Монопольная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1. Сущность монопольной власти и ее показатели 5
1.1. Виды и функции монополии 6
1.2. Барьеры для входа в отрасль 8
1.3. Показатели монопольной власти 10
2. Источники монопольной власти 13
3. Экономические последствия монопольной власти 17
4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь 21
4.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 21
4.2. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
4.3. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике (монопольная власть, источники, показатели, последствия).doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

     Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

     С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

     Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

     Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

 

4. Особенности  проявления монопольной  власти в Республике  Беларусь

4.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь

     Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда  республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление  осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

     Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

     Сохранение  монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

  • высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.;
  • не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
  • ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
  • замедленные темпы приватизации;
  • отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
  • смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
  • нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
  • ведомственные интересы отраслевых органов управления.

     Система и органы антимонопольного регулирования  сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации  экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

  • разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь;
  • содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.

     В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет  был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство:

     • разрабатывает предложения и проводит в жизнь государственную политику по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции, защите прав потребителей;

  • разрабатывает и направляет в установленном порядке в соответствующие органы власти и управления предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;
  • анализирует состояние республиканского и местных товарных рынков и определяет степень их монополизации;
  • в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
  • совместно с министерствами и другими центральными органами управления разрабатывает программы и осуществляет меры по демонополизации экономики и предотвращению монопольных тенденций;
  • формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
  • изучает и использует зарубежный опыт противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также сотрудничает с международными организациями по этим вопросам;
  • осуществляет контроль за рекламной деятельностью юридических и физических лиц;
  • принимает меры по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной рекламы;
  • проводит мониторинг рынка рекламных услуг;
  • рассматривает в установленном порядке информацию и материалы о нарушении антимонопольного законодательства, о правах потребителей;
  • создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке территориальные органы министерства, а также подчиненные организации и учреждения, утверждает положения о них, контролирует их финансовую деятельность;
  • издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты;

     принимает меры и действует в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

     Исходя  из функций управления министерства выделены функциональные подсистемы управления:

  • перспективное и текущее планирование;
  • выработка государственной политики по вопросам антимонопольного регулирования;
  • реализация государственной политики в области поддержки предпринимательства;
  • создание условий для развития инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности;
  • реализация Программы демонополизации и развития конкуренции;
  • регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за рекламной деятельностью;
  • управление персоналом.

     Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имеет в областях и в г. Минске свои территориальные органы.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №516 "О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

     Министерство  экономики в настоящее время  обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению  и устранению монополизма и его  проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.

4.2. Антимонопольная  политика и меры  по демонополизации  экономики Республики  Беларусь

 

     Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

  • совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;
  • противодействие созданию новых монопольных образований;
  • содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой;
  • демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;
  • создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

     Реализация  первого из названных направлений  осуществлялась на основе дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного потенциала. Для противодействия созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.). Экономическая целесообразность, организационно-технические возможности разукрупнения, отраслевые особенности определены как основные критерии при демонополизации деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, а также субъектов хозяйствования, доминирующих на товарных рынках. Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций - таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки и рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных.

     Однако  важнейшей проблемой антимонопольной  политики Республики Беларусь на современном  этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

     Цель  демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

Информация о работе Монопольная власть