Неопределенность и риски на отраслевых рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:47, реферат

Краткое описание

Неопределенности и риски, сопутствующие бизнесу, являются одной из его характеризующих черт. Это вытекает из самой природы предпринимательства и тем самым отличает предпринимателя от иных членов общества с рыночной экономикой. В условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого предпринимателя выражается, прежде всего, в уровне прибыли. Это определяет эффективность деятельности и возможность дальнейшего существования.

Файлы: 1 файл

неопределенность, риски и результативность.docx

— 120.41 Кб (Скачать)

Неопределенности и риски, сопутствующие  бизнесу, являются одной из его характеризующих  черт. Это вытекает из самой природы  предпринимательства и тем самым  отличает предпринимателя от иных членов общества с рыночной экономикой. В  условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого предпринимателя  выражается, прежде всего, в уровне прибыли. Это определяет эффективность  деятельности и возможность дальнейшего  существования. При этом предприниматель  должен удовлетворять общественный спрос на товар (услугу) - и в этом случае банкротство ему не грозит. Рисковые факторы будут не только минимальными, но и управляемыми. Внешние  и внутренние факторы, обуславливающие  деловую активность и финансовую устойчивость в условиях рыночной экономики, очень динамичны, и чаще всего  успешно следить за ними и контролировать их можно с помощью различных  элементов и рычагов маркетинга. Именно маркетинг дает возможность  управлять рисками, повышать вероятность  устойчивости бизнеса в условиях развития. В стохастических системах наличие риска является объективной  реальностью. Управление риском - одно из главных направлений работы при  принятии решений в области бизнеса. Можно выделить несколько вариантов  стратегии предпринимателя, связанных  с принятием решения в условиях повышенной неопределенности. Первый вариант - избежание риска. Фактически это предполагает стагнацию бизнеса, ибо в таком случае проблематичным представляется получение прибыли, что и составляет смысл предпринимательства. Действительно, казалось бы логичное предпринимательское решение - отказ от действий, связанных с риском, из-за опасений в случае неблагоприятных последствий потерпеть неудачу, в принципе невозможен в условиях расширенного воспроизводства. Но даже и в условиях отказа от расширения бизнеса (попытка удержания достигнутого уровня прибылей без дополнительных усилий) такая стратегия не представляется оптимальной в долгосрочном и среднесрочном плане. Неопределенность внешних рыночных (а часто и внутренних) факторов может привести к достаточно плачевным последствиям. Известны многочисленные примеры резкого изменения конъюнктуры рынка, решений органов власти, существенно влияющих на условия ведения того или иного бизнеса, технологических “рывков” конкурентов, достаточно быстро отнимающих уже завоеванную долю рынка и т.п. Все это приводит к негативным для конкретного предпринимателя, избегающего новых для него действий, результатам. Второй вариант - принятие риска. Эта стратегия предполагает то, что предприниматель сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Данный вариант также не представляется оптимальным в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная прибыль - не соотносится с целью бизнеса. Очевидно, что основные просчеты в данном случае - отсутствие соответствующего анализа состояния рынка и его динамики, факторов риска и гибкого реагирования на изменившиеся условия. Стратегия принятия риска используется бизнесменами наиболее часто, при этом известны примеры того, как даже в случае приближения неблагоприятных последствий, предпринимателям удавалось с нулевыми потерями выходить из сложных ситуаций. Анализ постфактум показывает, что в таком случае важно было, пользуясь авиационной терминологией, не пропустить “скорость принятия решения” и “точку возврата”. Иными словами, речь идет о том, что корректировка ранее принятых решений и действий в ключевых с точки зрения управления бизнес-процессом моментом позволяет минимизировать негативные последствия. То есть, фактически действия предпринимателя осуществляются в соответствии с третьим вариантом стратегии. Третий вариант - управление риском, то есть его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по его минимизации. Пожалуй, это наименее редко (в осознанном виде, т.е. с фиксацией работ и их этапов по оценке возможных рисков, разработке соответствующих планов и действий и т.д.) применяемая сегодняшним российским предпринимателем стратегия поведения в бизнесе. Среди основных видимых проблем - отсутствие в реальном бизнесе достаточной “критической массы” накопленных и “раскрученных” положительных результатов бизнеса, построенных на научной основе; низкая культура предпринимательства; отсутствие информационной инфраструктуры, позволяющей вычленять основные факторы риска в той или иной области предпринимательства; возможности - во всяком случае, потенциальные - получения прибылей и сверхприбылей безотносительно к рыночной ситуации (криминальные и полукриминальные сектора бизнеса как наиболее прибыльные, связи с коррумпированными чиновниками, позволяющие получать значительные преимущества, махинации при приватизации и использовании госбюджетных средств и т.п). На управлении риском как основной эффективной стратегии предпринимателя остановимся чуть подробнее. Управление рисками - специфическая область маркетинга. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимательства - в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем выше ожидаемая прибыль проекта, тем выше риск. Качественное управление риском повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность ухудшения финансового положения. В этой связи есть смысл ввести еще одно понятие - политика риска - которое можно понимать как совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения уже в момент самого его принятия, тем самым, сократив возможные негативные последствия этих решений на других стадиях функционирования фирмы. Процесс управления предпринимательским риском обобщенно может быть представлен в виде следующей схематичной последовательности действий: выявление предполагаемого риска - оценка риска - выбор методов управления риском - применение выбранных методов - оценка результатов. Знать о возможном наступлении риска предпринимателю необходимо, но далеко не достаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, причем следует оценить вероятность того, что некоторое событие действительно произойдет, а затем - каким образом оно повлияет на экономическое положение фирмы. Выявление риска может осуществляться различными способами: от сложного вероятностного анализа в моделях исследования операций, до чисто интуитивных догадок. Поэтому, стоит упомянуть также стратегию, построенную на “ощущении” предпринимателем риска. Если отбросить трудно поддающуюся описанию и анализу “личностную” составляющую (“чувствую риск” - “не чувствую”. “Чувство риска” в некоторых случаях является весьма эффективным качеством успешного предпринимателя), то, по сути, данная стратегия, может быть отнесена к 3 варианту. “Ощущение риска” возникает тогда, когда при отсутствии целостной картины ситуации и ее развития, отдельные элементы данной картины, заставляют предположить возможное негативное развитие ситуации.

 

 

1.2 Риски и неопределенность: понятие и методы измерения

В связи с развитием  рыночных отношений хозяйственная  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей  неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Это значит, что возникает неясность и  неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, опасность неудачи, непредвиденных потерь.

Рынок есть, прежде всего, экономическая  свобода действий производителей. За экономическую свободу приходится платить: ведь свободе одного предприятия  сопутствует и свобода других предприятий, которые могут покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать встречную  продукцию по определенным ценам, диктовать  свои условия сделок, естественно, при  этом партнеры стремятся, прежде всего, к собственной своей выгоде. А  выгода одних может обернуться убытком  для других. К тому же предприятия, производящие однородную продукцию, вообще стремятся вытеснить своего конкурента с рынка.

Следовательно, независимо от желания, вступая в рынок, нам  придется иметь дело с неопределенностью  и повышенным риском. Не избегать риска, а суметь оценить его вероятность, степень и допустимые пределы - такова задача любого рыночного субъекта. Производственные, финансовые, коммерческие риски обязательные атрибуты жизни  предприятия в рыночной экономике. Само по себе наличие риска, сопровождающего  деятельность рыночного предприятия, не является недостатком рыночной экономики. Более того, отсутствие риска, то есть опасности возникновения непредсказуемых  и нежелательных для предприятия  последствий его собственных  действий, как правило, вредит экономике, поскольку подрывает ее динамичность и эффективность.

Риск- это возможная опасность. Риск - это оценённая любым способом вероятность, а неопределённость - это то, что не поддаётся оценке. В русском языке рисковать - значит действовать предприимчиво, на удачу в надежде на счастливый исход. Риск - это опасность, угрожающая успешным результатам. Основа любого риска - это неуверенность в будущем, возможная опасность. Риск - это негативные отклонения от поставленной цели.

В экономической теории под  «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части  доходов в результате осуществления  определенной производственной и финансовой деятельности.

В самом общем виде хозяйственный  риск предприятия возможен по следующим  причинам:

а) Внезапно наступившие  непредвиденные изменения окружающей партнера среды, в свою очередь вынуждающие  его изменить условия договора с  данным предприятием (повышение цен  изменение налогового законодательства, социально-политической и т.п.);

б) Появление более выгодных предложений (возможность более  прибыльный договор, удлинение или  сокращение его срока, с более  привлекательными условиями деятельности и т.п.), что побуждает партнеров  отказаться от заключения или выполнения прежних соглашений;

в) Перемены в целевых  установках партнеров (вследствие повышения  статуса, накопления позитивных результатов  деятельности изменения ориентации и т.д.);

г) Изменения условий перемещения  товарных, финансовых и трудовых ресурсов между предприятиями (появление  новых таможенных условий, новых  границ и т.д.).

Существует несколько  подходов к измерению риска. Вероятность - возможность получения определенного  результата.

Объективная вероятность - это  вероятность, базирующаяся на расчете  частоты, с которой происходит данный процесс или явление.

Субъективная вероятность - это вероятность, основанная на предложении  о возможности получения данного  результата.

Ожидаемое значение - это  средневзвешенное значение всех возможных  результатов.

Ex=?1X1+ ?2X2+…+ ?nXn= ?iXi, где

Хi - возможный результат,

? i - вероятность соответствующего  результата.

Например, билет в автобусе стоит один рубль, а штраф за безбилетный  проезд - 10. Если вероятность проверки билета 1/10, то ожидаемое значение результата от безбилетного проезда: Ex= 0,9x*1 - 0,1*10 = - 0,1.

Таким образом ездить «зайцем» нерационально, убытки превысят выгоду.

Отклонение - это разница  между действительным результатом  и ожидаемым. Если мы не располагаем  необходимой информацией, то ожидаемый  результат может значительно  отличаться от действительного.

Анализ рисков можно подразделять на «качественный» и «количественный».

Качественный  анализ имеет целью определение факторов риска, тех этапов работы, при выполнении которых возникает риск, то есть установить потенциальные области риска.

Количественный  анализ означает прогноз экономических параметров отдельных рисков.

Все факторы, так или иначе  влияющие на рост степени риска предприятия, можно разделить на «объективные»  и «субъективные».

К объективным  факторам относят факторы, не зависящие от самого предприятия: это - инфляция, конкуренция, политические, экономические и экологические кризисы, таможенные пошлины, отмена режима наибольшего благоприятствования, возможность работать в зонах свободного экономического предпринимательства, и т.д.

К субъективным факторам относят факторы, непосредственно зависящие от данного предприятия: это производственный потенциал, техническое оснащение, организация труда, уровень производительности труда, уровень техники безопасности, выбор типа договора с заказчиком.

Экономическая неопределенность информации относится к числу актуальнейших проблем информационной экономики. Неопределенность существует в самом производстве информации, прежде всего в соотношении между затратами на нее и получаемыми результатами. При этом, чем более определенным является какой-либо один из этих двух параметров, тем менее определен другой. Скажем, при жестоком финансировании затрат (их абсолютная определенность) результат исследования становится полностью неопределенным. И, наоборот, ориентация на строго определенный конечный результат (будь то доказательство большой теоремы Ферма или получение лекарства от СПИДа) делает абсолютно неопределенными затраты.

Динамика неопределенности соотношения затрат на информацию и  их результатов обусловлена тем, что путь научных исследований к  цели никогда не бывает прямолинейным: наряду с концепциями, содержащими  момент истины, как правило, возникает  множество совершенно неверных теоретических  представлений; и это - не недоразумение, а объективно предопределенный ход  событий. Если Река Истины, как утверждал  Рабиндранат Тагор, протекает через  каналы заблуждений, то «построение» таких  каналов составляет необходимый  элемент затрат на научные исследования. Прямой, непосредственный результат  этих затрат - нулевой, но косвенный  все же есть, и им является развитие самой науки в целом, идущее так, как это в реальности возможно.

