Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение негибкости цен.
Задачами данной курсовой работы является:
1) изучение проблем осуществления стабилизационной политики;
2) рассмотрение политики твердого курса;
3) изучение генезиса естественной монополии на газовом рынке России;
4) рассмотрение политики в топливно-энергетическом комплексе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА НЕГИБКОСТИ ЦЕН 5
1.1. Проблемы осуществления стабилизационной политики 5
1.2. Политика твердого курса 9
ГЛАВА 2. НЕГИБКОСТЬ ЦЕН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА 20
2.1. Генезис естественной монополии на газовом рынке России 20
2.2. Тарифная политика в топливно-энергетическом комплексе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Основная идея, используемая в этих работах, явилось получение модели цен из классической микроэкономической модели, которая включает предпосылки относительно вида производственной функции. При моделировании цен с использованием ценовых уравнений, часто предполагают, что конечные цены рассчитываются как сумма издержек и какой-либо наценки. При этом полагают, что на наценку оказывают влияние показатели, которые характеризуют спрос. Выделяют следующие группы факторов ценообразования, которые используются при моделировании: затратные переменные и спросовые переменные. К затратным переменным относят затрат на выплату заработной платы, материальные затраты, включающие в себя оплату сырья, материалов, комплектующих и прочее , а также капитальные затраты. К спросовым переменным относят переменные, которые показывают воздействие спроса на поведение фирм.
В ситуации, когда структура рынка является совершено конкурентной, а функция спроса на конечный продукт линейная, реакция цены на готовый продукт в ответ на изменение цены энергоносителя численно равен удельной энергоемкости конечного продукта. В том случае, если рынок является олигополистическим и существует изоэластичная функция конечного спроса могут быть получены следующие результаты. В том случае, когда конечный спрос эластичен по цене, реакция цены готовой продукции вычисляется удельной энергоемкостью производства с положительным коэффициентом, который тем больше, чем меньше фирм в отрасли и чем меньше эластичность по цене конечного спроса. Когда фирмы-производители обладают конкурентным поведением значение этого коэффициента заключается в промежутке между 1 и 2, а при сговоре значение коэффициента превышает 2 и может быть очень большое при движении коэффициента эластичности конечного спроса к 1.
Когда конечный спрос неэластичен по цене, величина отклика цены готовой продукции адекватна содержательному смыслу лишь в случае относительно невысокой степени жесткости конечного спроса и только при конкурентном поведении фирм. В остальных случаях коэффициент пропорциональности отклика цены готовой продукции принимает отрицательные значения, что является следствием предположения о нерегулируемости монополизированного рынка с жестким спросом.
Таким образом, теоретическое моделирование позволяет предвидеть возможные злоупотребления монопольной властью на рынках готовой продукции, которые могут быть спровоцированы ростом регулируемых цен на энергоносители. Одним из результатов данного исследования можно считать дополнительное теоретическое обоснование потенциальной возможности завышения цен конечной продукции в условиях роста цен энергоносителей на рынках несовершенной конкуренции с неэластичным спросом и безусловной необходимости антимонопольного регулирования таких рынков.
Результаты экспериментальных расчетов тарифной политики естественных монополий в среднесрочной перспективе (до 2006 г.) и ее последствий для финансового состояния и инвестиционных процессов в отраслях промышленности, проведенные по методике Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, свидетельствуют, что наиболее чувствительны к росту тарифов на топливно-энергетические ресурсы нефтяная и нефтеперабатывающая промышленности, угольная, черная и цветная металлургия, лесобумажная, машиностроительная, промышленность строительных материалов, некоторые отрасли легкой промышленности. Задаваемая динамика тарифов естественных монополий в среднесрочной перспективе обусловит увеличение расходов на топливо и энергию в структуре затрат предприятий этих отраслей в 1,5-2 раза, что приведет к снижению их рентабельности при одновременном повышении рентабельности газовой и энергетической отраслей. П.А. Кадочников и Д.И. Полевой также выявили статистически значимое влияние тарифов естественных монополий на цены в топливной, химической промышленности и машиностроении. Однако коэффициенты влияния при тарифах на электроэнергию оказались больше по сравнению с коэффициентами при тарифах на газ, грузовые железнодорожные перевозки и ценами на бензин. Это отражает значительную долю расходов на электроэнергию в структуре затрат этих отраслей и характеризует величину влияния изменения тарифов на цены производителей: рост тарифов на 1% ведет к росту цен производителей на величину от 0,06% в машиностроении до 0,36% в химической промышленности.
Кадочников П.А. и Полевой Д.И. исследовали влияние роста тарифов естественной монополии на потребительские цены, а также на цены товаров, которые входят в потребительскую корзину, включая тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Поскольку отопление жилых и промышленных зданий и сооружений иногда реализуется с использованием угля и мазута, который перевозятся по железной дороге, возникают тарифы на грузовые перевозки, оказывающие влияние на цены ЖКХ.
Таким же образом издержки на уборку и благоустройство различных территорий состоят из расходов на автомобильный бензин, по этой причине при сравнении влияния цен на энергоресурсы на цены на ЖКУ в соответствующее уравнение необходимо включать и этот показатель.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в отличие от индекса потребительских цен устанавливаются местными органами власти и муниципалитетами (не считая тарифов на электроэнергию, согласуемые с региональными энергетическими комиссиями). По этой причине цены на жилищно-коммунальные услуги зависят от инфляционных ожиданий, динамики денежного предложения и динамики обменного курса из-за специфики услуг, и их стоимость рассчитывается при их учете.
В общем результаты оценок П.А. Кадочникова и Д.И. Полевого показали то, что основное воздействие на цены жилищно-коммунальных услуг оказывают тарифы на газ, электроэнергию и грузовые железнодорожные перевозки. Причем значительное воздействие на динамику цен жилищно-коммунальных услуг оказывают тарифы на электроэнергию: эластичность данной зависимости равна 0,24. Эластичности тарифов на газ и железнодорожные грузовые перевозки составили 0,046 и 0,064 соответственно.
При анализе в промежуток времени с января 1995 г. по июль 1998 г. пришли к похожим результатам: наибольшее положительное воздействие на динамику цен на жилищно-коммунальные услуги влияют тарифы на электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки и цены на бензин. Значительное воздействие оказывают тарифы на электроэнергию: повышение тарифов на 1% способствует повышению цен на жилищно-коммунальные услуги приблизительно на 0,58%, для тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и цен на бензин эластичности составляют 0,16 и 0,5 соответственно. Во втором периоде времени с января 1999 г. по декабрь 2001 г. наибольшее воздействие на цены на жилищно-коммунальные услуги оказалось только для тарифов на электроэнергию: рост тарифов на электроэнергию на 1% способствует повышению цен на ЖКУ примерно на 0,55%.
Ориентируясь на полученные оценки, можно сделать вывод о том, что воздействие, оказываемое тарифом на электроэнергию на цены на жилищно-коммунальные услуги на изученном периоде времени стабильно. А Оценки моделей для темпов опережения прироста цен на ЖКУ над темпами прироста ИПЦ от соответствующих превышений темпов прироста тарифов над ростом потребительских цен и цен производителей показали, что превышение темпов прироста тарифов на электроэнергию, газ и грузовые перевозки над темпом прироста ИПЦ на 1 п.п. обусловливает превышение темпа прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ на 0,72, 0,03 и 0,07 п.п. соответственно.
Результаты оценок зависимости для превышения тарифов на ценами производителей в среднем по промышленности показали, что только превышение тарифов на электроэнергию над средними ценами производителей оказывает статистически значимое влияние на превышение темпов прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ. Эластичность такой зависимости составляет около 0,795. Результаты оценок этих моделей на под периодах показывают, что эластичность зависимости цен на ЖКУ от тарифов на электроэнергию в модели в превышениях над общим ростом цен составляет примерно 0,26-0,34 для первого под периода и 0,55-0,59 - для второго (в зависимости от модели), то есть в рамках модели относительного прироста на ЖКУ от относительного прироста тарифов наблюдается рост эластичности цен на ЖКУ по отношению к тарифам на электроэнергию.
По проделанной курсовой работе можно сделать следующее заключение.
Поведение экономических агентов в соответствии гипотезой двойного решения при негибких ценах показывает не только систему цен, но и ограничения, связанные с количеством. В итоге предположения превращаются в довольно эффективные и способные реализоваться планы покупок и продаж.
Численная зависимость спроса и предложения друг от друга в условиях неизменных цен приводит к четырем квазиравновесным (не Парето-оптимальным) устойчивым состояниям:
Эти состояния различаются
«длиной» сторон рыночных
Вышеописанные эмпирические исследования изучают соотношение динамики тарифов естественных монополий и отклика цен на продукцию и услуги в других отраслях. Этот подход вполне справедлив для большинства отраслей, однако для регулируемых отраслей коммунального комплекса более ясную картину представляет исследование влияния тарифов естественных монополий не на уровень цен, а на уровень издержек в регулируемых отраслях.
Регулируемые цены коммунального комплекса в большинстве подотраслей устанавливаются методом «Издержки плюс», поэтому уровень издержек является существенным фактором влияния на уровень цен, но не единственным. Социальные и политические факторы в 1990-2000-х гг. часто оказывали более значимое влияние на уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги, чем динамика издержек коммунальных предприятий. Кроме того, система регулирования цен и тарифов организаций коммунального комплекса с 2006 г. предполагает ограничение роста тарифов предельными индексами.
Федеральной службой по тарифам вводятся предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для субъектов Федерации, а региональными службами по тарифам устанавливаются аналогичные предельные индексы по муниципальным образованиям. Таким образом, регулируемый тариф на коммунальные услуги не в полной мере отражает динамику на отдельные виды ресурсов и исследование влияния тарифов естественных монополий на издержки регулируемых предприятий более показательно. Утвержденная сегодня тарифная политика «сглаженной траектории роста цен» предусматривает повышение средних оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2009 г. - на 19,9%, 2010 г. - на 28%, 2011 г. - на 40%. Следовательно, увеличение расходов на производство теплоэнергии в Ростовской области за счет роста цен на газ при неизменных технологиях составит в среднем в 2009 г. 8,16%, 2010 г. - 11,48%, 2011 г. -16,4%.
Следовательно, наибольшее влияние роста энерготарифов естественных монополий испытывают отрасли с высокой энергоемкостью, неэластичным спросом и монопольной структурой рынка. В жилищно-коммунальном хозяйстве такой отраслью в настоящее время является теплоэнергетика. Поэтому во избежание негативных социальных последствий повышение энерготарифов для коммунальных предприятий должно осуществляться параллельно с активным стимулированием внедрения энергосберегающих технологий и политикой ограничения роста энерготарифов для предприятий, производящих коммунальные услуги.
Таким образом, регулирование государством действий естественных монополий в теории представляет собой институт реализации общественного интереса, осуществляется при соблюдении ряда принципов, которые определяют главные направления государственной политики в социально-экономической сфере в краткосрочном периоде, и предполагает заключение многостороннего договора между группами, которые заинтересованы в этом. Крупнейшая монополия на газовом рынке - ОАО «Газпром» - является многопродуктовой вертикально-интегрированным предприятием с наличием ядра естественной монополии, эффективность функционирования которой зависит от политики тарифного регулирования отрасли. Тарифная политика «сглаженной траектории роста цен», принятая на современном этапе развития экономики, предполагает рост средних оптовых цен на газ для всех, вне зависимости от того, к какой категории относится потребитель. Это может оказать значительное влияние на отрасли с высокой энергоемкостью, неэластичным спросом и монопольной структурой рынка. Поэтому в механизме тарифного регулирования газовой промышленности необходимо создание встроенных ограничителей роста и стимулов повышения технико-экономической эффективности регулируемых отраслей наряду с внедрением ресурсосберегающих технологий в энергозависимых отраслях.