МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ»
Экономический
факультет
Кафедра экономики и менеджмента
Специализация «Маркетинг»
«Допущена к защите»
«Налоги как инструмент государственного
регулирования экономики»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнила:
студентка 1 курса
очной формы обучения
Павлова Валерия Алексеевна
Руководитель:
Доцент кафедры, к.э.н. Побережник
Т.Н.
Коломна – 2013 г.
Оглавление
Введение
Одной из самых острых проблем
экономики страны является недостаток
финансовых ресурсов, причём стоит отметить,
что такая проблема не нова для нашей страны.
Так как налоги составляют основной доход
государственного бюджета, мы выбрали
тему налогов для курсовой работы.
В настоящее время наиболее
приемлемым способом решения указанной
выше проблемы может являться налоговое
регулирование. В соответствии с действующим
законодательством, налоговое регулирование
- это меры косвенного воздействия на экономику,
экономические и социальные процессы
путем изменения вида налогов, налоговых
ставок, установления налоговых льгот,
понижения или повышения общего уровня
налогообложения, отчислений в бюджет.
Так, снижение налогов способно стимулировать
производство, а повышение налогов - наоборот,
сдерживать или даже подавлять некоторые
виды деятельности.
Актуальность выбранной темы
заключается в том, что в условиях рыночного
хозяйства далеко не последнюю роль по
своему воздействию на национальную экономику
играет регулирующая функция налогов.
Невозможно представить себе экономику,
не регулируемую государством, по той
причине, что все процессы общественного
воспроизводства в той или иной мере подвержены
воздействию госучастия. Регулирующая
функция налогов заключается в том,
что с помощью системы различных налоговых
ставок и льгот можно оказывать
влияние на процессы общественного воспроизводства:
стимулировать развитие отдельных
отраслей, увеличивать и уменьшать
платёжеспособный спрос населения
и т.д.
Цель работы – проанализировать
налоги как инструмент государственного
регулирования экономики.
Глава 1. Теоретическая и экономическая
сущность налогов
1.1. Понятие налогов
Согласно определению в статье
8 в Налоговом кодексе Российской Федерации
«Налог – это обязательный, индивидуально
безвозмездный платёж, взимаемый с юридических
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Одной из интереснейших страниц
в истории человеческого общества являются
налоги. С ними связаны поговорки, курьёзные
истории, традиции и архитектурные стили.
Словом, налоги - неотъемлемая составная
часть жизни любого общества.
Налогообложение имеет длительный
путь развития, начиная с IX века. Впервые
налоги появились в период классового
общественного разделения и образования
государства. Налоги платились в казну
и были преимущественно в натуральной
форме. В качестве налога в Древней Руси
выступала «дань». По мере роста государства
и развития товарно-денежных отношений,
налоги стали принимать денежную форму.
Появились торговые, судебные пошлины,
пошлины за право владения складами, пошлина
на продажу алкогольных напитков. В военное
время могли вводиться чрезвычайные налоги
на изготовление оружия и содержание войск.
При Петре I, в результате проведенной
им реформы появляются чиновники «прибыльщики»,
задачей которых придумывать новые виды
налогов. Были введены: подушная подать,
гербовый сбор, налоги с постоялых дворов,
налоги с плавающих судов, налоги с продажи
съестного, налоги с найма домов и др. Налоги
собирались с использование системы взимания
налогов через «откупщиков». Размер налога
не зависел от получаемого дохода и имущества,
объектом налогообложения становилась
мужская (ревизская) душа. В первой половине
XIX — начале XX вв. вводится первый налог
на недвижимость.
В настоящее время налоги стали
основным видом государственных доходов:
и обеспечивают до 9/10 всех бюджетных доходов
промышленно развитых стран.
1.2. Элементы налога
Каждый налог обладает несколькими
обязательными параметрами – элементами
налога.
- Субъект налогообложения (налогоплательщик);
- Объект налогообложения;
- Налоговая база;
- Налоговая ставка;
- Налоговые льготы;
- Налоговый период;
- Порядок исчисления налога;
- Срок уплаты налогов;
- Порядок уплаты налогов.
Объектом налога выступает
предмет (доход, имущество, товар), который
подлежит налогообложению. Зачастую название
налога является производным от его
объекта (к примеру, земельный налог).
Субъектами налогообложения
(Налогоплательщик) могут быть организации
и физические лица, которых в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации
обязаны уплачивать налоги.
Объект налогообложения это
те юридические факты (действия, события,
состояния), вследствие которых субъекты
обязаны заплатить налог (например: владение
имуществом, получение прибыли или дохода,
и др.)
Налоговая база это стоимостная,
физическая или иная характеристика объекта
налогообложения. Налоговая база исчисляется
по итогам каждого налогового периода
на основе данных бухучета либо иных документально
подтвержденных данных об объектах.
Налоговая ставка выражает
величину налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы. В налогообложении
применяются процентные и твердые ставки.
Налоговые льготы это полное
или частичное освобождение от уплаты
налогов отдельных категорий налогоплательщиков
в соответствии с действующим законодательством
о налогах.
Под налоговым периодом принимается
календарный год, квартал, месяц, по окончании
которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате.
