Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение негибкости цен.
Задачами данной курсовой работы является:
1) изучение проблем осуществления стабилизационной политики;
2) рассмотрение политики твердого курса;
3) изучение генезиса естественной монополии на газовом рынке России;
4) рассмотрение политики в топливно-энергетическом комплексе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА НЕГИБКОСТИ ЦЕН 5
1.1. Проблемы осуществления стабилизационной политики 5
1.2. Политика твердого курса 9
ГЛАВА 2. НЕГИБКОСТЬ ЦЕН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА 20
2.1. Генезис естественной монополии на газовом рынке России 20
2.2. Тарифная политика в топливно-энергетическом комплексе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса, направленной на регулирования темпов роста денежной массы может послужить рост денежного предложения на 3% в год вне зависимости от динамики уровня безработицы и других факторов.
Примером активной политики в пределах твердого курса ЦБ может быть следующая:
В обеих ситуациях твердым курсом ЦБ в рамках модели IS-LM, является сдвиг кривой LM вправо, поскольку целью ЦБ является стабилизация находящейся в спаде экономику с помощью увеличения денежного предложения. В случае пассивной политики величина сдвига кривой LM всегда одинакова, в случае активной политики величина сдвига растет в зависимости от глубины спада. Политика «свободы действий» или «свободы инициативы» обозначает, что государство и Центральный Банк производят анализ экономических проблем в каждом определенном случае, по мере их поступления, и в каждый данный момент дискреционно выбирают определенный тип политики. По этой причине такую политику также называют дискреционной, но в этом случае содержание данного термина намного более широкое, нежели в контексте дискреционной фискальной политики, «Свобода действий» обозначает отсутствие ограничений правительства и ЦБ по изменению государственных расходов, налогов и денежной массы. Макроэкономический опыт регулирования в индустриальных странах указывает на то, что «игра по правилам» обладает рядом преимуществ перед произвольной политикой, которые могут быть сведены к трем обстоятельствам.
1) Последовательная
Существует два обстоятельства, с которыми может быть связана некомпетентность в проведении экономической политики. Во-первых, некомпетентное решение государства возможно вследствие столкновения различных интересов социальных групп. Во-вторых, несовершенство информации становится «питательной почвой» для действий дилетантов, которые предлагают привлекательные, но практически нереализуемые программы быстрого разрешения трудных макроэкономических проблем.
При твердых курсах политики правительства и ЦБ происходит сокращение рисков принятия некомпетентных решений под влиянием определенных «популярных» программ или социальных групп.
2) Политика твердого курса привод
Твердые курсы политики государства и ЦБ дают возможность относительно избавить экономику от воздействия изменений политической структуры. Следование твердому курсу сокращает возможность денежно-кредитных и бюджетно-налоговых маневров в коротком периоде, однако стимулирует стабилизацию экономики в долгосрочной перспективе.
3) «Игра по правилам» ведет становлению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.
Проблема недоверия скорее связана с возможными отказами правительства и ЦБ от данных ими обещаний по проведению экономических мер. Например, при свободной макроэкономической политике государство может объявить о льготном налогообложении прибылей от инвестиций, в целях привлечения капитала в конкретные отрасли и регионы. В случае, если инвестиции в капитал уже произведены, правительство может отказаться от данных им обещаний по сокращению налогообложения, поскольку это создает угрозу роста дефицита государственного бюджета.
В каждом из данных случаев экономические агенты знают, что государство может не сдержать данных им обещаний. По этой причине они страхуясь от «обмана» - отказываются от инвестирования и открытия изобретений. Результатом такой политики является проигрыш государства, поскольку пессимистические ожидания блокируют стимулы к экономическому росту .3
Зная о непоследовательности макроэкономической политике, экономические агенты теряют доверие к правительству и ЦБ, и экономика, в результате, может оказаться малоуправляемой. Например, кривая Филлипса показывает, что взаимосвязь между инфляцией и безработицей зависит от инфляционных ожиданий.
В целях сокращения инфляции руководство ЦБ говорит о том, что ключевой целью денежной политики является сокращение темпов роста цен. Но после возникновения ожиданий, у ЦБ возникает стремление отказаться от предыдущих намерений в целях борьбы с безработицей.
