Негибкость цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение негибкости цен.
Задачами данной курсовой работы является:
1) изучение проблем осуществления стабилизационной политики;
2) рассмотрение политики твердого курса;
3) изучение генезиса естественной монополии на газовом рынке России;
4) рассмотрение политики в топливно-энергетическом комплексе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА НЕГИБКОСТИ ЦЕН 5
1.1. Проблемы осуществления стабилизационной политики 5
1.2. Политика твердого курса 9
ГЛАВА 2. НЕГИБКОСТЬ ЦЕН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА 20
2.1. Генезис естественной монополии на газовом рынке России 20
2.2. Тарифная политика в топливно-энергетическом комплексе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Scherbakova_negibkost_tsen_Ee_prichiny_i_posled.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Роль ОАО «Газпром» в экономике России сегодня трудно переоценить. Группа «Газпром» (ОАО «Газпром» и его дочерние общества) - одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира. На лицензионных участках. «Газпрома» находится около 70% российских разведанных и около 19% мировых запасов газа. Группа обеспечивает 18% мировой добычи природного газа и занимает по данному показателю первое место среди нефтегазовых компаний. «Газпром» входит в пятерку крупнейших российских и в двадцатку мировых лидеров по объемам добычи и переработки нефти. Преобладая на газовых рынках России и других стран бывшего Советского Союза, ОАО «Газпром» также принадлежит около 25% поставок газа в Европу.

Группа ОАО «Газпром» является владельцем и оператором Единой системы газоснабжения России (ЕСГ) - единого технологического комплекса, который содержит объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. В ее состав входит крупнейшая в мире газотранспортная система протяженностью свыше 159 тыс. км.

ОАО «Газпром» обеспечивает занятость тысячам россиян. С 2003 по 2007 г.  количество сотрудников «Газпрома» выросл0 на 64 тыс. человек. По состоянию на 31 декабря 2008 г. списочная численность сотрудников дочерних обществ Группы «Газпром» составила 376,3 тыс. человек, в том числе списочная численность работников обществ Группы «Газпром» по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа - 221,3 тыс. человек. В 2008 г. «Газпром» начал реализацию Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. «Газпром» приступил к реализации нового газотранспортного проекта «Северный поток», позволяющего диверсифицировать маршруты транспортировки российского газа, снизить риски транзитных государств, а также обеспечить дополнительные возможности для роста экспорта газа в долгом периоде.

Выбранный курс развития и установившаяся динамика сырьевых и финансовых рынков дали возможность Группе ОАО «Газпром» получить в 2008 г. высокую прибыль от реализации в объеме 3,52 трлн руб., что на 45,2% превышает уровень 2007 г.

«Газпром» обеспечивает больше 12% объема промышленного производства в стране, примерно 16% в стоимостной структуре российского экспорта. На счету «Газпрома» - около 43% российского производства первичных энергоносителей, и 43% в структуре общероссийского потребления энергоресурсов. «Газпром» обеспечивает до 40% поставок газа выработки электроэнергии в стране. Перспективы российской экономики во многом зависят от эффективности и надежной работы компании «Газпром.

До настоящего времени отдельной государственной программы или стратегии реформирования ОАО «Газпром» не разработано.По заявлению руководства компании, ОАО «Газпром» в целом решил задачи по совершенствованию структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. Теперь «Газпром» переходит к этапу повышения эффективности работы Общества как вертикально-интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Решение этих задач зависит в первую очередь от политики тарифного регулирования отрасли. Еще более важное значение имеет совершенствование тарифной политики в газовой отрасли для конечных потребителей, то есть юридических или физических лиц, использующие газ в качестве топливо или сырья.

Результаты деятельности Группы ОАО «Газпром» в большей степени зависят от цен на природный газ при продаже в Европу и другие страны. В 2008 г. произошло повышение цен, выраженных в долларах США, по сравнению с 2007 г. Цены на доставку природного газа в Европу и другие страны в основном привязаны к мировым ценам на нефтепродукты и за счет наличия опорного расчётного периода 6-9 месяцев подвержены менее резким изменениям по сравнению с колебаниями мировых цен на нефть.

Средние цены на газ, который экспортируют в страны бывшего Советского Союза, меньше уровня цен для стран дальнего зарубежья. «Газпром» осуществляет последовательную корректировку существующих соглашений с этими странами для того, чтобы перейти на контрактные условия и ценовые механизмы, аналогично применяемым в европейских странах.

