Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широких слоёв населения. С начала 1990-х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Содержание 2
Введение 3
1. Сущность монопольной власти и ее показатели 5
1.1. Виды и функции монополии 6
1.2. Барьеры для входа в отрасль 8
1.3. Показатели монопольной власти 10
2. Источники монопольной власти 13
3. Экономические последствия монопольной власти 17
4. Особенности проявления монопольной власти в Республике Беларусь 21
4.1. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 21
4.2. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь 25
4.3. Законодательная и нормативно-правовая база антимонопольного регулирования в Республике Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников: 36
Демонополизация
должна проводиться как акция, предшествующая
или сопутствующая
Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:
В рамках концепции построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.
Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. в республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993 г.), Программа демонополизации экономики Республики Беларусь на 1996-1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998-1999 годы.
В
результате реализации двух первых программ
наметились позитивные тенденции в
преодолении монополизма
Однако
демонополизация экономики
Цель Программы демонополизации экономики на 1998-1999 гг. - обеспечение развития конкурентной среды на товарных рынках Республики Беларусь в соответствии с современными экономическими условиями. В программе выделены основные направления и задачи в области демонополизации экономики и развития конкуренции на 1998-1999 годы. Самостоятельными разделами представлены меры по защите конкуренции, приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции, общие подходы к процессам демонополизации экономики и развития конкуренции, демонополизация экономики Республики Беларусь в контексте развития Союза Беларуси и России, подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации, законодательное и нормативно-правовое, а также информационное и техническое обеспечение программы.
Реализация
комплекса мер в области
Основой
антимонопольного регулирования является
антимонопольное
Закон содержит ключевые понятия, связанные с его содержанием и механизмом реализации:
Законом определена сфера применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется к правоотношениям хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц, приводящим к ограничению конкуренции на товарных рынках или другим отрицательным последствиям.
Действие
Закона не распространяется на отношения,
вытекающие из охраны изобретений, промышленных
образцов, товарных знаков и авторских
прав, за исключением случаев, когда
эти права умышленно
Закон
рассматривает как
Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.
Основные правила и процедуры реализации различных положений Закона нашли развитие в нормативных и методических документах, разработанных антимонопольными органами. К ним относятся:
порядок
рассмотрения и согласования проектов
объединений хозяйствующих
Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе» (1997 г.) обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.
Формирование
и совершенствование
проект Закона «О пресечении недобросовестной конкуренции».
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса монопольной власти, особенно для Беларуси в современный переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
Конкуренцию
белорусским компаниям
На
основании рассмотренного материала
можно сделать следующие