Порядок исчисления налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет
сумму налога, подлежащую уплате за налоговый
период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налогового периода.
Сроки уплаты налогов и сборов
устанавливаются применительно к каждому
налогу и сбору. Уплата налога производится
в наличной или безналичной форме разовой
уплатой всей суммы налога или в другом
порядке, предусмотренном Налоговым кодексом
Российской Федерации и иными актами законодательства
о налогах.
1.3. Функции налогов
Налоги выполняют четыре основные
функции: фискальную, регулирующую, распределительную
(социальную) и контрольную.
Фискальная функция — основная
функция налогообложения, она осуществляется
за счёт налогового контроля и санкций.
Это сбор налогов в пользу государства,
за счет чего формируются финансовые ресурсы
государства.
Регулирующая функция направлена
на решение тех или иных задач экономической
политики государства с помощью налоговых
механизмов.
Распределительная (или социальная)
функция состоит в перераспределении
средств в пользу наиболее незащищённой
категории граждан за счёт возложения
налогового бремени на более сильные слои
населения.
Контрольная функция способствует
отслеживанию государством своевременности
и полноты поступлений в бюджет денежных
средств и сопоставляет их величину финансовых
ресурсов.
1.4. Виды налогов
Налоги можно классифицировать
по нескольким основаниям:
а) с физических лиц (налог на
доходы физических лиц);
б) с организаций (налог на прибыль, налог
на имущество организации);
в) общие;
- по объекту налогообложения:
а) поимущественные;
б) подоходные;
в) на операции;
г) на действия;
- по форме возложения налогового
бремени:
а) прямые (обращены непосредственно
к доходам и имуществу налогоплательщиков;
в них юридические и фактические налогоплательщики
совпадают в одном лице);
б) косвенные (в них юридические и фактические
налогоплательщики не совпадают);
- по назначению – предназначенные
для финансирования государственных задач,
без указания на конкретные цели (например,
ЕСН – единый социальный налог);
- по порядку установления:
а) федеральные (ст. 13 Налогового кодекса РФ);
б) региональные (ст. 14 Налогового кодекса РФ);
в) местные (ст. 15 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ существуют следующие виды
налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны
к уплате на всей территории РФ, если иное
не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и законами
субъектов РФ о налогах и обязательны
к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ, если иное не предусмотрено
п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.
Региональные налоги вводятся
в действие и прекращают действовать на
территориях субъектов РФ в соответствии
с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов
РФ о налогах.
Местными налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований,
если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.
Глава 2. Общественное
назначение налогов
2.1 Экономическая функция
налогов
Экономическая сущность налогов
заключается в том, что налог:
1) служит косвенным регулятором
экономического развития;
2) выступает инструментом
структурного, антиинфляционного регулирования
экономики;
3) является непременным
атрибутом участников деловых
отношений и главным источником
формирования госдоходов;
4) служит одним из способов
регулирования дефицита госбюджета;
5) представляет собой
одно из действенных средств
достижения приемлемого социального
равенства и справедливости в
условиях рынка, распределения и
перераспределения доходов различных
социальных слоёв населения;
6) выступает одним из
инструментов воздействия на
инвестиционную активность хозяйствующих
субъектов.
Общественное назначение налогов
состоит в том, что они имеют две важные
функции – экономическую и фискальную.
Экономическая функция состоит
в том, чтобы воздействовать через налоги
на общественное воспроизводство, то есть
на все процессы в экономике государства,
а также социально-экономические процессы
в обществе. В данном случае налоги могут
играть поощрительную, ограничительную
и контролирующую роль.
2.2 Роль налогов в реализации
фискальной политики государства
Под фискальной или налоговой
политикой понимается регулярное вмешательство
государства в экономические процессы
и явления с тем, чтобы регулировать процесс
их развития.
Среди большого количества
задач фискальной политики выделяют несколько
основных, а именно:
1. формирование неизменного роста национального
дохода,
2. достижение и сохранение
умеренных темпов инфляции,
3. обеспечение полной
занятости,
4. сглаживание циклических
колебаний экономики.
Основным элементом фискальной
политики государства выступают налоги.
Как уже говорилось в самом
начале курсовой работы, налоги - это обязательные
платежи, взимаемые государством с физических
и юридических лиц в бюджет соответствующего
уровня в размерах, порядке и на условиях,
определённых действующим в стране законодательством.
С помощью фискальной функции
реализуется главная задача налогов, то
есть формируются и мобилизуются финансовые
ресурсы государства, а также аккумулируются
бюджетные средства для выполнения общегосударственных
или целевых государственных программ.
Иные функции налогообложения можно
считать производными от фискальной.
Глава 3. Воздействие
налогов на равновесный спрос и равновесное
предложение
Воздействие налогов на рынок
можно разобрать на примере введения акцизного
налога. Рассмотрим условно два варианта:
1)когда налог уплачивают
продавцы;
2)когда налог уплачивают
покупатели.
Рассмотрим рис. 1.
Сначала, до того, как был введён
налог, линия спроса находилась в положении
D1, а линия предложения - в S1. Равновесная
цена была равна P1, равновесный объем продаж
- Q1.
Рис. 1. Воздействие на рыночное
равновесие акцизного налога в том случае,
когда он уплачивается продавцами.