Монополии: понятие, виды, регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Монополии: понятие, виды……………………………………………….……...4
1.1 Понятие монополии………………………………………………………..…….4
1.2 Формы и виды монополий…………………………………………………........8
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС………………………….……………………..14
2.2 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий…………………………………………………………………………..18
3. Государственное регулирование антимонопольной деятельности…………..2
3.1 Основные направления антимонопольной политики государства………….25
3.2 Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Монополия.docx

— 119.96 Кб (Скачать)

2.2 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий.

В 2010 году одобрена концепция создания ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего общества ОАО «РЖД», осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Создание данной компании позволит повысить качество и прозрачность определения социального объема пассажирских перевозок, а также поэтапно перейти к полностью конкурентной модели пассажирских перевозок как на экономически привлекательных маршрутах, так и на маршрутах, являющихся на сегодняшний день убыточными.

Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний.

Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.

В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена необходимостью создания предпосылок для организации в рамках отрасли новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Также следует  отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно-торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов).

Необходимость создания «биржи» вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой - отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона.

Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава.

В 2009 году в электроэнергетике завершен этап институциональных преобразований. Созданные в результате реформирования электроэнергетической отрасли компании функционируют в рамках переходной модели розничного и оптового рынка электрической энергии (мощности). Завершение формирования целевой структуры отрасли электроэнергетики связано с совершенствованием нормативной базы.

Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30 % от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистем.

Основные  вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены на рисунке 13:







 


 


 

 

Рисунок 10 - Необходимые меры в электроэнергетике  на среднесрочную перспективу

В 2011 году планируется продолжить разработку и принятие нормативных правовых актов, гарантирующих недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к объектам транспортной инфраструктуры и электрическим сетям. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей.

В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание будет направлено на решение следующих вопросов:

а) целесообразность и эффективность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок;

б) целесообразность введения «услуг локомотивной тяги» и выделения локомотивной составляющей в тарифах на грузовые перевозки;

в) выбор  оптимальной модели конкуренции  грузовых перевозчиков (конкуренция  на маршруте/конкуренция за маршрут);

г) формирование эффективно функционирующей модели рынка оперирования грузовыми вагонами при создании ОАО «Вторая грузовая компания», предусматривающей дальнейшую демонополизацию данного вида деятельности, а также учитывающую необходимость выполнения социально значимых видов перевозок в условиях отсутствия инвентарного парка;

д) определение направлений и первоочередных задач реформирования тарифной системы;

е) формирование системы государственной поддержки  развития и модернизации инфраструктуры на основе принципа государственного заказа при параллельном введении параметров качества инфраструктуры и принятие решений по малодеятельным линиям.

В 2011 году планируется осуществить комплекс работ по переходу к модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.

Основными задачами на 2011 год является стимулирование использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сфере деятельности субъектов естественных монополий

С целью реализации норм указанной статьи в 2011 году в Минэкономразвития России будет осуществляться разработка правил установления требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (далее - план) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Для повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий планом также предусмотрены разработка стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, а также разработка предложений по созданию единого информационного ресурса (портала), связанного с размещением и использованием информации, предусмотренной к опубликованию в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.

В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.

Основные  задачи на 2011 год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:

а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:

1) уточнения  понятия субъекта естественной  монополии;

2) определения  статуса реестра субъектов естественных  монополий;

3) разграничения  полномочий органов регулирования  естественных монополий;

б) Разработка механизма компенсации выпадающих доходов энергосбытовых организаций, связанных с реализацией электрической энергии социально значимым категориям потребителей, включая применение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;

в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;

д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:

1) обеспечения  возможности регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и других методов регулирования при установлении тарифов на долгосрочный период;

2) установления  особенностей регулирования тарифов  при заключении концессионных соглашений;

е) Регламентация  процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.

 

3. Государственное регулирование  антимонопольной деятельности.

 

3.1 Основные направления антимонопольной  политики государства

Общественные  издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции  путем ограничения монопольной  власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

-прямое регулирование  цен;

-налогообложение;

-регулирование  естественных монополий.

Рассмотрим  эти направления более подробно.

Прямое регулирование  цен

Установление  государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста  приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 1. Установление максимально допустимых цен

 

На рис. 1 D и MR — кривые спроса и предельного  дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение  цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной  кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой  прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем  выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем  производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем  Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение  монополиста (рис. 2).

 

Рис. 2. Сдвиг  точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

 

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это  не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство  хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы  еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально  допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма  государственного антимонопольного регулирования  — налогообложение. Не вдаваясь в  детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние  на поведение фирмы-монополиста  двух типов налогов:

потоварного, ставка, которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

Информация о работе Монополии: понятие, виды, регулирование