В том случае, если ЦБ обладает мерами, не ограниченные рамками «твердого курса», то экономические агенты не поверят его обещаниям об антиинфляционной политике, в результате не будут инвестировать. В результате экономический рост будет «заблокирован» этим недоверием. Взаимосвязь между уровнем доверия, инвестиций и экономического роста в различных группах стран представлена на рис. 1.
Рис. 1
Больше доверия у экономических агентов вызывает политика твердого курса, не сопровождаемая обещаниями, в результате такой политик ожидания экономических агентов более рациональны и с длительными перспективы экономического рост создается более благоприятная обстановка.
Выделяют следующие «твердые курсы» фискальной политики государства:
а) государственный бюджет, который балансируется ежегодно;
б)государственный бюджет, который балансируется в более долгосрочном периоде может быть на циклической или функциональной основе.
Последствия политики государства на балансируемый ежегодно государственный бюджет:
а) снижение степени «встроенной» стабильности экономики;
б) возникновение частых колебаний налоговых ставок, что приводит к сокращению инвестиционной активности;
в) относительное сокращение доходов нынешнего поколения в пользу будущего.
Большинство стран балансирует бюджет в долгосрочной перспективе, поскольку ежегодное балансирование бюджета связано с издержками. В этом случае основными целями бюджетно-налоговой политики, которые сокращают свободу действий государства и направляют ее на поддержание конкретных количественных соотношений, являются следующие4:
- сокращение общего объема государственного долга;
- стабилизация соотношения долг/
- стабилизация темпов увеличения государственных расходов и темпов роста ВВП;
- равенство или преобладание чистого объема инвестиций над чистым объемом государственного долга.
Данные целевые ориентиры блокируют «аппетиты» правительственных ведомств, вынужденных соотносить свои условия новых бюджетных ресурсов с указанными ограничениями, без которых динамика фактического дефицита государственного бюджета может стать практически неуправляемой. Выделяют следующие «твердые курсы» монетарной политики Банка России:
1) поддержание стабильного темпа изменения денежной массы;
2) стабилизация рыночной
3) стабилизация номинального ВВП:
4) стабилизация номинального
Когда ЦБ стабилизирует темп изменения денежной массы он устанавливает конкретный уровень прироста денежной массы на каждый год, а используя операции на открытом рынке, дисконтную политики или изменение нормы резервирования обеспечивает стабильность денежного предложения.
При данной политике кривая LM является с положительным наклоном: поскольку предложение денег стабильно, то большему уровню выпуска Y2 соответствует большая ставка процента R2. Такой курс ЦБ является успешным при стабильной скорости обращения денег.
Рис. 2
При стабилизации ставки процента Банк России меняет предложение денег, используя один из вышеупомянутых инструментов, в целях приближения фактической среднерыночной ставки процента к выбранному целевому ориентиру. Такая политика позволяет относительно снизить эффект вытеснения частных инвестиций, который сопровождает стимулирующую фискальную политику. Также стабилизация процентной ставки помогает стабилизировать динамику валютного курса, поскольку, между этими переменными просматривается положительная зависимость.
Стабилизация процентной ставки графически изображается в виде горизонтальной кривой LM, «зафиксированной» на уровне целевого ориентира R0 (см. рис. 3).
Рис. 3
В том случае, если государство и ЦБ эффективно сотрудничают, то стабилизация процентной ставки возможна при традиционных наклонах кривых IS и LM и их скоординированных сдвигах (см. рис. 4).
Рис. 4
Антиинфляционный потенциал курса на стабилизацию темпов изменения предложения денег больше курса на стабилизацию рыночной процентной ставки, но в первом случае уйти от эффекта вытеснения не удается.
Наибольшим антиинфляционным потенциалом обладает курс на стабилизацию номинального ВВП, но практическая реализация данной политики затрудняется тем, что ВВП изменяется со большим временным лагом к любым мерам. Данный курс подразумевает «фиксацию» вертикальной кривой LM на уровне выбранного ориентира Y0 (см. рис. 5).
Рис. 5
В том случае, когда фактический номинальный ВВП является больше заданного, то ЦБ используя меры монетарной политики сокращает предложение денег, что приводит к снижению занятости и выпуска. В том случае, когда фактический ВВП меньше заданного уровня, то ЦБ осуществляет кредитно-денежную экспансию. Колебания уровня занятости при данной политике могут быть значительными, однако в долгосрочном периоде стабилизация выпуска подразумевает также стабилизацию уровня безработицы.
