Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 23:30, курсовая работа
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемии), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX-го века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ижевский
государственный технический
Кафедра "Экономическая теория"
Курсовая работа
по дисциплине "Конкуренция на мировых рынках"
на тему "Особенности международного и национального рынка автомобилестроения"
Выполнил: студент гр. Б05-524-1
Суслов А.Н.
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Ратушная И.А.
Ижевск – 2013
Введение
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемии), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX-го века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации.
Анализируя роль автомобилестроения и специфику его развития в разных странах, известный американский специалист Роберт Соубел отмечал, что «автомобильная промышленность в целом и с учетом смеж-ных отраслей, то есть производства стали, резинотехнических изделий, аккумуляторных батарей, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских и, конечно, переработки нефти, является в течение более чем пятидесяти последних лет крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности . для нашего времени транспорт является крупнейшей отраслью хозяйства, а автомобиль – ее центральным звеном».
Вышеизложенное определяет актуальность темы мирового автомобилестроения, раскрытие которой и является целью данной работы. Задачи работы:
Уровень концентрации и его динамика в отрасли
Одним из важнейших условий повышения эффективности любого производства является совершенствование форм его общественной организации – концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация
выражает процесс
Сущность
концентрации производства
Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.
Концентрация
производства может
С точки зрения основных направлений процесса укрупнения отрасли, концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост отрасли за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.
Централизация
означает создание крупных
В зависимости от того, на коком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.
Производство автомобилей в настоящее время осуществляется почти в 50 странах мира. При этом примерно половина мирового производства автомобильной техники принадлежит Западной Европе, США и Японии. В настоящее время в мире существует более 40 автомобилестроительных компаний, крупнейшими из которых являются: американские компании - «большая тройка» - General Motors, Ford и Chrysler; Европа представлена ведущими автопроизводителями Германии (Daimler AG, Vоlkswagen Group, BMW Group, Porsche AG), Франции (PSA (Peugeot Citroлn) и Renault), Италии (Fiat Auto) и Швеции (Volvo Car AB). Автомобильный рынок Азии представляют ведущие автопроизводители Японии (Toyota Motor Со., Honda Motor Со., Nissan Motor Со., Mitsubishi Motors, Subaru, Mazda, Suzuki), Республики Корея (Hyundai Motors, Kia Motor, Daewoo), Индии (Tata Motors) и Китая (Geely, FAW, Dongfeng, Bejing Automotive).
Сейчас автомобилестроение сконцентрировало в себе самые передовые технологии массового производства и маркетинга. Именно к этой отрасли относятся некоторые самые сильные торговые марки мира. Ни один иной вид продукции не имеет такого хождения на вторичном рынке, как автомобили.
К новому веку автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации: рынок Северной Америки, Европейская зона и Азия, включающая в себя, прежде всего, Японию, Корею и Китай.
1980 - 1990-е годы - началось интенсивное развитие автомобилестроения в Республике Корея, а также в других странах азиатского региона, прежде всего в КНР. 2000 - по настоящее время - наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентального Китая, лидирующее также по объемам привлечения иностранного капитала (9,35 млн автомобилей было произведено в 2008 году, прирост к 2007 году составил 5 % - даже несмотря на мировой кризис, начавшийся в 2008 г. и еще более поразительный рост в 2009 г. - 13,8 млн автомобилей, т.е. прирост - на 48,3%). При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении на протяжении столетия вплоть до недавнего времени занимал американский автопром, представленный Большой тройкой, однако в последние годы в лидеры вышел японский автопром, который по итогам прошлого года уступил Китаю. Это способствовал разразившийся в 2008 г. экономический кризис.
Если в 2008 году суммарный объем производства автомобилей в мире за составил 70,5 млн (-3,7 % к 2007 году), то в 2009 году производство автомобилей в мире существенно сократилось - на 13,5% по сравнению с 2008 годом и составило 61 млн автомобилей. Такие данные приводит аналитическое агентство "Автостат", ссылаясь на информацию OICA (Международной организации производителей автомобилей). При этом производство легковых автомобилей снизилось на 10,4% (до 47,2 млн шт.), легких коммерческих автомобилей - на 23,8% (до 10,4 млн шт.), грузовиков - на 19,2% (до 3,02 млн шт.), а автобусов - на 15,4% (до 312,9 тыс. шт.). По словам директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова, если бы ни фантастический рост китайского автопрома, то потери мирового автопрома составляли бы порядка 20%.
Таким образом, в целом, автомобилестроение в настоящее время находится в периоде упадка, несмотря на ее высокое социальное значение и политическое влияние. Тем не менее многие эксперты считают, что в последнее время перед мировой автомобильной промышленностью "забрезжил слабый свет в конце туннеля", и выжившим в условиях мирового кризиса производителям следует готовиться к всплеску спроса на автомобили в дальнейшей перспективе. В недавно опубликованном исследовании "Booz & Company" сообщается, что в большей степени рост должен проявиться на рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в первую очередь из так называемой четверки БРИК (в составе Бразилии, России, Индии и КНР), а также Малайзии, Мексики и Индонезии.
По расчетам "Booz & Company" общие продажи автомобилей в мире к 2018 г. увеличатся по сравнению с нынешним уровнем приблизительно в 6 раз, хотя на рынках с высокой степенью насыщения, таких как США, Япония и Западная Европа, скорее всего, будут расти не более чем на 1 - 2% в год. При этом предполагается, что в период до 2013 г. в мире сможет быть дополнительно продано около 370 млн. машин, а к 2018 г. - порядка 715 млн., в результате чего их парк возрастет по сравнению с нынешним вдвое.
Фирмы лидеры, их наличие и устойчивость их позиций
С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).
Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, в сегменте грузовиков 7,9 % и в сегменте автобусов 9,8 %. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 года их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В июне 2011 г. соглашение о расширении локализации производства в России и других принципах сотрудничества с иностранными компаниями было подписано Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ.
В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года.
Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году), в том числе произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов. В связи с экономическим кризисом 2008—2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA. За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей, что должно подразумевать годовой выпуск, больший чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5 млн.), но и в Германии (5,5-5,9 млн.).
В мировом производстве автотранспорта крупнейшими компаниями-производителями (на 2010 год) являются:
В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые.
Информация о работе Особенности международного и национального рынка автомобилестроения