Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Содержание 2
Введение 3
1. Сущность монопольной власти и ее показатели 5
1.1. Виды и функции монополии 6
1.2. Барьеры для входа в отрасль 8
1.3. Показатели монопольной власти 10
2. Источники монопольной власти 13
3. Экономические последствия монопольной власти 17
4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь 21
4.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 21
4.2. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
4.3. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников: 36
Вспомним
важное различие между совершенно конкурентной
фирмой и фирмой с монопольной
властью: для конкурентной фирмы цена
равна предельным издержкам, для фирмы
с монопольной властью цена превышает
предельные издержки. Следовательно, способом
измерения монопольной власти является
величина, на которую цена, максимизирующая
прибыль, превышает предельные издержки.
В частности, мы может использовать коэффициент
превышения цены над предельными издержками.
Данный способ определения монопольной
власти был предложен в 1934 г. экономистом
Абба Лернером и получил название показателя
монопольной власти Лернера:
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
Данный
коэффициент монопольной власти
может быть также выражен в
терминах эластичности спроса, с которой
сталкивается фирма.
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.
Три
фактора определяют эластичность спроса
для фирмы. Первый фактор заключается
в эластичности рыночного спроса.
Собственный спрос фирмы будет по
крайней мере столь же эластичен, как и
рыночный спрос, и поэтому эластичность
рыночного спроса ограничивает потенциал
монопольной власти. Второй фактор - число
фирм на рынке. Если на нем много фирм,
причем они не сильно отличаются друг
от друга по размерам, то маловероятно,
что одна из фирм будет способна существенно
повлиять на цену. Третий фактор заключается
во взаимодействии между фирмами. Даже
если на рынке имеются лишь две или три
фирмы, ни одна из них не сможет увеличить
цену во много раз, если соперничество
между ними носит агрессивный характер,
когда каждая фирма старается захватить
львиную долю рынка. Рассмотрим каждый
из этих трех факторов, определяющих монопольную
власть.
Эластичность рыночного спроса
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис.4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом.
Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.
Число фирм на рынке
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда
говорят (и в этом есть доля правды),
что самый большой страх
Иногда
для вступления в дело имеются
естественные препятствия. К примеру,
одна фирма может иметь патент на технологию,
необходимую для производства какого-то
продукта. Это делает невозможным вступление
на рынок других фирм, по меньшей мере
до тех пор, пока не истечет срок действия
патента. Другие законодательно установленные
права действуют в том же направлении,
например копирайт (авторское право) может
ограничить продажу книги, музыкального
произведения, программного обеспечения
для ЭВМ в рамках деятельности отдельной
компании, а необходимость обладания правительственной
лицензией ограничивает доступ новых
фирм на рынок телефонного обслуживания,
телевизионных передач или внутренних
грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба
может ограничить число фирм, выступающих
на одном рынке. В ряде случаев положительный
эффект масштаба может привести к созданию
такой ситуации, когда наличие на рынке
только одной фирмы будет наиболее эффективным
решением проблемы. Такая ситуация называется
естественной монополией.
Взаимодействие между фирмами
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью
современной монополизации
Показатели | 1992 г. | 1996 г. | 2000 г. |
Активы | 2741,6 | 3792 | 4905 |
Продажи | 2348,4 | 2544 | 3278 |
Чистая прибыль | 102 | 108,2 | 156 |
Занято (млн. чел.) | 18,7 | 17,84 | 18,55 |
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 90-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще
одна особенность современной