Как правило «выпрямление» кривой LM, подразумевает скоординированные действия ЦБ и государства, поскольку кривая LM принимает вертикальное положение при высоких процентных ставках, сопровождаемые сокращением спекулятивного спроса на деньги и сохранением, по сути, только трансакционного спроса на деньги. Такого значительного увеличения ставок процента можно достигнуть при долговом финансировании дефицита бюджета с ограничительной монетарной политикой ЦБ (см. рис. 6).5
Рассмотренный политический курс является наиболее эффективным в случаях, когда сокращение уровня инфляции становится главной задачей макроэкономического регулирования.
Рис. 6.
Опыт многих стран показывает, что политика ЦБ заслуживает доверия, поскольку обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы. Однако данная политика ЦБ не может сосуществовать с фискальной политикой государства, которая ориентирована на значительный дефицит государственного бюджета. Эта возникает вследствие ограниченных возможностей долгового финансирования дефицита бюджета и неизбежным усилением инфляционного влияния даже в случае стабилизации темпа роста денежной массы. Также общую макроэкономическую ситуацию подорвет недоверие экономических агентов о проведение ЦБ политики соблюдения низкого темпа роста денежной массы в условиях быстрого роста государственного долга.
В странах с переходной экономикой выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики затруднен рядом особенных обстоятельств. Во-первых, часто отсутствует опыт макроэкономического регулирования и опыт координации действий государства и ЦБ. Во-вторых, в условиях экономической нестабильности сложно укрепить доверие экономических агентов к правительству и ЦБ. В-третьих, зачастую нет нужных социальных условий, которые необходимы для обеспечения эффективного антиинфляционного блокирования ценой роста безработицы.
ГЛАВА 2. НЕГИБКОСТЬ ЦЕН НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА
2.1. Генезис естественной монополии на газовом рынке России
Теоретически ясная модель необходимости регулирования естественной монополии в практике регулирования превращается в сложную систему, анализ которой нами осуществляется в настоящей работе на примере газового рынка России. Современная структура газового рынка России явилась результатом реформ в начале 90-х гг., основным условием которых было сохранение технологической целостности газовой промышленности.
Опираясь на стереотипы предыдущей экономической
системы и отсутствия нормативно-правовой
базы, а также опыта в сфере регулирования
взаимоотношений в пределах единой производственно-
Для конкурентных рынков производитель продукции и услуг оказался владельцем инфраструктуры, имеющей характеристики естественной монополии. По этой причине бесспорно то, что ОАО «Газпром» являются типичной естественной монополией с экономической и с юридической точек зрения. По своей экономической природе эта компания является многопродуктовой фирмой с естественно-монопольным ядром. Она действует не только на естественно-монопольном, но и на конкурентных или потенциально конкурентных рынках. Похоже, по этой причине ОАО «Газпром» не был включен ни в Реестр субъектов естественных монополий, ни в Реестр предприятий-монополистов, доля реализации которых на товарных рынках свыше 35%.
Естественный монополизм транспортировки газа способствует развитию предпосылок монополизации производства и добычи, закрепляемые соответствующей структурной организацией компаний. В структуре «Газпрома» встречаются как естественные, так и «неестественные» предпосылки монополизации отрасли. К естественным условиям относят особенности ресурсной базы и технологической системой добычи и транспортировки газа. «Неестественные» связаны с особенностями ценовой и тарифной политики, необходимость организации сложных и непрозрачных схем перекрестного субсидирования - в пределах как газовой промышленности, так и топливно-энергетического комплекса в целом; порядок использования объектов инфраструктуры, предоставления прав на пользование неразрабатываемыми, но содержащими запасы природного газа участками недр. «Естественный монополизм в одном этапе технологической цепочки неизбежно способствует монополизму (в данном случае - «неестественный») в другом». В итоге «монопольная транспортная составляющая дает возможность монопольного завышения всего тарифа». Но В. Крюков говорит о том, что экономические инструменты, которые использует «Газпром» оправданы, так как они направлены на сохранение единой компании с мощным финансово-экономическим потенциалом, которая способна конкурировать с компаниями других стран (прежде всего Норвегии и Алжира)».