Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических системах роль налогов очень велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, эко

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. История налогообложения и налоговой системы………….…5
Глава 2. Понятия, функции и виды налогов и налоговой системы.…..9
2.1 Понятие, функции и элементы налогов……………………………..9
2.2 Виды налогов………………………………………………….…….16
Глава 3. Налоговая система Российской Федерации………………....22
Заключение……………………………………….…………….………..28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

налоги и налоговая сис.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

       Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых  на территории государства в тот  или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество).

       Категории «налоговая система» и «налогообложение»  соотносятся между собой как  общее с частным. При этом налоговая политика государства представляет собой комплекс мероприятий в сфере налогообложения, осуществляемых в рамках экономической политики государства и направленных на реализацию функционального назначения налоговой системы.

       Налоговая политика находит свое выражение  в инструментах налоговой политики, представляющих собой все виды используемых налогов и их элементы (ставка, налоговая база, порядок уплаты налога и др.), существование специальных налоговых режимов и налоговых льгот, видов и порядка применения мер ответственности за неисполнение налогового законодательства, порядок налогового учета и отчетности, а также налогового контроля.

       Налоговые отношения структурно входят в систему  финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками являются обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентность.

       Уплата  налогов является обязанностью и  не дает никаких оснований для  предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.

       Налоги, как правило, непосредственно не предполагают также и целевого характера  их использования: основная их масса  не имеет непосредственной привязки к конкретным расходам бюджета. В российском законодательстве исключение составляют лишь налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, играющие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль.

       Роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной8.

       Фискальная - реализуется в процессе формирования доходной части бюджета. Это функция  состоит в мобилизации финансовых ресурсов государства.

       Распределительная - проявляется в том, что государство  через налоговый механизм активно влияет на экономику. Налог представляет собой изъятие у населения и предприятий определенной части денежных ресурсов, которые при отсутствии налогов могли бы быть использованы на иные хозяйственные цели. Поэтому государство должно стремиться к установлению наиболее рациональной системы налогов и минимально возможных налоговых ставок. С другой стороны, государство должно расходовать бюджетные ресурсы наиболее эффективным образом, чтобы его деятельность приносила максимальный полезный эффект для общества.

       Контрольная - реализуется в отражении возможного количественного поступления налогов  в бюджет, их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах и выявления необходимого внесения изменений в налоговую базу.

         Из всех функций налогов наиболее важной для современной налоговой системы экономически развитой страны становится регулирующая функция, а именно две ее подфункции: стимулирующая и сдерживающая, служащие не только и не столько росту собираемости налогов, сколько экономическому, социальному, общегражданскому регулированию общества.

       Но  налоги необходимо рассматривать не только с позиций общественных и  государственных интересов. У них  есть еще одна важная функция - функция  воздействия на рынок. Рынок и  налоги - это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой. Здесь на передний план выходит распределительная функция налогов, которую органам государственной власти необходимо учитывать при установлении видов налогов, их ставок, процедуры их взимания и налоговых льгот. Научными исследованиями установлено, что при превышении определенных критических уровней, дальнейшее увеличение налогов ведет к росту укрывательства источников дохода, сокращению величины налоговых поступлений, снижению деловой активности и даже к свертыванию хозяйственной деятельности. Стремление собрать больше денежных ресурсов в бюджет в данный момент может обернуться резким уменьшением поступлений в будущем и общим сокращением экономической деятельности9.

       Обязанность налогоплательщика об уплате налога предусматривает обязательное наличие всех предусмотренных налоговым законодательством элементов.

       Выделяют  следующие десять обязательных элементов налога:

       1. Налоговая норма - общее правило  поведения в налоговой сфере,  установленное в определенном порядке компетентным государственным органом. Налоговая норма может быть представлена налоговым законом.

       2. Субъекты налогообложения - к  ним относятся налогоплательщик  и налоговый агент. Под налогоплательщиками  подразумеваются физические и  юридические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

       3. Объектами налогообложения могут  являться доходы, товары, услуги, различные  формы, накопленного богатства  или имущества. Каждый налог  имеет самостоятельный субъект  налогообложения. 

       4. Налоговая база - это количественное выражение объекта налогообложения. Под ней подразумевается стоимостная, физическая или иные характеристики объекта налогообложения. Для установления налоговой базы необходимо знать единицу измерения налоговой базы. Вследствие различий элементов, входящих в налоговую базу, применяется установленная в нормативном порядке условная единица ее количественного измерения.

       5. Налоговая ставка - это величина  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы. Налоговые  ставки могут быть твердыми (абсолютные суммы) и процентными (определенная доля объекта налогообложения.)

       6. Налоговый период - обеспечивает  временную определенность существования  налога (год, квартал, месяц, декада).

       7. Налоговая льгота устанавливаются  с целью уменьшения налоговой  нагрузки.

       Существуют  следующие их виды:

       - необлагаемый минимум объекта;

       - изъятие из обложения определенных объектов;

       - освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий плательщиков;

       - понижение налоговых ставок;

       - вычет из налогового оклада (налогового платежа за отчетный период);

       - налоговые кредиты (отсрочка взимания платежа).

       8. Налоговый оклад - это подлежащая  взиманию сумма налога.

       9. Срок и порядок уплаты налога - это срок, в течении которого  налогоплательщик обязан фактически  внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

       10. Источник дохода - это экономический  показатель, за счет которого  производится уплата налога. К  источникам налога относятся  надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции, финансовый результат деятельности, чистая прибыль10.

       На  основе вышесказанного хочется сделать  вывод о том, что налоги - это сумма денежных средств, отчуждаемая безвозмездно домохозяйствами (как юридическими, так и физическими лицами) в пользу государства с целью финансирования выполнения им своих функций. Под налогообложением следует понимать процесс перераспределения финансовых ресурсов от домохозяйств к государству. Налогообложение является ключевой частью налоговой системы, представляющей собой всю совокупность отношений в обществе, возникающих в связи с существованием налогов. Роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной. Из всех функций налогов наиболее важной для современной налоговой системы экономически развитой страны становится регулирующая функция, а именно две ее подфункции: стимулирующая и сдерживающая. Кроме этого, налоги  непосредственным образом воздействуют на рынок. Выделяют обязательные элементы налога, такие как налоговая норма, субъекты налогообложения, объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, налоговая льгота, налоговый оклад, срок и порядок уплаты налога, источник дохода. 
 

       2.2 Виды налогов 

       Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

       По  способу взимания налогов различают  прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщиков11. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать.

       В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими  лицами, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

       Исходя  из учета финансового положения  налогоплательщика прямые налоги подразделяются на:

       - личные прямые (подоходный налог,  налог на прибыль, налог на  имущество, наследство и дарения)

       - реальные прямые (земельные налоги, налог с владельцев транспортных  средств, налог на операции  с ценными бумагами).

       Косвенные (иначе – адвалорные) налоги взимаются  через цену товара12. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

       Развитые  и развивающиеся страны имеют  различные налоговые структуры. Развитые экономики обычно имеют  высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85%, а наибольшая часть налогов уплачивается физическими лицами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые легче собрать13.

       Правительство применяет различные по воздействию  налоги. В зависимости от этого  их можно разделить на три группы:

       - прогрессивные; 

       - пропорциональные;

       - регрессивные14.

       Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастет доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Таким образом, реальное налоговое бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке.

Информация о работе Налоги и налоговая система