Таблица 1

Средние цены на природный газ, реализованный ОАО «Газпром» в 2008 и 2007 гг.

Показатели

За год, закончившийся 31 декабря

(включая акциз и таможенные

пошлины, за вьиетом НДС)

2008

2007

Газ, реализуемый в Европу и другие страны

   

долл. США/тыс. м3

407,3

269,0

средняя цена в номинальных руб./тыс.м3(1)

10 123,6

6 891,0

Газ, реализуемый в страны бывшего Советского Союза

   

долл. США/тыс. м3

159,2

110,0

руб./тыс.м3(1)

3 956,9

2 835,0

Газ, реализованный в России

   

руб./тыс. м3

1 640,6

1301,0

долл. США/тыс. м3(1)

66,0

50,0


 

В 2008 г. средние цены на газ, реализованный ОАО «Газпром» на внутреннем рынке, оставались значительно ниже экспортных цен (без учета экспортных пошлин и затрат на транспортировку), связанных с регулированием оптовых цен на газ в России со стороны государства. С 1 января 2008 г. регулируемые оптовые цены на газ были повышены на 25%.В приведенной ниже табл. 1 представлены средние цены на природный газ, реализованный ОАО «Газпром» в страны бывшего Советского Союза, Европу и другие страны, а также цены на внутреннем рынке России в 2008 и 2007 гг.

В конце 2008 г. в связи с развитием кризисных явлений в мировой экономике Правительство Российской Федерации приняло решение о ежеквартальном изменении цен на газ в 2009 г.: с 1 января - на 5%, с 1 апреля - на 7%, с 1 июля - на 7% и с 1 октября - на 6,2%, что обеспечит среднегодовой рост цен на 15,9%. В 2010 г. намечено повышение регулируемых оптовых цен на газ с 1 января - на 13% и с 1 июля - на 13%.

Государство контролирует 50,002% акций ОАО «Газпром». Представителями государства в Совете директоров, к компетенции которого относится утверждение финансового плана и инвестиционной программы, осуществляется контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром»7.

Деятельность ОАО «Газпром» по транспортировке газа по трубопроводам в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность естественной монополии. Государство регулирует оптовые цен на газ, по которым реализуется основной объем газа на внутреннем рынке; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; плату за снабженческо-сбытовые услуги, а также розничные цены на газ.

«Газпром» поставляет газ российским потребителям по оптовым ценам ниже цен реализации газа в Европу и другие страны, даже без учета пошлин на экспорт и суммы транзита. Влияние экономического кризиса способствует росту риска того, что данный рост цен не будет выполнен, либо будет выполнен в меньшей степени, нежели планировалось. В целях снижения данного риска ОАО «Газпром» продолжает вести активный диалог с Правительством Российской Федерации по вопросам улучшения ценовой политики государства и переходу с 2011 г. от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку по магистральным трубопроводам, которые отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Между тем тарифная политика в сфере газовой отрасли оказывает значительное влияние на все отрасли экономики.

 

2.2. Тарифная политика  в топливно-энергетическом комплексе

В теории и практике регулирования национальной экономики не сложилось единое мнение относительно роли тарифов естественных монополий. Существует точка зрения, согласно которой даже значительный рост цен на природный газ и электроэнергию не является критическим, а наоборот, стимулирует внедрение энергосберегающих технологий, в целом повышающих эффективность производства и потребления. Действительно, энергоемкость российского ВВП является рекордно высокой (в 2,5 раза выше, чем в США, в 3,5 раза - чем в Западной Европе, и в 6 раз - чем в Японии). Поэтому, по мнению сторонников данного подхода, повысить эффективность отечественного производства уже невозможно без создания действенных экономических стимулов для снижения его энергоемкости. В этой ситуации повышение цен (тарифов) естественных монополий становится одним из стимулов активной модернизации российского производства.

Однако распространено и прямо противоположное мнение, в соответствии с которым динамика тарифов естественных монополий, особенно цен на природный газ и электроэнергию, является одним из ключевых факторов формирования внутренней экономической конъюнктуры. От нее в существенной степени зависит уровень доходов и накоплений не только в самих субъектах естественных монополий, но и в других отраслях. Значительная часть российских товаропроизводителей (особенно в перерабатывающих отраслях) обладает небольшим потенциалом конкурентоспособности по сравнению с зарубежными производителями в силу неблагоприятных природно-климатических условий в стране, приводящих к большей топливо- и энергоемкости отечественной продукции, технологической отсталости многих предприятий промышленности, низкого качества менеджмента предприятий и некоторых других факторов, большая часть которых сформировалась еще в период функционирования централизованной распределительной экономики. В этой ситуации рост внутренних цен на природный газ и электроэнергию недопустим, поскольку при повышении энерготарифов позиции отечественных производителей неизбежно ухудшатся как на внешних, так и на внутренних рынках. А в потребительском секторе существенный рост энерготарифов приведет к повышению расходов на жизнеобеспечение и соответствующему снижению уровня благосостояния значительной части населения.

По расчетам, проведенным в Институте проблем естественных монополий, общий вклад естественно-монопольного сектора в повышение потребительских цен равен 30-40% в относительном выражении. По этой причине интенсивный рост цен и тарифов в указанных секторах, стимулирующее дополнительные инфляционные ожидания, станет одной из основных проблем в борьбе с инфляцией. При этом необходимость обеспечения экономически обоснованной доходности деятельности субъектов естественных монополий не может служить решающим аргументом в принятии решений о росте тарифов. Достижение этой цели возможно и другими способами.

В этих условиях на государственные регулирующие органы ложится вся полнота ответственности за правильность установления тарифов на электроэнергию и природный газ, так как принимая решения об уровнях цен на энергоносители, органы регулирования влияют на финансовое состояние практически всех экономических агентов и экономики в целом.

В среднесрочной перспективе справедливо ожидать еще большего усиления влияния цен (тарифов) субъектов естественных монополий на все аспекты экономического развития страны, поскольку их динамика будет опережать инфляцию в сфере производства. Это связано прежде всего с тем, что отложенные в последнее десятилетие инвестиционные процессы в отраслях естественных монополий сегодня уже требуют своего разрешения. Остро стоит потребность в инвестициях для обеспечения основной функции естественных монополий - устойчивого предоставления их продукции (услуг) потребителям. Сформировать необходимый объем инвестиций при существующих ценовых пропорциях оказывается невозможным, поскольку уровень тарифов не только не обеспечивает собственный инвестиционный ресурс, но и не гарантирует возврата капиталовложений внешним инвесторам.

Другой проблемой является необходимость рационализации топливно-энергетического баланса. Проводимая с 1992 г. тарифная политика в отношении субъектов естественных монополий, и в особенности ОАО «Газпром», деформировала структуру внутреннего спроса на энергетические ресурсы и обусловила чрезмерную зависимость экономики от одного вида топлива - газа. Заниженные на внутреннем рынке цены, с одной стороны, привели к расширению спроса на газ, с другой - не обеспечили адекватного развития сырьевой базы. Итогом стало наблюдаемое в настоящее время сокращение газодобычи. Потенциально возникает дефицит этого энергоресурса для обеспечения нужд внутреннего рынка и экспортных обязательств, что уже в ближайшее время ставит под угрозу энергетическую безопасность страны.

Необходимым условием для решения всех этих проблем является повышение тарифов естественных монополий. Однако, прежде чем принять такое решение, необходимо учесть и то, что продукция естественных монополий является основным фактором производства для большинства российских предприятий. Поэтому справедливо ожидать, что изменение тарифов окажет воздействие на финансовое состояние и инвестиционные возможности потребителей продукции естественных монополий, прежде всего черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов.

Реформирование естественных монополий выступает дополнительным фактором, который усиливает влияние динамики тарифов естественных монополий на экономику и требует разработки единой тарифной политики, в том числе и в сфере локальных монополий. Такая единая политика необходима для синхронизации реформ на федеральном и региональном уровне, что позволит более эффективно контролировать и влиять на процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, широкий характер влияния цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий требует определения такой траектории изменения тарифов, которая учитывала бы финансовое положение и инвестиционные процессы отраслей промышленности, повышение эффективности их работы, а также необходимость проведения широкомасштабных мероприятий по повышению конкурентоспособности экономики.

Исследования проблемы влияния регулируемых тарифов на энергоносители на цены продукции других отраслей в мировой экономической науке базируются на сочетании эконометрического подхода с аналитическим подходом, основанным на качественных методах микроэкономического анализа, используемых в теории отраслевых рынков и теории естественной монополии при исследовании эффектов вертикальных рыночных связей.

Информация о работе Негибкость цен