Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Одной из самых острых проблем экономики страны является недостаток финансовых ресурсов, причём стоит отметить, что такая проблема не нова для нашей страны. Так как налоги составляют основной доход государственного бюджета, мы выбрали тему налогов для курсовой работы.
В настоящее время наиболее приемлемым способом решения указанной выше проблемы может являться налоговое регулирование. В соответствии с действующим законодательством, налоговое регулирование - это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - наоборот, сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая и экономическая сущность налогов 4
1.1. Понятие налогов 4
1.2. Элементы налога 5
1.4. Виды налогов 8
Глава 2. Общественное назначение налогов 10
2.1 Экономическая функция налогов 10
2.2 Роль налогов в реализации фискальной политики государства 10
Глава 3. Воздействие налогов на равновесный спрос и равновесное предложение 12
Глава 4. Проблема сбора налогов в России 26
4.1. Способы взимания налогов 26
4.2. Ситуация в РФ 26
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Pavlova_V_A_Nalogi_kak_instrument_gos_reguliro.docx

— 221.27 Кб (Скачать)

Состояние «квазиравновесия» характеризуется объемом рынка Q3, который больше Q1 и меньше Q2. Квазиравновесный объем Q3 может быть как больше, так и меньше QE. Качество сосисок ниже того уровня, который могли бы обеспечить производители и который хотели бы иметь покупатели. 
С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены.

 
3.      Экономическая рента и квазирента 
3.1 Понятия экономическая рента

Для большинства людей, слово «рента» означает кажущуюся непомерно высокой сумму, которую следует платить, например,  за двухкомнатную квартиру или загородный дом. Для руководителя предприятия «рента» означает выплаты за использование здания завода, оборудование или складского хозяйства. При более тщательном рассмотрении  обнаруживается, что эти определения ренты являются не совсем понятными и двусмысленными. 

 

 Слово «рента» происходит от позднелатинского «rendita» и латинского «reddita», дословно - отданная назад, возвращенная». В разных языках это слово имеет различное значение: в немецком словом «Rente» обозначается пенсия, в английском (rent) - арендная или квартирная плата, во французском (rente) - ежегодный доход, получаемый владельцем по облигациям государственных займов. Рента как доход одного из факторов земли привлекала к себе внимание экономистов с давних времен. 

На рубеже XVIII-XIX вв. английские экономисты-классики ограничивали понятие ренты лишь земельной рентой. Рента рассматривалась лишь как доход владельца земли и рента как плата за пользование землей, т. е. арендная плата.

Доход с земли занимал особое место в учении физиократов. В земледелии, утверждали они, увеличивается количество продукта (из одного зерна, например, вырастает десять новых), а в промышленности можно наблюдать лишь изменение формы уже существующих благ (из железа, например, можно сделать топор). Следовательно, производительно только земледелие, труд же в промышленности и труд в торговле непроизводителен и бесполезен. Богатство страны, таким образом, создается только в земледелии. Рассуждая, таким образом, физиократы утверждали, что только то, что увеличивает чистый доход земледелия, увеличивает и богатство страны. Чем выше поземельная рента, тем богаче общество. 

Рента создала английскую аристократию, и поэтому этот доход вызвал пристальное внимание экономистов именно в Англии. Значительным этапом в развитии теории ренты был труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) объясняя понятие ренты, замечает, что рента, рассматриваемая как плата за пользование землей, представляет собой наивысшую сумму, какую в состоянии уплатить арендатор при данном качестве земли. Смит обращает внимание и на то, что рента с земли изменяется не только в зависимости от ее плодородия, каков бы ни был ее продукт, но и в зависимости от расположения ее, каково бы ни было ее плодородие. Это объясняется тем, что пригородная земля дает большую ренту, чем столь же плодородная земля в отдаленной части страны. Хотя обработка той и другой может стоить одинакового труда, доставка на рынок продукта с отдаленного участка земли всегда должна обходиться дороже.

Между тем И. Г. Буш в книге «Исследование о денежном обращении», вышедшей в свет в 1800 г., замечает, что талант и ловкость обладают таким же достоинством, как и земля. Так, старый опытный моряк не работает больше, чем вновь начинающий, однако он получает более высокую заработную плату, так как лучше знает части корабля и поэтому может быстрее, увереннее выполнять свою работу. Таким образом, Буш был первым из экономистов, обнаружившим рентную составляющую в оплате труда. 

Вслед за И. Г. Бушем его современник Г. Ф. фон Шторх обратил внимание на ренту талантов. В далеком от Лондона Петербурге вышел в свет его курс политической экономии, где по аналогии с земельной рентой вводилось понятие ренты таланта, который тоже является «даром щедрости природы».

В том же 1815 г. были опубликованы «Начала политической экономии» Д. Риккардо. Он, обладая строгим математическим умом и привыкший к точным банкирским счетам, придал теории ренты строгость и точность. «Рента, - писал Д. Рикардо, - это та доля продукта земли, которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и неразрушимыми силами почвы». 

Если экономисты-классики связывали понятие ренты лишь с земельными участками (и рудниками), то позднее было признано, что экономическую ренту можно выявить в составе доходов владельцев любого другого фактора, хотя в некоторых случаях она может иметь нулевое значение, а в некоторых исчерпывать весь доход. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблема сбора налогов в России

4.1. Способы взимания налогов

В налоговой практике известны три способа взыскания налогов.

Первый способ - кадастровый. Кадастр представляет собой реестр, который содержит список типичных объектов налога, группируемых по внешним признакам, с определённой доходностью объекта обложения (к примеру, в земельном налоге внешним признаком выступает размер участка).

