Монопольная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
1. Сущность монопольной власти и ее показатели 5
1.1. Виды и функции монополии 6
1.2. Барьеры для входа в отрасль 8
1.3. Показатели монопольной власти 10
2. Источники монопольной власти 13
3. Экономические последствия монопольной власти 17
4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь 21
4.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 21
4.2. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
4.3. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников: 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике (монопольная власть, источники, показатели, последствия).doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. В противном случае могут развиваться негативные процессы, возрастает сопротивление новым предпринимателям, а приватизация будет затруднена перспективой последующей демонополизации.

     Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в  себя:

  • снижение чрезмерной концентрации производства;
  • устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;
  • создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;
  • совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.

     В рамках концепции построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.

     Основной  формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993 г.), Программа демонополизации экономики Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы.

     В результате реализации двух первых программ наметились позитивные тенденции в  преодолении монополизма белорусской  экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.

     Однако  демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще  множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Антимонопольная политика требует совершенствования деятельности в сферах права, перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.

     Цель  Программы демонополизации экономики на 1998-1999 гг. - обеспечение развития конкурентной среды на товарных рынках Республики Беларусь в соответствии с современными экономическими условиями. В программе выделены основные направления и задачи в области демонополизации экономики и развития конкуренции на 1998-1999 годы. Самостоятельными разделами представлены меры по защите конкуренции, приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции, общие подходы к процессам демонополизации экономики и развития конкуренции, демонополизация экономики Республики Беларусь в контексте развития Союза Беларуси и России, подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации, законодательное и нормативно-правовое, а также информационное и техническое обеспечение программы.

     Реализация  комплекса мер в области демонополизации  экономики Республики Беларусь позволяет  формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.

4.3. Законодательная  и нормативно-правовая  база антимонопольного  регулирования в  Республике Беларусь

 

     Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году. Он дал юридическое обеспечение ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, защите конкуренции в интересах стимулирования развития производства товаров и услуг, необходимых потребителям. Закон отражает специфику белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная деятельность является необходимой составной частью рыночных преобразований, обеспечивает возможность их эффективного осуществления.

     Закон содержит ключевые понятия, связанные с его содержанием и механизмом реализации:

  • республиканский товарный рынок - сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;
  • местный товарный рынок - сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ административно-территориальных единиц;
  • хозяйствующие субъекты - юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;
  • органы управления - исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциации, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.

     Законом определена сфера применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется к правоотношениям хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц, приводящим к ограничению конкуренции на товарных рынках или другим отрицательным последствиям.

     Действие  Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских  прав, за исключением случаев, когда  эти права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

     Закон рассматривает как разновидности  монополистической деятельности акты и соглашения, ведущие к ограничению  конкуренции:

  • соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;
  • злоупотребления доминирующим положением на рынке;
  • формы недобросовестной конкуренции.

     Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.

     Основные  правила и процедуры реализации различных положений Закона нашли развитие в нормативных и методических документах, разработанных антимонопольными органами. К ним относятся:

  • рекомендации по определению доминирующего положения на товарных рынках Республики Беларусь;
  • положение о порядке антимонопольного контроля за приобретением акций и порядке признания юридических лиц контролирующими имущество друг друга;

     порядок рассмотрения и согласования проектов объединений хозяйствующих субъектов  и приобретения акций, паев, долей  участия в уставном капитале;

  • порядок рассмотрения и согласования проектов создания холдинговых компаний и инвестиционных фондов;
  • положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков;
  • временные методические рекомендации по выявлению и пресечению соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию;
  • временные методические рекомендации по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений;
  • методические рекомендации по выявлению монопольных цен;
  • положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • рекомендации по разукрупнению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;
  • положение о порядке согласования условий приватизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

     Важную  роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе» (1997 г.) обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.

     Формирование  и совершенствование законодательной  базы антимонопольного регулирования  в республике - длительный процесс, связанный с реализацией общих  принципов формирования рыночной среды: вносятся изменения и дополнения в действующие законодательные акты, разрабатываются новые законопроекты, положения, нормативные документы. В настоящее время подготовлены:

  • проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
  • проект Закона «Об естественных монополиях»;

      проект  Закона «О пресечении недобросовестной конкуренции».

 

Заключение

 

     В заключение хотелось бы отметить большую  важность вопроса монопольной власти, особенно для Беларуси в современный переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.

     Конкуренцию белорусским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для  защиты белорусского бизнеса принимаются  различные меры, в том числе  и законодательные. По-моему, тут  важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной  фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

     На  основании рассмотренного материала  можно сделать следующие выводы:

  1. В классической рыночной экономике, которой в целом соответствует "рынок свободной конкуренции", товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития. В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.
  2. Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.
  3. Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков.
  4. Централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время.

Информация о работе Монопольная власть