре самолета ИЛ-76 и привезли 60% валюты. “Это была секретная операция. В документах значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства. У нас к тому времени в областях были подготовлены подземные склады. Четыре самолета за неделю сделали восемнадцать рейсов туда и обратно: Лондон − Уральск и далее по областям Казахстана. 12 ноября я назначил день ввода валюты. Оставалось меньше 20 дней… Самое тяжелое − развести деньги по всем районам, по всем банкам. Это было сделано за 8 дней… 11 октября вечером я выступил по национальному телевидению и объявил о переходе на новую валюту”.

При таких обстоятельствах  − 15 ноября 1993 года Казахстан ввел собственную национальную валюту − тенге.

Весной 1996 года Кабинет  министров и Комитет по управлению государственным имуществом подвели  итоги второго этапа приватизации.

По официальным  данным, в рамках малой приватизации было продано в частные руки 9 тысяч объектов, что составляет почти 2/3 всех объектов, подлежащих малой  приватизации.

Полностью была завершена массовая приватизация. За три года на 22 аукционах были проданы  акции 2000 предприятий. В агропромышленном секторе из 2120 государственных хозяйств преобразовано в частную собственность − 1962 (93%).

Приватизация  по индивидуальным проектам осуществлялась как через непосредственную передачу предприятий в частную собственность, так и через этап передачи гигантов индустрии Казахстана и управление отечественным и иностранным  фирмам. Так, с конца 1994 года, с ними было заключено 42 контракта, из которых  на начало 1996 года действовали 30. В управление перешли такие предприятия, как  ПАЗ, Донской ГОК, Ермаковский и  Актюбинский ферросплавные заводы, Карметкомбинат и др.

Несмотря на неоднозначное  отношение в обществе к преобразованиям  собственности, цифры говорят, что  их ход стал практически необратим. Так, если в 1990 году доля хозяйствующих  субъектов негосударственных форм собственности составляла 40%, то на конец 1994 года их доля составила 60%. Если в 1990 году удельный вес продукции  производимой в частном секторе, составлял 8%, то в конце 1994 года —  уже 38%. В 1994 году впервые частный  сектор на селе превзошел государственный  в производстве мяса и молока.

Была проведена  реформа банковской системы. К началу 1994 года в республике, помимо пяти преобразованных  государственных банков, функционировали 175 коммерческих, включая частные.

Тем не менее, в 1992—1994 гг. экономическое положение Казахстана по-прежнему можно было охарактеризовать термином — кризис.

Таблица 4

Экономическое положение Казахстана в 1992—1994 гг.

Показатели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

 

к 1991 г. в %

к 1992 г. в %

к 1993 г. в %

Валовой внутренний продукт

88

87,5

74,6

Объем промышленной продукции

85,2

85

71,5

Объем производства потребительских  товаров

79

85

66,8


На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения  резко снизился. Меры Правительства  по смягчению падения реального  размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы  и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному  сокращению.

В 1992-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной  базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Основными направлениями экономических  реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:

- принятие в 1995 году Конституции  Республики Казахстан; 

- начало реализации стабилизационных  программ, включающих ограничительную  денежно-кредитную политику, жесткие  условия по расходам государственного  бюджета и завершение либерализации  цен и внешней торговли;

- разрешение продажи права пользования  земельными участками, находившимися  в собственности предприятий; 

- образование Казначейства Министерства  финансов;

- либерализация цен на нефть,  нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные  изделия, муку, пшеницу и другие  крупы; 

- образование Таможенного Союза  Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана; 

- принятие законов: о банкротстве;  об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном  банке; о нефти; о налогах  и обязательных платежах; о государственной поддержке малого предпринимательства; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.

- подписание контрактов о передаче  ряда крупных нефтегазовых и  горно-металлургических предприятий  иностранным инвесторам;

- подписание ряда соглашений  с международными финансовыми  организациями о предоставлении  займов для обеспечения стабилизационных  и структурно-институциональных  реформ;

- проведение пенсионной, жилищно-коммунальной  и образовательной реформы. 

Налоговая и бюджетная сфера  реформировалась в условиях резкого  сокращения доходов и необходимости  обеспечения расходов, связанных  со становлением Казахстана как независимого суверенного государства.

В целях обеспечения макроэкономической стабилизации обеспечивалось поддержание  дефицита государственного бюджета  на относительно низком уровне, финансирование государственного бюджета постепенно перешло на неинфляционные источники. Государственное заимствование не превышало оптимальных рамок.

Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение  темпов сокращения производства товаров  и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.

В период макроэкономической стабилизации интенсивность проводимых рыночных преобразований была самой высокой. Именно в этом периоде закладывалась  основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития.

В конце 1997 года была обнародована Стратегия  развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где  закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

Главным направлением социально-экономической  политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с  целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного  повышения доходов государственного бюджета [3, 26].

Основными направлениями работы Правительства  на этом этапе реализации Стратегии  развития «Казахстан-2030» стали:

- завершение реализации стабилизационных  программ, включающих ограничительную  денежно-кредитную политику, жесткие  условия по расходам государственного  бюджета и завершение либерализации  цен и внешней торговли;

- погашение кредиторской задолженности  государства по выплате пенсий  и социальных пособий, а также  заработной платы работникам  бюджетных организаций и другим  платежам;

- принятие программ: «борьбы с  бедностью», «расцвет Астаны –  расцвет Казахстана», «строительства  и реконструкции автодорог»;

- принятие стратегии национальной  и экономической безопасности  страны.

За 1998-2000 годы была проведена большая  работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом  этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще  наблюдался экономический спад по сравнению  с предыдущим годом на 1,9%, то уже  в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.

За годы независимости Казахстан  привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом  из — США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1 500 зарубежных компаний.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие Казахстана за период  суверенитета характеризуется масштабными  и коренными преобразованиями социально-экономической  системы страны. Так за 10-13 лет  в области экономической реформы  были достигнуты следующие результаты:

Информация о работе Особенности переходной экономики Казахстана