Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических системах роль налогов очень велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, эко

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. История налогообложения и налоговой системы………….…5
Глава 2. Понятия, функции и виды налогов и налоговой системы.…..9
2.1 Понятие, функции и элементы налогов……………………………..9
2.2 Виды налогов………………………………………………….…….16
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………....22
Заключение……………………………………….…………….………..28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

налоги и налоговая сис.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

       Введение…………………………………………………………………..3

       Глава 1. История налогообложения и налоговой системы………….…5

       Глава 2. Понятия, функции и виды налогов  и налоговой системы.…..9

       2.1 Понятие, функции и элементы  налогов……………………………..9

       2.2 Виды налогов………………………………………………….…….16

       Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………....22

       Заключение……………………………………….…………….………..28

       Список  литературы……………………………………………...………31 

        

       Введение

 

       В современных экономических системах роль налогов очень велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

       Состояние и эффективность налоговой системы оказывают непосредственное влияние как на развитие национальной экономики в целом, так и отдельных ее частей. Как показывает опыт стран с развитыми рыночными отношениями, ориентация налоговой системы на справедливое распределение налогов способствует не только росту национальной экономики, но и улучшению социального климата.

       В Российской Федерации, несмотря на длительный период постоянного реформирования и совершенствования налоговой системы, по-прежнему острой остается проблема формирования эффективной налоговой системы как важнейшего фактора и необходимого условия достижения финансовой стабилизации, обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания благоприятного социального климата.

       Стабилизация  экономических отношений в России выдвигает на первый план долгосрочные задачи обеспечения социальных свобод и гарантий в обществе. Реализация этих задач предполагает эффективно функционирующую, адаптированную к рыночным условиям и социальным потребностям общества налоговую систему государства.

       Целью курсовой работы является анализ налогов и налоговых систем.

       Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

       - изучить историю налогообложения  и налоговой системы;

       - рассмотреть понятие налога и  налоговой системы;

       - исследовать функции, виды и элементы налогов;

       - проанализировать налоговую систему  Российской Федерации.

       Законодательной базой работы выступает Конституция  РФ, Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный  Кодекс РФ, Уголовный Кодекс, Кодекс РФ об административной ответственности.

       Теоретическую основу исследования составили научные  труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов в области  налогообложения, финансов предприятий. В работе использованы статистические и аналитические материалы Министерства финансов РФ, Росстата, а также нормативная и справочная литература, материалы монографических исследований.

       Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и  списком используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. История налогообложения и налоговой системы 

       Налоги  как основной источник образования  государственных доходов известны с давних времен. Налогообложение  присуще всем социальным системам как  рыночного, так и планового (нерыночного) типа хозяйствования.

       Его история, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников»1.

       Возникновение налогов связано с периодом становления  первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный  аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения2.

       Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную  форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

       По  мере преобразования отношений собственности  и укрепления товарно-денежных отношений  налоги почти повсеместно стали  принимать исключительно денежную форму.

       Сначала налоги взимались в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных  формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных финансов.

       Одной из первых сформировалась налоговая  система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государственных систем античности. Достижения этой налоговой  системы находят отражение и  в современной теории и практике налогообложения.

       На  ранних этапах развития Римского государства  налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий3. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

       Определение суммы налога (ценза) проводилось  специально избранными чиновниками (откупщиками).

       В качестве наиболее распространенного  налога Древнего Рима, приносящего  наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых, появились и косвенные налоги, например налог с оборота -1%, налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

       Впервые в Римской империи налоги стали  выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны  денежными средствами) функцию, но и  функцию регулятора экономических  отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот.

       Аналогичным образом были построены налоговые  системы других государств античного  мира: Древней Греции, Египта, Ассирии  и т.д. Последующие налоговые системы  в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.

       В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные  налоги у государства, внося предварительно полную сумму налога в казну. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения4.

       В конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных  системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

       Одновременно  с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» он впервые сформулировал принципы налогообложения:

       - принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;

       - принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

       - принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

       - принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

       - принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления5.

       Принципы, предложенные А. Смитом, заложили основу современной теории налогообложения  и дополненные в дальнейшем сохранили свою актуальность и поныне.

       Таким образом, возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму. Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, достижения которой находят отражение и в современной теории и практике налогообложения. Одновременно с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Понятия, функции и виды налогов и налоговой системы.

       2.1 Понятие, функции и элементы налогов 

       Под налогом понимается сумма денежных средств, отчуждаемая безвозмездно домохозяйствами (в широком смысле этого понятия, включающем как юридических, так и физических лиц) в пользу государства с целью финансирования выполнения им своих функций. Такое определение налога подчеркивает его сущность (часть ресурсов домохозяйств), целевой характер (перераспределение ресурсов от домохозяйств для финансирования деятельности государства), а также отличие прямой обусловленности финансирования (прямых отдач в виде встречных услуг государства, предполагающихся при уплате сборов)6.

       Сборами называют платежи, имеющие целевой  характер изъятия и/или использования, необходимые и достаточные для реализации необходимых конкретным налогоплательщикам функций государства и обеспечения специальных потребностей общества.

       В свою очередь, под налогообложением следует понимать процесс перераспределения  финансовых ресурсов от домохозяйств (налогоплательщиков) к государству7. Налогообложение является ключевой частью налоговой системы, представляющей собой всю совокупность отношений в обществе, возникающих в связи с существованием налогов.

       Самое главное в системе налогообложения - и в этом кроется внутренняя сущность налогов - в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев воспроизводства и социального благосостояния общества в целом. Принцип возвратности реализуется через инвестирование, систему льготного налогообложения, в том числе налоговых «каникул» в производстве и через систему дотаций, субсидий в социальной сфере. Только в этом случае налогообложение носит характер не только экономической, но и социальной справедливости.

       Несмотря  на отличия налоговых систем различных  государств, разнообразие задач, которые  решает налоговая система в тот  или иной период времени, налоговые  системы объединяют общие черты.

       Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а  также принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются системы налогов и налоговый механизм.

Информация о работе Налоги и налоговая система