Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических системах роль налогов очень велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, эко

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. История налогообложения и налоговой системы………….…5
Глава 2. Понятия, функции и виды налогов и налоговой системы.…..9
2.1 Понятие, функции и элементы налогов……………………………..9
2.2 Виды налогов………………………………………………….…….16
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………....22
Заключение……………………………………….…………….………..28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

налоги и налоговая сис.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

       Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

       Пропорциональный  налог забирает одинаковую часть  от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

       Уровень налоговых ставок не должен превышать  размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но и отрицательно сказывается на состоянии экономики.

       Налоговая система, базирующаяся на косвенных  налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми15.

       По  субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов: налоги с  физических лиц (подоходный налог с  физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.); налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

       Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

       По  органу, который устанавливает и  конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации, налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

       Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.

       Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

       Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

       К федеральным налогам и сборам относятся:

       - налог на добавленную стоимость;

       - акцизы;

       - налог на доходы физических  лиц; 

       - налог на прибыль организаций; 

       - налог на добычу полезных ископаемых;

       - водный налог; 

       - сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

       - государственная пошлина16.

       К региональным налогам относятся:

       - налог на имущество организаций; 

       - налог на игорный бизнес;

       - транспортный налог17.

       К местным налогам относятся:

       - земельный налог; 

       - налог на имущество физических  лиц18.

       По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые)19.

       Закрепленные  налоги непосредственно и целиком  поступают в конкретный бюджет или  внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

       Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают  одновременно в бюджеты различных  уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

       В современных условиях в налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

       Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые  непосредственно в республиканский  бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

       По  целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные).

       Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства

       К специальным относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и  другие цели.

       Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

       Итак, многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В настоящий момент действует следующая классификация налогов: по способу взимания - прямые и косвенные налоги; по воздействию – прогрессивные,  пропорциональные, регрессивные; по субъектам - налоги с физических лиц, налоги на предприятия и организации, смешанные налоги; по объектам налогообложения - налоги на имущество, налоги на доходы, ресурсные налоги, налоги на действия, прочие налоги; по органу власти, устанавливающему налог: федеральные, региональные, местные; и др. 
 
 
 
 

       Глава 3. Налоговая система Российской Федерации 

       Нынешняя  российская налоговая система была введена в действие в процессе рыночных преобразований экономики, органичной частью которых была реформа финансовых взаимоотношений предприятий и  государства. Предоставление предприятиям самостоятельности в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности потребовало изменения и системы их финансовых отношений с отраслевыми министерствами и ведомствами, осуществлявшихся ранее на основе централизованного финансового планирования и управления20.

       В декабре 1992 г. был принят ряд законов  Российской Федерации: «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий  и организаций», «О налоге на добавленную  стоимость», «О подоходном налоге с  физических лиц», и тем самым были заложены основы современной российской налоговой системы. В 1992-1999 гг. налоговая система не оставалась неизменной, а напротив, находилась в процессе постоянного реформирования21. Процесс адаптации предприятий к новому налоговому законодательству проходил в исключительно сложных и противоречивых условиях.

       На  начальном этапе функционирования российской налоговой системы (в 1992-1995 гг.) процесс изменения налогового законодательства протекал особенно активно: вводились новые налоги и сборы, часто вносились изменения в законы по отдельным налогам. Этот процесс еще более активизировался с расширением законодательных полномочий субъектов Российской Федерации в сфере налогов.

       Из-за противоречивости федерального налогового законодательства на региональном и местном уровнях стали приниматься законы о введении налогов, не предусмотренных Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Интенсивный процесс налоготворчества на региональном и местном уровнях нарушал принцип единства российской системы. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. региональные и местные органы власти должны были отменить с 1997 года налоги, которые не содержались в федеральном налоговом законодательстве.

       Важнейший этап развития налоговой системы - разработка Налогового кодекса Российской Федерации. Первая (общая) часть кодекса была принята в июле 1998 года. Вторая часть  Налогового кодекса в результате длительных обсуждений была принята  в июле 2000 года (раздел VIII)22.

       На  сегодняшний день законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса, федеральных и региональных законов, местных законодательных актов.

       Законы  о налогах, принятые до вступления в  действие Налогового кодекса, сохраняют  свою силу в части, не противоречащей НК РФ.

       Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую  силу и является единственным нормативным  правовым актом, который устанавливает  систему налогов, взимаемых в  федеральный бюджет, а также принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

       В Налоговом кодексе отражается приоритет  норм международного права по отношению  к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотношениям.

       Налоговый кодекс - основной законодательный  акт о налогах, который состоит  из двух частей. В первой части даются основные определения, устанавливаются  права и обязанности налогоплательщиков, определяются процедуры налоговых проверок, размеры штрафов за налоговые правонарушения и т.д.

       Вторая  часть Налогового кодекса состоит  из глав, посвященных отдельным налогам - НДС, налогу на прибыль и др.

       Приказы, инструкции и методические указания МНС РФ обязательны только для налоговых органов и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Для налогоплательщиков обязательны только инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций

       Однако  современная налоговая система  имеет ряд существенных недостатков:

       - чрезмерное бремя общей налоговой  нагрузки на субъекты экономики,  что неизбежно вызывает тенденцию  к уходу от налогообложения;

       - несправедливость налоговой системы,  что выражается в наличии многочисленных  необоснованных льгот и привилегий.

       По  оценке только в результате таких  льгот прямые потери консолидированного бюджета в 2009 году составили 648 млрд. рублей, в том числе федерального бюджета - 231 млрд. рублей;

       - явно недостаточный уровень собираемости  налогов на всех уровнях бюджетной системы и с различных категорий налогоплательщиков, включая физических лиц с высокими доходами;

       - преобладание в российской налоговой  системе косвенных налогов и  платежей налогового характера,  взимаемых в зависимости не  от финансовых результатов, а  ох объемных (физических и стоимостных) производственных показателей.

       В условиях платежного и общего системного кризиса значительно усложняется  механизм переложения косвенных  налогов на потребителей, с чем  обычно связываются главные недостатки косвенного налогообложения. Кроме того, при низком уровне рентабельности по объективным причинам действующий порядок налогоисчисления становится непосредственным фактором убыточности;

       - уклонение от уплаты налогов  и тесно связанные с ней  вопросы формирования налоговой и налогооблагаемой (с учетом налоговых льгот) базы являются одной из наиболее уязвимых сторон российской налоговой системы.

       Как известно, одной из «провоцирующих»  причин ухода от налогообложения  является противоречивость и запутанность действующего налогового законодательства, создающего огромные возможности для легального и полулегального снижения налоговых платежей. В условиях массового уклонения от выполнения налоговых обязательств четкое законодательное закрепление норм и положений, регламентирующих процесс налогоисчисления, становится задачей первостепенной важности;

Информация о работе Налоги и налоговая система