Высокая степень капиталоемкости
автомобилестроения определяет
и соответственно высокую монополизацию
отрасли: в ведущих странах насчитывается
лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли.
Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует
слиянию даже крупных фирм внутри одной
страны ( «Макларен » и «Мерседес» в
США) и фирм разных стран в Западной Европе.
Цель европейского объединения – противостояние
продуцентам астотехники США.
Высокий уровень монополизации
присущ производству двигателей.
К ним предъявляют все больше
технических, экономических, экологических
требований, которые все более
ужесточаются (надежность, снижение
расхода топлива, уменьшение шума
и опасных выхлопов). Моторы для
легких самолетов производят многие
страны, но двигатели для автомобилей
– ограниченное число стран и фирм. Эти
двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости
авто), и на их выпуске специализируются
самые крупные фирмы (в США – «Дженерал
Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании
– «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»;
одна фирма в Германии; в России – заводы
в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод
в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали
монополистами в производстве мощных
двигателей.
Самый мощный ареал автомобилестроения
– Япония и США. Материальная основа развития
автомобилестроения – промышленная база
США с ее машиностроением, обеспечивающим
все потребности производств. Страна располагает
крупнейшей в мире научной базой, которая
в значительной степени привлекалась
к выполнению исследовательских работ
для автомобилестроения. Монополизация
всей отрасли исключительно велика, ведущим
фирмам нет сильных конкурентов, однако
идет процесс их слияния, увеличения роли
в стране и в мире.
Заключение
Значение автомобильной промышленности
и перспективы её развития определяются
тем, какое место занимает автотранспорт
в транспортно-энергетической инфраструктуре,
и его общей ролью в национальной экономике
той или иной страны. Автомобильная отрасль
прямым образом влияет на технический
прогресс и лучше многих статистических
выкладок говорит о платежеспособности
населения, а значит и об уровне жизни.
Автомобильная промышленность, являясь,
с одной стороны, крупным потребителем
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
а с другой – одним из основных производителей
промышленной продукции, играет важную
роль в развитии общественного производства
и экономики страны в целом.
По сочетанию конструкционно-технологической
сложности каждого изделия с
массовыми масштабами производства
автомобилестроение не имеет аналогов
среди других отраслей современного машиностроения.
С этой особенностью связана высокая степень
концентрации капиталов в автомобильном
производстве, а также быстрое сокращение
числа фирм – самостоятельных продуцентов.
Вышеуказанные факторы обусловили
обострение конкурентной борьбы
между мировыми автомобильными компаниями
за сохранение своей доли на внутреннем
рынке и расширение экспортной торговли.
В условиях такой жёсткой конкуренции
некоторые государства принимают ряд
мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных
компаний на внутренний автомобильный
рынок.
Развитые страны во многом
зависят от автомобилестроения,
так как авто-ТНК этих стран
играют очень большую роль
в их экономике.
В настоящее время в автомобильной
промышленности продолжается процесс
изменения региональной структуры,
начало которого было очевидно
в 80-х годах. Это процесс включает
в себя как перераспределение доли между
ведущими центрами капиталистического
производства, так и возрастание доли
экономически развивающихся стран, в которых
под влиянием крупных мировых автомобильных
компаний происходит интенсивное развитие
автомобильного производства.
Можно считать завершившимся
процесс формирования максимально
возможных автоматизированных заводов,
на которых труд человека упрощен
или автоматизирован, а на большей
части конвейерной линии операции
выполняются роботами. Исключения составляют
лишь устаревшие заводы стран третьего
мира, а также мелкосерийные и штучные
производства, в которых ручной труд является
традицией и очень ценится.
Для современного автомобильного
мира также характерна высокая
степень специализации. Существует
целый ряд крупнейших корпораций,
специализирующихся на выпуске
конкретных деталей и блоков
автомобилей (моторы, трансмиссии, покрышки,
глушители, автоприборы ит.д.). Такое разделение
труда было вызвано борьбой за максимальную
оптимизацию использования имеющихся
средств и достижения максимальных технических
и эксплуатационных показателей продукции.
Другой важной чертой автомобилестроения
является внутренняя и межфирменная
кооперация. В настоящее время
нет ни одной крупной автомобилестроительной
компании, которая не имела бы межфирменных
соглашений о взаимных поставках отдельных
компонентов, а также совместной разработке
или выпуске продукции. Однако, следует
отметить, что существуют мелкие компании,
которые в меньшей степени вовлечены в
этот процесс.
В условиях рыночной, открытой,
нестабильной экономической конъюнктуры,
характерной практически для всех стран
значительно усилилось влияние экспорта
продукции на обеспечение прочного экономического
положения той или иной компании.
Список использованных
источников
- Баздникин, А.С.
Цены и ценообразование.: Учеб. пособие
/А.С. Баздникин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 336
с.
- Белоусова Л.А. Маркетинг
в социальной сфере: Методические указания
/ Л.А. Белоусова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО
УГТУ-УПИ, 2005. - 53 с.
- Булатова А.С. Мировая
экономика. - М.: Юрист, 2007. – 212 с.
- Желтиков В.П. Экономическая
география. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
- Ломакин В.К. Мировая
экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
- Кудеркин Д., Скачков
И. Интеграция развивающихся стран в мировое
автомобилестроение. Корпоративный менеджмент
: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru
(дата обращения 16.12.2013)
- Наумов В.Н. Маркетинг
сбыта / В.Н. Наумов. – М.: Эксмо, 2003Раджабова
З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2008.
– 312 с.
- Стратегия развития
автомобильной промышленности России
- М. РАН. Институт народнохозяйственного
прогнозирования, 2005. – 254 с.
- Сайт Международной
организации производителей автомобилей
- OICA (“Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles”)
:[Электронный ресурс]. URL: http://www.oica.net/
(дата обращения 13.12.2013)
- Туревский И.С. Экономика
отрасли: автомобильный транспорт. ИНФРА-М,
2011. - 288с
- Википедия – свободная
энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%F2%EE%EC%EE%E1%E8%EB%FC%ED%E0%FF_%EF%F0%EE%EC%FB%F8%EB%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC
(дата обращения 15.12.2013)
- Мимясов М.Н., Селищев
Е.Н.Отраслевые приоритеты российской
экономики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.yspu.yar
(дата обращения 18.12.2013)
1
http:// ru.wikipedia.org›Автомобильная промышленность
2
http://www.hccomposite.com/sectors/132/