Вторым способом выступает изъятие налога до обретения дохода  налогоплательщиком: налог высчитывается и удерживается бухгалтерией с юридического лица, выплачивающего доход субъекту (таким образом взимается, например, подоходный налог).

Третий способ отличается тем, что изъятие налога у субъекта производится уже после получения им дохода; налог изымается на основе декларации о полученных им доходах, которую налогоплательщик подал в налоговые органы.

Между величиной денег, которую  может получить государство, и налоговой ставкой существует зависимость, которую доказал американский экономист Артур Ласер. По его мнению, государство не будет получать деньги в двух случаях: когда оно вообще не взимает налогов (иначе говоря, устанавливает налоговую ставку, которая равна нулю) и когда оно присваивает всю прибыль. Чрезмерное повышение налогов на прибыль организаций лишает последние стимула к вложениям капитала, тормозит экономический рост и в итоге уменьшает поступление доходов в бюджет государства. Именно поэтому любое государство стремится к тому, чтобы найти оптимальную величину налогового бремени, построить эффективную и справедливую систему налогов.

 

4.2. Ситуация в РФ

В Российской Федерации становление современной налоговой системы после 1991 года проходило в непростых условиях экономического спада, инфляции и кризиса государственных финансов. В 1992 году был принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а в 2000 году введён в действие Налоговый Кодекс РФ.

Как и в большинстве крупных государств, в Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень состоит из федеральных налогов, действующих на территории всей страны и регулируемых федеральным законодательством. На основе федеральных налогов формируется доходная часть федерального бюджета, за счёт них также поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

 
Ко второму уровню относятся налоги субъектов Федерации (а именно: республик, краёв, областей а также автономных областей и  округов). Налоги субъектов устанавливаются законодательством субъектов Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Некоторые такие налоги относятся к общеобязательным платежам на всей территории страны. В данном случае власти субъектов регулируют только их налоговые ставки в соответствии с действующим законодательством, и также определяют порядок их сбора и предоставления налоговых льгот.

Третий уровень налогов - местные, то есть налоги городов, посёлков и т.д. Эти налоги устанавливаются представительными органами власти на местах. Причём представительные органы власти Москвы и Санкт-Петербурга имеют право установить и местные, и налоги субъекта Федерации.

Государство обязано регулярно решать две взаимоисключающие проблемы: с одной стороны, оно должно значительно увеличить поступление налогов во все уровни бюджета; с другой - решительно снизить бремя  налогоплательщиков. Но при проведении налоговых реформ заметных положительных сдвигов пока достичь не удалось. Вновь введённые формы налога имеют меньшую эффективность, чем предполагалось;  то есть

не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;

переход на "плоскую" шкалу налога на доходы физических лиц не вывел из "тени" значительные объемы заработной платы;

введение инвестиционной части в составе сборов по пенсионному страхованию создало, видимо, неразрешимую задачу с подбором надежных объектов инвестирования.

Немалый резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, которые укрыты от налогообложения, даже при желании их владельцев крайне сложно вернуться в легальную сферу производства: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых служб к источнику средств. Поэтому капиталы, однажды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

Недостатки современной системы налогообложения в Российской Федерации очевидны: значительное количество и сложность подсчётов налоговой базы по некоторым видам налогов (например НДС, транспортный налог, налоги индивидуальных предпринимателей и т.д.) высокий уровень налогообложения, а также постоянные  изменения в налоговом законодательстве. Сегодня  федеральные органы власти проводят реформирование налоговой системы в стране для того, чтобы устранить эти недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Действующая в настоящее время налоговая система подавляет экономику, и в особенности ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что небольшое предприятие обязано перечислять в бюджет в среднем до 50% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической ситуацией столь высокие налоговые ставки  являются единичными и обычно приводят к сниженным темпам экономического роста.

 

Проведение налоговой реформы, определённо, должно благотворно повлиять на решение проблем, которые возникают сегодня между государством и предприятием. Однако если учесть богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в процессе их адаптации к действующей системе налогообложения, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов уменьшения налоговых обязательств займет продолжительный срок. При этом государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальном этапе налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в данной ситуации можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы. А это позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиями.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. С.В. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-1996.

  1. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Изд. БЕК, 2000. – 768 с

  1. Экономическая теория: Учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой.- М.: Издательство «Экзамен» , 2005.

  1. Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2000.-482с.

  1. Бюджетная система РФ: учебник/ Н.Б.Ермасова. - М.: Высшее образование, 2009г.

  1. Под общ. Ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон..наук Г.П. Журавлёвой. Экономическая теория. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-934с.

  1. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 215с.

  1. А.В. Клименко, В.В. Румынина. Обществознание. -11-е изд., пересм. – М.: Дрофа, 2010. -507с.

  1. Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение : Учебник. -7-е изд., перераб.и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008.-520с.

  1. А.С. Нешитой. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. -4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012-640с.

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации : В двух частях. – 14-е изд.-М.: «Ось-89», 2011.-800с.

  1. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.: Учебник. - 2007 г.

  1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Г.Б.Поляна - -е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г.

  1. Р.И. Рябова. Налоги/ Р.И. Рябова – М., 2005- 37 с.

start="15"

 Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для студентов сред. проф. образования / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  1. Налоги и налогообложение // под ред. Черника Д.Г. - 2007 г.

  1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2003.

  1. Журнал Менеджмент в России и за рубежом №4 2000 «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы»

  1. http://www.consultant.ru/

  1. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики