Основные характеристики рынков факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность рынков факторов производства; проанализировать спрос, предложение, ценообразование на этих рынках и анализ современного состояния рынка труда в России.
В первой части работы рассматривается сущность рынков факторов производства, даются их отличия и особенности.
Во второй части данной работы проводится анализ процесса ценообразования на рынках факторов производства в России.

Оглавление

Введение
Глава 1.Сущность рынков факторов производства

Рынок труда
1.1.1 Анализ рынка труда в России
1.2 Рынок капитала
1.2.1 Анализ рынка капитала в России
1.3 Рынок природных ресурсов
1.3.1 Анализ рынка труда в России
1.4 Некоторые особенности рынка факторов производства в современной России.

Глава 2. Ценообразование на рынках факторов производства в России
2.1 Ценообразование на рынках факторов производства
2.2 Спрос и предложение на рынках факторов производства
2.3 Общее экономическое развитие и благосостояние в современной России

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Рынок факторов производства .doc

— 262.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.3 Общее экономическое  развитие и благосостояние в  современной России

 

 
В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса при существенном падении общественного благосостояния в большинстве стран мира объяснение экономических механизмов формирования и поддержания общественного благосостояния приобретает приоритетное значение. Назрела необходимость исследования общественного благосостояния не только как микро- и макроэкономической категории, но и с позиции институционального развития, с учетом типа  экономической системы. 

 

В условиях видоизменения современных  факторов производства и результатов  экономической деятельности научная  интерпретация категории «общественное  благосостояние» имеет принципиальное значение для характеристики сущности экономической системы нового типа. Исследование тенденций развития общественного благосостояния в условиях новой экономики призвано наиболее полно раскрыть характер социально-экономического прогресса, основанного на принципах все более возрастающего значения человеческого капитала, сектора услуг и информационных благ, показать место и роль общественного благосостояния как фактора (движущей силы) формирования экономики нового типа. 

 

 

 

Перспективное развитие национальных экономик сопряжено с разработкой политики в области общественного благосостояния, ее целей и методов, отличных от ранее существовавших (поддержание спроса потребителей и предложения производителей). Назрела необходимость использования междисциплинарного подхода при анализе общественного благосостояния как фактора формирования новой экономики. Это связано в свою очередь со сложностью и многоплановостью рассматриваемой проблемы. При исследовании общественного благосостояния как экономической категории необходимо принимать во внимание социальные, технологические, политические, экологические и культурологические аспекты данной проблемы.  

Кроме того, изучение проблемы общественного  благосостояния требует четкого  понимания сущности данной категории, выявления тенденций и закономерностей  достижения общественного благосостояния и определения механизмов его формирования и роста, что является необходимым условием построения социального государства, политика которого направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека», декларированного в ст.7 Конституции Российской Федерации. 

 

Процесс производства, распределения и потребления будет протекать нормально лишь в условиях общего экономического равновесия. Таким состояние экономики считается тогда, когда на всех рынках спрос и предложение взаимно уравновешиваются. Такое идеальное положение может возникнуть и сохраняться продолжительное время в условиях свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции общее экономическое равновесие постоянно нарушается, однако проявляется тенденция к его установлению. При нарушении равновесия совершается распределение и перераспределение доходов в пользу тех, кто оказывается сильнее других, через влияние на ценообразование обеспечивает себе лучшие условия сбыта и получения дохода. Значит, получение доходов, а отсюда и благополучие их получателей во многом зависит от состояния рынка.

Благополучие или благосостояние населения - это обеспеченность его жизненно необходимыми средствами существования. Значит, благосостояние разных слоев населения в определенной мере зависит от рынка, который в данном случае выполняет регулирующую роль в распределении доходов. Поскольку доля участия каждого субъекта в производстве блага (продукта) различна, то и доходы будут неодинаковыми. Кроме того, на дифференциацию получателей доходов влияют в значительной степени изменения цен на рынках несовершенной конкуренции и на этой основе - перераспределение доходов. Неравенство в доходах обуславливает неравенство в уровне благосостояния получателей доходов. Оно является действенным стимулом для работника трудиться с наибольшей отдачей, а для других собственников факторов производства (капитала, земли) - эффективнее их использовать, чтобы получить больший факторный доход (зарплату, прибыль, ренту, процент). [8, с. 60-68]

В экономической политике современного государства проблема занятости  является одной из главных, поскольку  она касается таких сторон жизни  общества, как экономический рост и повышение уровня благосостояния населения страны. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка труда с целью поддержания занятости на оптимальном уровне следующими методами:

1) регулирование размера заработной  платы как цены товара рабочей  силы, это: установление минимума  зарплаты; регламентация ряда надбавок  к ней; индексация зарплаты в связи с ростом цен; замораживаете размера заработной платы на определенный период; использование системы налогообложения личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных отраслях хозяйства; методическая помощь предприятиям в организации оплаты труда;

2) использование системы мер  воздействия на занятость через  стимулирование роста производства  и инвестиций;

3) организация работы государственной  службы занятости, в т.ч. биржи труда;

4) регулирование режима и условий  труда (продолжительность рабочего дня и рабочей недели, нормативы труда и отдыха работников и т.п.);

5) усиление роли государства  в поддержании нормальных трудовых  отношений между администрацией  предприятия и коллективом рабочих.

Выгоды и издержки от внешних факторов не учитываются, не оцениваются, тем не менее, они отражаются на динамике доходов населения и фирм. Действие внешних эффектов лежит вне рыночных отношений, поэтому это обстоятельство должно учитывать государство в своей экономической политике. В одном случае оно может запретить деятельность, наносящую ущерб окружающим, в другом установить специальный налог, заставляющий, например, фирму построить очистные сооружения, в третьем случае, выдавать субсидии тем, кто несет убытки от внешних эффектов, или тем, кто за счет этих средств оздоровит территорию. Далее, чтобы сохранить разрыв в доходах разных групп населения, государство должно оказывать социальную помощь в первую очередь имеющим низкие доходы, чтобы обеспечить им нормальные условия жизни и труда. То, что не может делать рынок (решение социальных проблем), призвано делать государство. Доход как приращение средств у субъекта (лица, фирмы, государства) за определенный промежуток времени имеет две формы выражения: денежную - номинальный доход и натуральную, вещественную реальный доход.

Восстановление и развитие рынка труда в современной России началось с 90-х годов XX в. Нарушение соответствия между спросом и предложением на рынке труда проявляется в колебаниях уровня занятости и безработицы. Безработица (постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся ее получить) - непременное свойство рынка труда. [8, с. 138-147]

 

Проблема занятости в России сегодня имеет серьезную остроту и свои особенности. В сфере занятости осуществляются реальные трудовые отношения, формируются пропорции трудовых ресурсов между отраслями хозяйства, предприятиями. Изменения в занятости в какой-то мере отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменений на рынке труда. [8, с. 138-147]

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены:

- рынок природных ресурсов

- рынок капитала

- рынок труда.

Известно, что целью общественного производства является все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей людей.

Так через рыночный механизм совершается  распределение создаваемого продукта в форме доходов между субъектами экономики, обеспечивая им определенный уровень удовлетворения их потребностей. Важно, чтобы каждый получил доход соответственно участию в создании нового продукта.

В системе рынков факторов производства особое место занимает рынок труда (рабочей силы). Основным поставщиком  рабочей силы являются домашние хозяйства как экономическая основа (функционирования) существования семьи. Семья выполняет важную функцию детородную, репродуктивную; она «производит» способность человека к труду. Государство в этом важном для общества процессе участвует через систему образования и медицинского обслуживания.

Итак, рыночная система распределения  дохода неизбежно порождает неравенство  субъектов в доходах и уровне благосостояния.

Таким образом, понятие благосостояния связано с понятием общего экономического равновесия. Поддержание в обществе равновесия обеспечивает оптимальные условия для общественного производства, т.е. собственно производства и обращения: производимый продукт регулярно реализуется и поступает в потребление.

В курсовой работе освещено развитие рынков факторов производства в России.

Государственная целевая экономическая  программа модернизации рынков капитала в России совершенствуется почти  с каждым годом и находит новые  концепции в регулировании рынка  капитала России.

Россия стоит на пути усовершенствования экономической ситуации. И если придерживаться правильному регулированию рынков факторов производства, то идеальная экономика будет ближе с каждым годом.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.
  3. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
  4. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
  5. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
  6. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.;
  7. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.
  8. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.;
  9. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Борисова Е.Ф., Евсеенко Ф.П., Камаева В.Д. и др.
  10. Анализ рынка труда в Росси. Макарова А.Ф., Лубова Т.Н.2012 г.
  11. Обзор финансового рынка / Департамент исследований и информации Банка России. 2011г. Поступила в редакцию 5.11.2011г.
  12. Экономика: Учебник./ Под редакцией доцента А.С. Булатова. 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Издательство БЕК.
  13. Справочник школьника: 5-11 классы – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.
  14. Credit Suisse, обзор бизнеса «Русагро», 2011-2012.

Информация о работе Основные характеристики рынков факторов производства