Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:50, курсовая работа
Экономика Казахстана развивается по модели открытого общества, в котором социальная направленность экономики становится нормой социальных отношений. Общую характеристику уровня развития казахстанской экономики дает показатель ВВП в расчете на душу населения. В 1999-2006 гг. значительно увеличилось производство услуг, его доля в ВВП возросла с 38 до 57%. Экономика страны приобрела новое качество, при усилении и укреплении глобального мирохозяйственного взаимодействия.
Введение
Закономерности трансформации капитализма
Становление посткапиталистических систем
Альтернативные системы капитализма
Типология и структура новой теории
Азиатский капитализм (на примере Китая)
3. Новая теория и капитализм в Казахстане
Заключение
Литература
4)
социальная ориентированность
5) преобладание рыночных основ и способов деятельности как естестве ной основы функционирования экономики смешанного типа, являюще; в силу разнообразия социально-экономических укладов и социальной ориентированности развития высшим типом рыночного хозяйства;
6)
предпринимательство,
7)
государственное регулирование
экономики и социальных
8)
периодическая смена типов
9)
социально-экономические
10)
демократические политические
Конкретное воплощение отмеченных и других общих черт общества смешанного типа, так же как и их соотношение, различны в условиях отдельных стран или групп стран. Соответственно общественные системы смешанного типа многообразны, динамичны и находятся на разных стадиях становления.
Процесс
трансформации капитализма в
посткапиталистические
Общественные устройства смешанного типа, основываясь на взаимодействии и конкуренции различных экономических укладов и социальных сил и структур, являются исторически наиболее перспективны, т.к. содержат все необходимые внутренние предпосылки для динамики и трансформации в соответствии с меняющимися условиями. Поэтому не только развитые страны, в которых капиталистическая система трансформируется в процессе естественного развития (часто при сознательном выборе конкретного варианта трансформации), но и многие развивающиеся страны целенаправленно встают на путь формирования таких систем, реализуя соответствующие стратегии и программы.
Таким
образом, социально-экономический
При
этом характеристика этих систем понятием
«капитализм» принимает все более традиционно-формальный,
а не сущностный характеp. Однако часто
данное изменение не учитывается или просто
игнорируется и тогда понятие «капитализм»
используется в его прямом смысле как
определяющий вектор общественной трансформации
(например, отечественными радикал-либералами).
Это деформирует трансформационные процессы
со всеми экономическими, социальными
и иными последствиями.
2.
Альтернативные системы
капитализма
Термин "капитализм" выражает сущность определенного способа производства и соответствующей ему общественно-исторической формации. Эта сущность, по определению, едина и, следовательно, одинакова для всех капиталистических стран. В этом контексте очевидные различия между национальными экономическими системами предстают как проявления неоднородности развития единого по своей сути капитализма. Общественный прогресс однозначно ассоциируется с дальнейшим совершенствованием капитализма в передовых странах и постепенным "подтягиванием" отстающих до их уровня. Как утверждал в свое время В.И. Ленин, передовые страны просто являют собой будущее стран отсталых.
И буржуазная, и марксистская разновидности традиционной политэкономии считали возможным (и необходимым) абстрагироваться от особенностей национальных экономических систем, оставляя их на рассмотрение других дисциплин -экономической географии и экономической истории.
В учении Маркса, основанном на "высоких" абстракциях типа трудовой теории стоимости и учения о прибавочной стоимости, конкретные страновые особенности были действительно несущественны. К тому же стремление к строгости научного анализа подкреплялось политической целесообразностью - тезис об универсальности капитализма служил научной основой пролетарского интернационализма и лозунга объединения пролетариев всех стран.
Чуждая метафизике буржуазная политэкономия, напротив, сосредоточивала свое внимание на эмпирических фактах. Но эти факты также подтверждали презумпцию универсальной и однородной природы капитализма - общее явно превалировало над особенным. Это объяснялось тем, что исторически капитализм возник в Западной Европе. В середине XIX в., когда складывалась традиционная политэкономия, ареал его распространения был ограничен немногими странами, принадлежащими к европейской цивилизации (включая США и британские доминионы). Поэтому "реальным капитализмом" был качественно однородный европейский капитализм.
Универсальность понятия капитализма давала возможность легко абстрагироваться от исторических, социальных, культурных, религиозных, этических и прочих особенностей экономической жизни. После А. Маршалла немарксистская политэкономия замкнулась в сфере формальной логики, количественных методов анализа и трансформировалась в экономике.
В XX в. представление об универсальности европейского капитализма еще более укрепилось (17, С.3).
В это же время в развитии всемирного хозяйства наступил новый этап, для которого был типичен вывоз капитала, причем не только в другие капиталистические страны, но и в отсталую, некапиталистическую периферию. В этой зоне инвестиции по необходимости означали создание островков европейского (или североамериканского) капитализма, что служило дополнительным подтверждением его универсальности.
На рубеже XXI в. возникло множество новых явлений, которые на первый взгляд говорят о полном триумфе капиталистического универсализма.
Рассыпался в прах самый страшный противник буржуазного общественного строя - реальный социализм. Бывшие социалистические страны провозгласили в качестве своей стратегической цели механическое восприятие ценностей и институтов универсального капитализма.
Наряду со старыми центрами капитализма уже в течение нескольких десятилетий существуют новые - в Японии. Китае, Южной Корее, Юго-Восточной Азии, крупнейших странах Латинской Америки. Логика конкуренции заставляет их впитывать формы организации экономической жизни, выработанные странами "европейского" капитализма, в первую очередь США.
Развитие всемирного хозяйства вступило в фазу глобализации. Благодаря ошеломляющим успехам науки и техники фактор географической разобщенности, по существу, сходит на нет. Говоря словами известного американского экономиста Лестера Туроу, сегодня "можно изготовить что угодно где угодно и продать в любом другом месте"(17, С.4).
Люди и товары без труда перемещаются по Земле из конца в конец. Особенно впечатляет революция в области кредитно-денежного обращения - деньги теперь могут быть переданы в любую точку земного шара практически мгновенно, в режиме реального времени. Средства массовой информации, новые виды телекоммуникаций опутали весь мир единой информационной сетью. Люди, где бы они ни жили, снабжаются одними и теми же новостями и развлекательными программами. Все это свидетельствует о том, что мир превращается в одну большую деревню.
Силой, которая "сдвигает континенты", является капитализм. Однако чем шире становится сфера его господства, тем меньше познавательная ценность традиционной политэкономии. Все более отчетливо проявляются характерные особенности различных частей капиталистического мира, которые не находят объяснения в "чистой теории".
При всей своей научной значимости новейшие политологические и социологические концепции не могли, однако, оказать непосредственного воздействия на экономическую науку в силу различия предметов исследования. Как уже неоднократно случалось в прошлом, эти концепции, по-видимому, так и остались бы "подстрочными примечаниями" к традиционной политэкономии, если бы не группа ученых, выступивших с теорией "альтернативных моделей капитализма" или "расходящихся капитализмов".
Новое
течение не является революционным.
Его представители не ставят своей задачей
опровергнуть или подвергнуть ревизии
традиционную
политэкономию. Они стремятся лишь поставить
ее в более адекватный социально-исторический
контекст, отдать должное социальному
и культурному измерениям экономической
жизни. Вместе с тем расхождения между
новой теорией и постулатами традиционной
политэкономии достаточно велики. Недаром
одна из коллективных монографий, претендующая
на роль манифеста с новой теории, озаглавлена
«Культура имеет значение»
по аналогии с известной
книгой М. Фридмена "Деньги имеют
значение", положившей начало "монетаристской
революции"(17, С.4).
Концепция альтернативных систем капитализма исходит из того, что "чистая" капиталистическая экономика, которую рисуют традиционные теории, есть не что иное, как идеальное отражение европейской экономики. Но сегодня абстрактный капитализм воплощается в качественно различных конкретных формах, для которых характерны не только общие закономерности, но и некоторые сущностные особенности. Поэтому предметом новой теории является не универсальное "хозяйство", а более конкретные и множественные "экономические системы". Это понятие - частный случай методологии "идеальных типов", выработанной в свое время Максом Вебером. Опирающаяся на него теория альтернативных систем капитализма родственна экономическому институционализму, но имеет свои отличительные особенности в отношении как предмета, так и метода исследования.
Традиционная
политическая экономия ограничивается
рассмотрением производственных отношений,
то есть объективно обусловленных отношений
между людьми в процессе производства,
обмена и распределения благ. Теория альтернативных
систем капитализма считает необходимым
учитывать и внеэкономические факторы,
не связанные напрямую с производственными
отношениями, но оказывающие существенное
воздействие на характер экономической
системы. Это — контроль, власть, межличностные
отношения, доверие. Без учета этих факторов
невозможно, в частности, понять, как "работает"
капитализм в различных районах мира.
Взятые вместе различные экономические
системы служат частями своего рода гигантского
"механического конструктора", который
и образует в совокупности мировую капиталистическую
экономику.
2.1Типология и структура новой теории.
В качестве "экономической системы" может выступать любое устойчивое "утолщение" общей ткани мировой экономики - и промышленный район в Северной Италии, и своеобразная экономика Японии или США, и "европейский" капитализм, и система экономических отношений внутри китайской диаспоры в странах Юго-Восточной Азии. Об этом достаточно красноречиво говорит типология экономических систем, которую дал основоположник нового течения Ричард Уитли (17, С.5). Он делит экономические системы на шесть основных типов в зависимости от интенсивности и характера связей между экономическими операторами: