Негибкость цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение негибкости цен.
Задачами данной курсовой работы является:
1) изучение проблем осуществления стабилизационной политики;
2) рассмотрение политики твердого курса;
3) изучение генезиса естественной монополии на газовом рынке России;
4) рассмотрение политики в топливно-энергетическом комплексе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА НЕГИБКОСТИ ЦЕН 5
1.1. Проблемы осуществления стабилизационной политики 5
1.2. Политика твердого курса 9
ГЛАВА 2. НЕГИБКОСТЬ ЦЕН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА 20
2.1. Генезис естественной монополии на газовом рынке России 20
2.2. Тарифная политика в топливно-энергетическом комплексе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Scherbakova_negibkost_tsen_Ee_prichiny_i_posled.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование значительной негибкости агрегированного уровня цен в экономике является хорошо документированным фактом. Вместе с тем, природа наблюдаемой негибкости цен не вполне объяснена. Большинство теорий, описывающих микроэкономические особенности ценообразования, приводящие к не мгновенному и неполному приспособлению цен к внешним шокам на макроэкономическом уровне, предполагают наличие того или иного правила ценообразования. Наиболее удобными для моделирования, и поэтому часто используемыми, являются:

1) правила освидетельствования  цен через фиксированные промежутки времени (time-dependent pricing)

2) правила перестройки цен в  связи с изменившимся состоянием  среды (state-dependent pricing).

В качестве экономических агентов, устанавливающих цену, выступают частные и в основном промышленные фирмы, самостоятельно принимающие решение о том, чтобы оставить цену на свою продукцию на субоптимальном уровне.

Причины негибкого приспособления цен: наличие контрактов, психологических барьеров, ценовая реакция на поведение конкурентов и партнеров, задержки в принятии решения в больших корпорациях. В зависимости о специфики отрасли или сектора экономики, на первое место среди причин негибкости цен выходят различные факторы. Например, в высоко конкурентных отраслях с малым размером фирм, где одна фирма не может единолично задавать цены на рынке, основным фактором негибкости становится необходимость совместного изменения цены для всех фирм.

Для крупных корпораций ключевым фактором ценовой негибкости является бюрократическая волокита. Сложные и многоуровневые управленческие структуры крупных компаний имеют большое количество инстанций, через которые должно пройти решение об изменении цен. Поэтому, при прочих равных, приспособление цен к внешним шокам будет происходить реже и позже в отраслях с высокой концентрацией.

В секторе услуг природа негибкости цен отличается от сектора товаров. Это обусловлено спецификой формирования себестоимости услуг. Роль трудовых ресурсов в сфере услуг может быть в разы выше, чем в сфере товаров, а наличие трудового законодательства, контрактов и т.п. придает заработной плате заметную негибкость в сравнении со стоимостью других факторов производства, что придает значительную негибкость и итоговым ценам на услуги.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение негибкости цен.

Задачами данной курсовой работы является:

1) изучение проблем осуществления  стабилизационной политики;

2) рассмотрение политики твердого курса;

3) изучение генезиса естественной монополии на газовом рынке России;

4) рассмотрение политики в топливно-энергетическом комплексе.

Предметом исследования является российский рынок.

Объектом исследования рынки с негибкими ценами.

Данная работа состоит из следующих частей: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение и список литературы.

При написании данной работы использовались законодательные материалы, периодические издания, книги и иностранные ресурсы.

 

 

 

 

 

Глава1. ПОЛИТИКА НЕГИБКОСТИ ЦЕН

    1. Проблемы осуществления стабилизационной политики

Проведем анализ негибкости цен на олигополистическом рынке.

  1. Изменение цен на олигополистическом рынке, не основанном на тайном сговоре. В этом случае каждый олигополист осведомлен о том, что любое изменение цены может привести к отрицательным последствиям. При повышении цены большое количество покупателей может отказаться от потребления товаров и услуг, что приведет к значительному понижению уровня дохода олигополиста. В обратном случае, если фирма понижает цену, сначала фирма получит довольно большую выручку от продажи продукции, но в дальнейшем может сложиться ситуация, что олигополист из-за слишком низкой цены на продукт не сможет покрыть свои издержки на производство. Валовая прибыль резко сократится, что приведет к нежелательным последствиям для фирмы.