Неопределенность производства информации проявляется также в  процессе создания информационного  продукта. Оно складывается из последовательных стадий фундаментальных и прикладных исследований, а затем опытно - конструкторских  работ. В их совокупности эти стадии и составляют собственно процесс  производства информации, за которым  следует процесс ее обращения (включающий хранение, обработку, передачу), требующий, разумеется, соответствующих дополнительных издержек.

Неопределенностью характеризуется  процесс не только производства, но и потребления информации. Это проявляется в неопределенности конкретного труда по применению данной информации. Как отмечал Дж. Брайт, «наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществляется там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли вовремя зарождения нововведения или эти цели выглядели второстепенными». Данное обстоятельство существенным образом связанно с наличием так называемых технологических пределов, которые ограничивают количественные возможности применяемых технологий. Например, дальность стрельбы из лука можно увеличить до известного предела, для того же, чтобы его превзойти, надо уже не совершенствовать лук, а изобретать порох, т.е. привлекать принципиально иные средства и предметы труда. Паровая машина по своей физической природе не может достичь КПД в 90%, для этого необходим электрический двигатель. Наличие технологических пределов обеспечивает устойчивое применение все новых и новых технологий для решения прежних технических проблем, это означает: именно неопределенность информации создает резервы для экономического роста.

Еще один вид неопределенности состоит в том, что процесс применения информации неопределенно продолжителен: в большой части это вызывается тем, что время применения результатов фундаментально научных исследований практически невозможно установить загодя.

Факт экономической неопределенности информации относится к числу  имеющих большое практическое значение. В основе неоклассических производственных функций лежит неявное предположение об определенности имеющихся в обществе технологических возможностей развития, а такое предложение противоречит наблюдаемым в реальной жизни фактам - неполноте информации о динамике рыночной конъюнктуры и принципиальной неопределенности технологических возможностей. Необходимо признать, что будущее принадлежит вероятностным моделям экономического роста, существенную основу которых изначально составляет факт экономической неопределенности информации и процессов ее производства и потребления.

Преодоление неопределенности, связанной с конкретным трудом по применению информации, как и всякой неопределенности вообще, требует некоторых  затрат. Поэтому неопределенность в  процессе потребления информации заключается  также и в невозможности строго оценить экономические преимущества и недостатки практического применения нового знания. Нередко случается  так, что затраты на преодоление  этой неопределенности превышают доходы от использования новой информации. Например, известно, что первые технические  воплощения новых технико-технологических  принципов, как правило, не бывают успешными  в экономическом смысле и не приносят никакого коммерческого эффекта. Тем  не менее, бесспорно, что значительная часть экономического роста порождается  именно научно - техническим прогрессом (хотя в количественной оценке этой части специалисты, как известно, сильно расходятся).

Другим выражением той  же самой неопределенности может  служить то обстоятельство, что 75% всего  экономического эффекта от производительного  применения изобретений обеспечивается очень небольшой их частью - примерно 3-7%. Это значит, что остальные 25% эффекта  приходятся на долю 93-97% изобретений. Но выявляется это постфактум, в ходе же работы вся изобретательская деятельность в одной и той же мере обеспечивается обществом.

Сказанное подводит к проблеме стоимостного выражения продукта сферы  НИОКР, поскольку информация при  всей ее экономической неопределенности должна получать соответствующую стоимостную  оценку. Нахождение последней не следует смешивать с решением вопросов ценообразования на научно - техническую информацию.

Пусть само знание неизмеримо, но зато измерим результат его  использования (приращение производства продукции за счет более совершенной  технологии, удешевление единицы  продукции и т.д.). Отсюда вытекает естественная идея оценить не поддающуюся  стоимостному измерению информацию через прирост измеримых экономических  категорий (прибыли, эффективности  производства, производительности труда  и других), измерение которых является результатом применения информации в производстве.

Информация о работе Неопределенность и риски на отраслевых рынках