Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:30, реферат
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
На современном этапе в
Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:
все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.
В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):
Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;
Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений.
В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
2. Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Зарождение и основные этапы развития экономической теории
Появление знаний о закономерностях
хозяйственных процессов
В развитии и становлении экономической науки условно можно выделить четыре фазы:
1. Фаза донаучного развития - до восемнадцатого века.
2. Фаза рождения экономической науки - 1750-1870 гг.
3. Фаза открытия и разработки основополагающих теоретических принципов - 1870-1930 гг.
4. Фаза современных теоретических исследований и разработок - после 1930 гг.
Древнейшими зачатками экономической мысли считаются дошедшие до нас письменные источники Древнего Египта, Месопотамии, Древних Индии, Китая и Греции
Экономические школы
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Меркантилизм |
16-17 вв. |
Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы |
18 век. |
Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика |
конец 18 — 1-я пол.19 вв. |
Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм |
2-я пол. 19 — 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 — начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство |
20 — начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм |
20 — начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм |
20 — начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантилизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего
меркантилизма — увеличение денежного
богатства законодательным
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
Томас Мен (1571-1641)
Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак
по политической экономии" (1615) экономическая
теория более 300 лет развивалась
и до сих пор развивается как полити
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Классическая школа
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории
стоимости, показал значение разделения
труда как условия повышения
производительности. Его исследования
стали библией для ученых-
Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма
Опираясь на высшие достижения классической
школы политической экономии, Карл
Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
создали теоретическую концепци
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.
С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.
Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.
Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.
Марженализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
Карл Менгер
Фридрих Визер
Леон Вальрас
Эйген-Бем-Баверк
Уильям Стэнли Джевонс
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:
Альфред Маршал
Артур Пигун
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Экономическая школа Институционализма
Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.
Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.
Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.
Представители школы институционализма:
Т.Веблен
Дж.Коммонс
У.Митчелл
Дж.Гэлбрейт
Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.
3. Метод – путь исследования. Для познания социально-экономических явлений используют общенаучные и специальные для экономической теории методы.
Общенаучные.
1.Структурно-функциональный метод – предусматривает рассмотрение любого экономического явления как системного с обязательным анализом функций взаимодействующих элементов на уровнях:
а) координационных (согласованность структурных элементов системы и место элемента в рамках системы);
б) субординационных (указывают на субподчиненную связь элементов в системе);
в) генетических (указывают связь элемента с историей системы).
2.Объединение качественного
и количественного анализа и
использование на этой основе
математических методов в
Ученые-экономисты обосновывают теоретические выводы с помощью количественного анализа. На основе периодичности повторения можно определять закономерность, тенденцию, закон и проникать в суть отношений между людьми. Но нельзя математизировать все.
ІІ. Специальные методы.
1. Метод научной абстракции – отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и общих связей. Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования. Дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия и рассматриваются его конкретные проявления. То, от чего абстрагировались сначала, требует теперь разъяснений. В результате конкретное выступает не случайным накоплением явлений, а целостной панорамой.
2. Метод анализа и синтеза охватывается абстрактным мышлением. Анализ – предмет исследования расчленяется, мышление идет от видимого, конкретного к абстрактному. Выделяются составляющие элементы, определяется роль и значение каждого, их связи в механизме. Синтез – явление исследуется во взаимодействии всех его элементов. Мышление идет от абстрактного к конкретному, от понимания сущности отношений к проявлению их в конкретной ситуации.