Если одна фирма снизит цены на продукцию, другие фирмы незамедлительно последуют за ней, и снизят цены на свою продукцию. Другими словами, фирмам невыгодно отходить от установленной цены (снижать или завышать ее), так как это приведет к уменьшению их валовой прибыли.

  1. Следующая причина возникновения негибкости цен связана с издержками. Некоторые изменения в издержках не будут оказывать большого влияния на изменение цен и количестве выпускаемой продукции.

Недостатками анализа негибкости цен является то, что: он помогает объяснить лишь то, почему олигополисты отказываются от изменения цен и не объясняет причины того, почему начальная цена на рынке была равна произведению цены на одну единицу продукции и общего количества произведенной продукции.

Для того, чтобы анализировать негибкость цен необходимо и

Стабилизация экономики может быть связана со следующими сложностями практического характера:

 а)  временные лаги монетарной и фискальной политики;

 б)  несовершенство экономической  информации;

 в)  изменчивость экономических  ожиданий;

 г)  неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг – период времени между двумя моментами: моментом принятия ответных мер экономической политики и моментом экономического шока. Внутренние лаги чаще всего применяются при проведении фискальной политики, во время которой Банк России принимает решение об изменении денежного курса. В то время, как для принятия мер бюджетно-налоговой политики необходимо продолжительное рассмотрение в парламенте.

Внешний лаг – это временной промежуток между моментом принятия определенных мер экономической политики и моментом возникновения результатов от этой меры. Внешние лаги, характерные для монетарной политики, поскольку  механизмы монетарной политики оказывают влияние на совокупный спрос через конкретный вспомогательный механизм.

Для того чтобы создать инвестиционный проект необходимо заранее его планировать, потому что необходимо время (6-12 месяцев), для того, чтобы, инвестиции в строительство откликнулись на изменение процентной ставки. Производственные инвестиции обладают еще более продолжительным временным лагом.

С чистым экспортом дела обстоят так же. При изменении денежной массы и ставки процента изменятся и валютный курс. Это ведет к изменению объемов экспорта, импорта и величины чистого экспорта1. Например, после того, как был снижен валютный курс многие товары относительно стали дороже, а другие же, наоборот, относительно стали дешевле. В этой ситуации потребители не сразу начинают покупать подешевевшие товары даже если они очень хорошего качества. Для этого необходим определенный промежуток времени, чтобы покупатель определил их преимущества и поменял свои вкусы и т.д. Одним из первых факторов, которые определяют действенность мер монетарной политики, в этом случае окажется эластичность спроса на импортные товары.

Средняя продолжительность лага денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики составляет 1-2 года. В том случае, если  меры были приняты до начала или во время циклического спада, пик реакции возникает в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усиливает размах колебаний. Это препятствует осуществлению активной стабилизационной политики.1

Автоматические стабилизаторы экономики отчасти разрешают эту задачу в индустриальных странах. Создание функциональных систем быстрого налогообложения и страхования занятости это основная задача и для переходной экономики, где объективные трудности стабилизационной политики совмещаются с отсутствием эффективных налоговых, кредитно-денежных и других инструментов макроэкономического управления.

При проведении стабилизационной политики возникают сложности непредсказуемости многих экономических событий. Данные трудности можно преодолеть путем расширения и усложнения моделей, помогающие определить динамику базовых переменных экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, который объединяет 11 блоков данных. Блоки данных дают необходимую информацию о возможных экономических колебаниях.

Индекс опережающих индикаторов состоит из следующих показателей:

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Уменьшение длительности рабочей недели объясняет сокращение объема ВВП в будущем.

2.  Первичные заявки на получение пособия по безработице. Рост числа первичных требований на приобретение страховки связано с тем, что снижается  уровень занятости и выпуска.

3.  Новые заказы на доставку потребительских товаров. Уменьшение числа таких заказов способствует уменьшению роста ВВП.

