Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 01:32, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Монополии: понятие, виды……………………………………………….……...4
1.1 Понятие монополии………………………………………………………..…….4
1.2 Формы и виды монополий…………………………………………………........8
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС………………………….……………………..14
2.2 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий…………………………………………………………………………..18
3. Государственное регулирование антимонопольной деятельности…………..2
3.1 Основные направления антимонопольной политики государства………….25
3.2 Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39
В 2010 году одобрена концепция создания ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего общества ОАО «РЖД», осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Создание данной компании позволит повысить качество и прозрачность определения социального объема пассажирских перевозок, а также поэтапно перейти к полностью конкурентной модели пассажирских перевозок как на экономически привлекательных маршрутах, так и на маршрутах, являющихся на сегодняшний день убыточными.
Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний.
Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.
В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена необходимостью создания предпосылок для организации в рамках отрасли новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Также следует отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно-торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов).
Необходимость создания «биржи» вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой - отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона.
Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава.
В 2009 году в электроэнергетике завершен этап институциональных преобразований. Созданные в результате реформирования электроэнергетической отрасли компании функционируют в рамках переходной модели розничного и оптового рынка электрической энергии (мощности). Завершение формирования целевой структуры отрасли электроэнергетики связано с совершенствованием нормативной базы.
Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30 % от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистем.
Основные вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены на рисунке 13:
Рисунок 10 - Необходимые меры в электроэнергетике на среднесрочную перспективу
В 2011 году планируется продолжить разработку и принятие нормативных правовых актов, гарантирующих недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к объектам транспортной инфраструктуры и электрическим сетям. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей.
В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание будет направлено на решение следующих вопросов:
а) целесообразность и эффективность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок;
б) целесообразность введения «услуг локомотивной тяги» и выделения локомотивной составляющей в тарифах на грузовые перевозки;
в) выбор оптимальной модели конкуренции грузовых перевозчиков (конкуренция на маршруте/конкуренция за маршрут);
г) формирование эффективно функционирующей модели рынка оперирования грузовыми вагонами при создании ОАО «Вторая грузовая компания», предусматривающей дальнейшую демонополизацию данного вида деятельности, а также учитывающую необходимость выполнения социально значимых видов перевозок в условиях отсутствия инвентарного парка;
д) определение направлений и первоочередных задач реформирования тарифной системы;
е) формирование
системы государственной
В 2011 году планируется осуществить комплекс работ по переходу к модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.
Основными задачами на 2011 год является стимулирование использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сфере деятельности субъектов естественных монополий
С целью реализации норм указанной статьи в 2011 году в Минэкономразвития России будет осуществляться разработка правил установления требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Для повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (далее - план) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Для повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий планом также предусмотрены разработка стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, а также разработка предложений по созданию единого информационного ресурса (портала), связанного с размещением и использованием информации, предусмотренной к опубликованию в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.
В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
Основные задачи на 2011 год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:
а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:
1) уточнения понятия субъекта естественной монополии;
2) определения
статуса реестра субъектов
3) разграничения
полномочий органов
б) Разработка
механизма компенсации
в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;
д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:
1) обеспечения
возможности регулирования
2) установления
особенностей регулирования
е) Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.
3. Государственное регулирование антимонопольной деятельности.
3.1
Основные направления
Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных
направлений антимонопольной
-прямое регулирование цен;
-налогообложение;
-регулирование естественных монополий.
Рассмотрим
эти направления более
Прямое регулирование цен
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Рис. 1. Установление максимально допустимых цен
На рис. 1 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.
Если монополист
соблюдает введенное
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.
MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),
MR= P+Q(dP/dQ).
Если объем
выпуска монополиста меньше Q`, то
действует установленная
Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.
Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 2).
Рис. 2. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен
Предположим,
что оптимальная цена нерегулируемой
монополии установлена в точке
P*, а оптимальный объем — в
Q*. Если максимально допустимая цена
(P`) будет выше оптимальной, то это
не изменит решения фирмы
Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.
Налогообложение
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
потоварного, ставка, которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
1. Потоварный налог
Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле