Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из самых острых проблем экономики страны является недостаток финансовых ресурсов, причём стоит отметить, что такая проблема не нова для нашей страны. Так как налоги составляют основной доход государственного бюджета, мы выбрали тему налогов для курсовой работы.
В настоящее время наиболее приемлемым способом решения указанной выше проблемы может являться налоговое регулирование. В соответствии с действующим законодательством, налоговое регулирование - это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - наоборот, сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая и экономическая сущность налогов 4
1.1. Понятие налогов 4
1.2. Элементы налога 5
1.4. Виды налогов 8
Глава 2. Общественное назначение налогов 10
2.1 Экономическая функция налогов 10
2.2 Роль налогов в реализации фискальной политики государства 10
Глава 3. Воздействие налогов на равновесный спрос и равновесное предложение 12
Глава 4. Проблема сбора налогов в России 26
4.1. Способы взимания налогов 26
4.2. Ситуация в РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Pavlova_V_A_Nalogi_kak_instrument_gos_reguliro.docx

— 221.27 Кб (Скачать)

Предположим теперь, что правительство вводит налог на данный товар в размере Т руб. на каждую единицу этого товара. Будем считать сначала, что налог вносится в государственный бюджет продавцами.

Если ранее производители были готовы  предложить количество товара, допустим, Q1 по цене P1, то сейчас они согласятся  предложить на рынок такое же количество товара только когда цена с включением налога станет на Т руб. выше, чем P1. В таком случае производители будут иметь цену нетто (то есть без включения налога), которая равна прежней цене. Данное рассуждение употребимо для любой точки линии предложения. Поэтому все эти точки сдвинутся вверх на Т руб. Линия предложения будет иметь положение S2.

Установившееся равновесие можно охарактеризовать тремя величинами: Q2,P+,P-.

Объём рынка Q2 теперь меньше,  чем первоначальный объём Q1. Цена, уплачиваемая покупателем, P+, станет выше первоначальной P1. Цена, фактически получаемая продавцом (без налога), P-, станет ниже первоначальной. Общая сумма налога, которая поступает в государственный бюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР-. Несмотря на то, что весь налог вносится в государственный бюджет продавцами, часть налогового бремени распространяется и на покупателей.

Можно представить ситуацию, когда потоварный налог вносится напрямую в государственный бюджет не продавцами, а покупателями. Представим, например, что покупатель, зайдя в торговую точку, платит за товар цену без акцизного налога и тут же уплачивает его налоговому инспектору, присутствующему в самом магазине. В данной ситуации происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 2).

 

 

   
Рис. 2. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q2 по цене P1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. 
Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q, цены P+ и P- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение акцизного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами. 
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 3а).  
На рис. 3а изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение акцизного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж (Q1=>Q2). Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер. 
 
 
Рис. 3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка. 
На рис. 3б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение акцизного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж. 
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (PT - PT) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P+ - P-) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. 
 
   
Рис. 4. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения наклонов линий спроса и предложения.

Теперь рассмотрим возможности изъятия государством с помощью акцизного налога так называемого «незаработанного» дохода, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. 
 
 
Рис. 5. Изъятие государством с помощью нетоварного налога «незаработанного» дохода.

 
               На рис. 5 линия D1 - это первоначальное положение линии спроса, линии IS1, SS1, LS1 -линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах. Первоначальное равновесие характеризуется объемом рынка Q1 и равновесной ценой P1. 
               Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D2. Цена в мгновенном периоде возрастет до уровня P2, а затем по мере увеличения производства данного товара цена будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня P3 объем продаж возрастет до Q3. 
Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет P2 - P1. Именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара. 
Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к «незаслуженному», «незаработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью акцизного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P2 - P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия как в коротком, так и в длительном периодах. «Справедливость» вроде бы восторжествовала, но в конечном счете основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

 
2.3  Дотации 
           Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций. 
           Дотация - это как бы налог «наоборот». Акцизная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. 
           Рассмотрим рис. 6. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1. 
 
 
Рис. 6.Воздействие на рыночное равновесие нетоварной дотации.

 
           Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+. 
            Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей. 
            Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

 
2.4  Фиксированные цены 
            Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния. 
           Здесь в распоряжении государства имеются два способа: 
а) установление верхнего («потолка») предела цен; 
б) установление нижнего («пола») предела цен.

           Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») - это цена ниже цены равновесия (рис.7 - Р"< PE). Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага. 
Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага (Q''D - Q''S), поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка». 
           Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня (Р' > PE). 
 
            Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет реализовано Q'D единиц продукции, во втором - Q''S. 
 
   
Рис. 7. Фиксированные цены

 
              Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q'DABQ'S 
              Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования. 
Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 7 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

 
              Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р", т. е. ниже цены равновесия -PE (рис. 7). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р"), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P1), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями. 
               Рассмотрим еще два сюжета, связанных с товарным дефицитом. 
Допустим (рис. 8), правительство установило предельную цену некоторого товара на уровне Рmax. Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже Рmax, но не имеют права устанавливать ее выше, чем PE. Предельная цена Pmax ниже равновесной цены PE. Объем продаж при цене Pmax равен Q. 
 
 
Рис. 8. Дефицит и черный рынок.

 

Допустим далее, что производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что в случае разоблачения санкции несут только продавцы. Кривая предложения товара на черном рынке принимает положение S1. Эта линия расположена выше линии S, т. е. линии предложения при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q' прозводители согласны поставить на легальный рынок по цене Р', тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р". Разница Р" - Р' представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.

На черном рынке установится цена P1, превышающая как предельную цену Рmax, так и равновесную цену PE. Объем продаж Q1 больше того объема Q, который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене Pmax, но меньше равновесного объема QE.

В рассмотренном примере правительство поставило перед собой вроде бы благую цель: ограничить рост цены товара. Но результат оказался противоположным. Весь товар ушел на черный рынок. Причем цена черного рынка оказалась даже выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы государственного вмешательства не было.

Функции спроса и предложения обычно формулируются применительно к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.

Рассмотрим рис. 9. Предположим, первоначально линия спроса на сосиски занимала положение D, линия предложения - положение S. Пусть цена сосисок зафиксирована государством на уровне Р, что ниже равновесной цены PE. Объем продаж при этом равен Q1, дефицит - Q2-Q1.

 
 
 
Рис. 9. Дефицит и качество.

 

В условиях дефицита производители могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D1 и D2. Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S1 и S2. Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики