Монополии: понятие, виды, регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Монополии: понятие, виды……………………………………………….……...4
1.1 Понятие монополии………………………………………………………..…….4
1.2 Формы и виды монополий…………………………………………………........8
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС………………………….……………………..14
2.2 Основные направления реформирования деятельности естественных монополий…………………………………………………………………………..18
3. Государственное регулирование антимонопольной деятельности…………..2
3.1 Основные направления антимонопольной политики государства………….25
3.2 Особенности законодательного регулирования антимонопольной деятельности в РФ………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Монополия.docx

— 119.96 Кб (Скачать)

Одна из сложных  форм монополистических объединений  – концерн. Как правило, в его состав входят предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Такое объединение предпринимается для того, чтобы уменьшить межотраслевую конкуренцию путем единого, централизованного руководства производством, снабжением, реализацией товаров, планированием своих действий по внедрению новой техники и перспективной стратегии общих действий в будущем. Важной особенностью деятельности концерна является, с одной стороны, жесткий внутрифинансовый контроль, а с другой – хозяйственная самостоятельность фирм, отделений, филиалов и децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Его цель состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн – наиболее развитая форма объединения предприятий, основанная на общих интересах и осуществляемая посредством системы участий, финансовых связей, личных уний.

Консорциум – временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум формируется на базе соглашения участников, в котором предусматривают долю каждого из них в затратах, а также формы участия организации проекта, иные условия современной деятельности. Российская практика последних лет показывает, что каждый член консорциума несет имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия. Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум один из его членов, функции которого оговариваются в соглашении.

Конгломератом называется слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Для такой формы организации монополии характерен высокий уровень децентрализации управления, в рамках которого производственные подразделения обладают достаточно широкой автономией. Конгломерат – одна из современных форм монополистических объединений, возникших в США в начале 1960-х гг.

На рынке  действуют в основном предпринимательские, государственные и естественные монополии. Предпринимательские монополии являются наиболее распространенными. Они возникают вследствие успешной конкуренции. К этому ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Но, как правило, такой монополизм имеет временный характер. Рано или поздно приходится уступать место еще более удачливым конкурентам.

Государственная монополия выражается, с одной стороны, в предоставлении отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, например, производство спиртоводочных изделий, экспорт золота, пушнины. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия.

Современная Россия сохраняет присутствие государства  в стратегически важных для страны производствах. Доля государства в  пакетах акций различных предприятий  колеблется по отраслям, основным секторам экономики. Большинство компаний с  участием государства относится  к промышленности, транспорту, связи  и НИОКР.

К естественным монополиям относят отрасли и предприятия, по отношению к которым развитие конкуренции невозможно, неэффективно и нецелесообразно. Они возникают в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Также естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор – монополист по закону.

И.В. Липсиц выделяет два типа естественных монополий:

  • природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Закон защищает права собственника, даже если он в итоге оказался монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста)
  • технико-экономические монополии. Их возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Крупными  монополиями естественного типа в Российской Федерации являются компании «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС. Занимая всего 4% рабочих и  служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6 % инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО ЕЭС и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов – вдвое  больше, чем они [7].

Существование естественных монополий объясняется  особым эффектом, связанным с масштабом  производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия  происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование  ресурсов. Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая  природа все равно вынуждает  регулировать их деятельность.

 

 

2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

Естественная монополия  означает такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров. В силу своего огромного значения для экономики в целом в России привлекают внимание три главные естественные монополии, которые продемонстрированы на рисунке 9:



 


 

Рисунок 9 - Главные естественные монополии России

На деле они  не вполне естественные монополии, поскольку  рождены из советских ведомств, а  МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество  бизнесов (предприятий), которые могли  бы нормально действовать на рынке  в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные таблицы.

Начавшийся в 1992 г. переход  России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули  на первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены. К таким отраслям в первую очередь  относятся электроэнергетика, газовая  промышленность и железнодорожный  транспорт.

Отсутствие законодательной  и нормативной базы, опыта и  традиций экономического регулирования  в России, большие размеры и  слабая «прозрачность» отраслевых хозяйственных  структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей  системы государственного регулирования.

В итоге результаты пятилетних усилий по реформированию электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта, полученные к началу 1997 г., были достаточно скромными с точки  зрения полной адаптации отраслей и  отдельных предприятий к работе в условиях рыночной экономики, развития конкуренции и установления эффективного государственного контроля в естественно-монопольных  сферах деятельности.

Более того, за эти годы произошло  заметное снижение экономической эффективности  функционирования этих отраслей, ухудшились технологические и экономические  показатели работы при относительном  росте тарифов и цен на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки  по сравнению с общим уровнем  цен в экономике. Из-за недостатка или низкой эффективности использования  инвестиций резко сократились приросты производственных мощностей. [8,153]

В значительной мере медленное  продвижение реформ в отраслях естественных монополий было связано с неблагоприятной  политической и экономической обстановкой  в стране, отсутствием в обществе организованных экономических интересов, поддерживающих изменения, отсутствие опыта работы в условиях рыночных отношений и др.

Для сохранения государственного контроля над отраслью государство  закрепило за собой контрольный  пакет обыкновенных акций РАО (51%) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был  продлен еще на 3 года). В число  представителей государства в совете директоров РАО «ЕЭС России» входил Президент РАО «ЕЭС России», а  почти все представители субъектов  РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами  АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО «ЕЭС России», практически полностью потеряло возможности осуществлять внутренний акционерный контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества. Реструктуризация газовой промышленности России, в отличие от электроэнергетики, не привела к серьезным структурным преобразованиям. В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». РАО «Газпром» поддерживало и способствовало развитию многих отечественных промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставку материально-технических ресурсов, а также вкладывал огромные средства на создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями «Газпром» ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересы общества конкретного региона в целом. РАО «Газпром» заключило соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн «Газпром» преобразован в РАО «Газпром».

На долю ОАО «Газпрома» приходится около 25% поступлений в  федеральный бюджет. «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов в  России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка. Он включает в себя 8 газодобывающих объединений  и 13 региональных газотранспортных предприятий. «Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Глубинные причины критической  ситуации железнодорожного транспорта, сложившейся в отрасли к 1997 г., изначально были объективно заложены внутри самой системы железнодорожного транспорта. В первую очередь это  относится к системе управления и финансово-экономическим принципам  организации производственно-хозяйственной  деятельности. Государственное управление железнодорожным транспортом осуществляет МПС России, причем управление перевозочным процессом относится к исключительной компетенции министерства.

В то время как большинство  предприятий страны находились в  жестких тисках конкуренции и  состоянии экономического кризиса, внутриотраслевая конкуренция в  системе МПС почти отсутствовала, а межвидовая конкуренция со стороны  других видов транспорта была развита  крайне слабо. Механизм автоматической индексации тарифов и отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железных дорог привели не только к завышению тарифов, но и стали  основной причиной финансового благополучия отрасли. Рентабельность грузовых перевозок  возросла с 26% в 1992 г. до 52% в 1995 г., общая  рентабельность с учетом убыточности  пассажирских перевозок - с 2,7 до 19,4% соответственно.

В 1994 г. право ценового регулирования  железных дорог было официально закреплено за министерством экономики. Механизм принятия решения предусматривал согласование вопроса с министерством финансов и МПС. Но регулирование тарифов, по сути, осуществляли 4-5 сотрудников  департамента цен Минэкономики.

В 1995 г. был принят федеральный  закон «О естественных монополиях». Функция государственного контроля над ценами и инвестициями в сфере  электроэнергетики, газовой промышленности, на транспорте и в области связи, была возложена на специальные регулирующие органы, независимые от субъектов  естественных монополий. Президент  и правительство дважды принимали  решение о создании федеральной  службы по регулированию естественных монополий на транспорте (в 1995 и 1996 гг.), однако поставленная цель была достигнута лишь в 1997 г.[9,3-5]

Информация о работе Монополии: понятие, виды, регулирование