4.  Цены рынка акций. Падение цен на акции – это отражение ожидаемого снижения продаж корпораций и уменьшения прибыли. Оно  вызывает уменьшение  расходов потребителей и  создает эмиссию новых акций уже не такими востребованными для фирм, как раньше, что может вызвать снижение ВВП.

5.  Заказы и контракты на новые машины и оборудование. Уменьшение количества заказов на оборудование для производства и другие инвестиционные товары ведет к уменьшению объема ВВП в будущем.

6.  Число лицензий на строительство жилья. Уменьшение данного показателя способствует снижению объема инвестиций и ВВП.

7.  Производство заказов на осуществление доставки комплектующих изделий и материалов. Несмотря на то, что это кажется немного парадоксальным, но повышение качества деятельности торговых предприятий по своевременной доставке покупателям комплектующих изделий и материалов говорит о снижении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально сокращающемуся ВВП.

8.  Изменение портфеля заказов  на товары долгосрочного пользования. Снижение объема портфеля заказов говорит о снижении совокупного спроса и последующем сокращении ВВП.

9.  Изменение цен на определенные виды сырья. Падение  цен на сырье часто предшествует уменьшению объема ВВП.

10.  Предложение денег. падение предложения денег, как правило, ассоциируется с уменьшением объёмов ВВП.

11.  Индекс потребительских ожиданий. Потеря доверия потребителей этим индексом заранее говорит об уменьшении расходов потребителей и ВВП.

В случае, когда три месяца подряд идет уменьшение или увеличение средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонентов, это говорит о том, что развитие экономики в целом будет происходить в этом же направлении. Но данный индекс не является идеальным показателем экономической конъюнктуры и не даёт гарантий от «ошибок» при осуществлении макроэкономической политики.2

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложнен изменчивостью экономических ожиданий.

При определении поведения потребителей, инвесторов и других экономических агентов ожидания являются важнейшим фактором. Препятствие заключается в том, что, с одной стороны, многие результаты макроэкономического регулирования зависят от ожиданий, но, с другой стороны, ожидания характеризуются мерами экономической политики.

В период осуществления изменений в политике правительства и ЦБ также изменяются ожидания и экономическое поведение экономических агентов. Для эффективного управления экономикой важно осуществлять прогноз этим изменениям, для этих расчетов нужно использовать весьма сложные модели экономики. В соответствии с изменениями в политике происходит изменение уравнения моделей.

Обратное влияние политики, направленное на создание ожиданий, сложно формализовать и «просчитать». Потому все макроэкономические модели несовершенны. Р. Лукас негативно оценивает их использование в определении оценки эффективности экономической политики. Вследствие этого в современной экономической теории возник термин -  «критика Лукаса». В общем виде он объясняется тем, что при анализе экономической политики традиционными методами невозможно всецело отобразить воздействие изменений в политике на экономические ожидания.

Это очень важно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и создание стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может рассчитываться как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, при этом коэффициент при каждом слагаемом, который характеризует удаление в прошлое, будет меньше, нежели у предыдущего:


 

 

 

   


 

 

 

Уравнение ожидаемой инфляции - это часть общей модели равновесия «совокупный спрос - совокупное предложение»:

К внешним переменным моделям относят государственные расходы G, налоги Та, денежное предложение М, ценовой шок ε. В результате решения модели находятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые служат ориентирами для создания альтернативных стратегий стабилизации макроэкономики.

1.2. Политика твердого  курса 

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не схож с выбором между «политикой твердого курса» и «свободой действий». Связная макроэкономическая политика («политика твердого курса», или «игра по правилам») подразумевает сделанный наперед выбор мер, в будущем предпринятых в определенно сложившейся ситуации и предопределяющих действия правительства и Центрального Банка. «Твердый курс» определяет, что правительственные меры и меры ЦБ по изменению государственных расходов, налогов и денежной массы количественно ограниченны избранными целевыми ориентирами, неизмененяемые в соответствии с текущим экономическим положением.

Информация о работе Негибкость цен