Особенности международного и национального рынка автомобилестроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемии), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX-го века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.65 Кб (Скачать)

 Высокая степень капиталоемкости  автомобилестроения определяет  и соответственно высокую монополизацию  отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию  даже крупных фирм внутри одной страны ( «Макларен » и «Мерседес»  в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам астотехники США.

 Высокий уровень монополизации  присущ производству двигателей. К ним предъявляют все больше  технических, экономических, экологических  требований, которые все более  ужесточаются (надежность, снижение  расхода топлива, уменьшение шума  и опасных выхлопов). Моторы для  легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США  – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали  монополистами в производстве мощных двигателей.

 Самый мощный ареал автомобилестроения – Япония и США. Материальная основа развития автомобилестроения – промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения. Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.

 

 

Заключение

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

  По сочетанию конструкционно-технологической  сложности каждого изделия с  массовыми масштабами производства  автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа фирм – самостоятельных продуцентов.

  Вышеуказанные факторы обусловили  обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.

 Развитые страны во многом  зависят от автомобилестроения, так как авто-ТНК этих стран  играют очень большую роль  в их экономике.

 В настоящее время в автомобильной  промышленности продолжается процесс  изменения региональной структуры, начало которого было очевидно  в 80-х годах. Это процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства.

 Можно считать завершившимся  процесс формирования максимально  возможных автоматизированных заводов, на которых труд человека упрощен  или автоматизирован, а на большей  части конвейерной линии операции  выполняются роботами. Исключения составляют лишь устаревшие заводы стран третьего мира, а также мелкосерийные и штучные производства, в которых ручной труд является традицией и очень ценится.

 Для современного автомобильного  мира также характерна высокая  степень специализации. Существует  целый ряд крупнейших корпораций, специализирующихся на выпуске  конкретных деталей и блоков  автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки, глушители, автоприборы ит.д.). Такое разделение труда было вызвано борьбой за максимальную оптимизацию использования имеющихся средств и достижения максимальных технических и эксплуатационных показателей продукции.

 Другой важной чертой автомобилестроения  является внутренняя и межфирменная  кооперация. В настоящее время  нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции. Однако, следует отметить, что существуют мелкие компании, которые в меньшей степени вовлечены в этот процесс.

 В условиях рыночной, открытой, нестабильной экономической конъюнктуры, характерной практически для всех стран значительно усилилось влияние экспорта продукции на обеспечение прочного экономического положения той или иной компании.

 

 

Список использованных источников

  1. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование.: Учеб. пособие /А.С. Баздникин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 336 с.
  2. Белоусова Л.А. Маркетинг в социальной сфере: Методические указания / Л.А. Белоусова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - 53 с.
  3. Булатова А.С. Мировая экономика. - М.: Юрист, 2007. – 212 с.
  4. Желтиков В.П. Экономическая география. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
  6. Кудеркин Д., Скачков И. Интеграция развивающихся стран в мировое автомобилестроение. Корпоративный менеджмент : [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru (дата обращения 16.12.2013)
  7. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. – М.: Эксмо, 2003Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2008. – 312 с.
  8. Стратегия развития автомобильной промышленности России - М. РАН. Институт народнохозяйственного прогнозирования, 2005. – 254 с.
  9. Сайт Международной организации производителей автомобилей - OICA (“Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles”) :[Электронный ресурс]. URL: http://www.oica.net/ (дата обращения 13.12.2013)
  10. Туревский И.С. Экономика отрасли: автомобильный транспорт. ИНФРА-М, 2011. - 288с
  11. Википедия – свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%EC%EE%E1%E8%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%F0%EE%EC%FB%F8%EB%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC (дата обращения 15.12.2013)
  12. Мимясов М.Н., Селищев Е.Н.Отраслевые приоритеты российской экономики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.yspu.yar (дата обращения 18.12.2013)

1 http:// ru.wikipedia.org›Автомобильная промышленность

2 http://www.hccomposite.com/sectors/132/


Информация о работе Особенности международного и национального рынка автомобилестроения