Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и инструмен-тов монетарной политики, а также анализирование монетарной политики, проводимой сейчас в России.
Задачи курсовой работы:
- определить содержание и цели монетарной политики;
- определить основные инструменты монетарной политики;
-определить влияние монетарной политики на динамику национально-го производства;
- дать характеристику монетарной политики в России.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Сущность монетарной политики………………………………........... 6
1.1. Содержание и цели монетарной политики...…………. …………...... 6
1.2. Регулирование денежной массы………………………...…………… 9
1.3. Основные инструменты монетарной политики………………….. 11
Глава II. Монетарная политика в современной России....…………............... 15
2.1. . Рыночная экономика России в период финансового кризиса…….... 15
2.2. Роль центрального банка России в монетарной политике...…………. 20
Заключение ……………………………………………………..…………….. 45
Список литературы………................................................................................. 47
Антикризисные
меры правительства РФ вызвали бурную
дискуссию в печати. Появилась потребность
в том, что необходима реформа методов
госрегулирования экономики в России.
Эта реформа должна обеспечивать не только
подавление роста цен "любой ценой",
но и устойчивое и быстрое повышение экономической
активности и доходов граждан, что невозможно
без создания инновационно активной экономики,
конкурентоспособной в условиях глобализации.
Для этого нужно пересмотреть приоритеты
целей и обновить спектр инструментов
макроэкономической политики, в первую
очередь монетарной. Она должна обеспечивать
финансирование инвестиций в развитие
высокотехнологичных предприятий, конкурентоспособных
не только на внутреннем, но и на внешнем
рынке. Тогда и станет возможным переход
на инновационный путь развития, предусмотренный
Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития России до 2020 г., одобренной в
основном на заседании правительства
РФ 1 октября 2008 г.
В настоящее время в российской
экономической политике обозначились
два направления, определяющие социально-экономическое
развитие в ближайшие годы. Инновационное
направление действует в направлении
модернизации российской экономики с
использованием высоких технологий и
инноваций. Реализация инновационного
сценария социально-экономического развития
России до 2020 г. предполагает осуществление
ряда мер, стимулирующих экономическое
развитие и НТП (см. табл. 1). Второе направление
направлено на усиление борьбы с инфляцией
"любой ценой". Оно является ответом
на угрозу ее неконтролируемого ускорения
в условиях высоких цен на энергоносители,
повышения цен на продовольственные товары,
приближения внутренних цен на газ к экспортным
и опережающего роста доходов населения
по сравнению с производительностью труда.
Два направления экономической политики России
Инновационное направление | Антиинфляционное направление |
* Постановка
задачи перехода российской экономики
на инновационный путь развития * Увеличение реальных расходов на науку и создание государственной корпорации "Российские нанотехнологии" * Существенное укрепление капитальной базы государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" * Создание объединенных госкорпораций в высокотехнологичном секторе * Увеличение госинвестиций в развитие "человеческого капитала" * Создание Фонда национального благосостояния * Инициирование предоставления налоговых льгот предприятиям и снижения ставки НДС |
* Декларирование
ЦБ перехода к
таргетированию инфляции как основной цели денежно-кредитной политики * Декларирование ЦБ перехода к свободному "плаванию" валютного курса * Доминирующее
желание повышать ставку * Разграничение "нефтегазового" и "ненефтегазового"
бюджетов на счетах в ЦБ * Отказ от активной борьбы с утечкой капитала * Заявления
о невозможности снизить |
Эти направления
противоречат друг другу, так как предполагают
осуществление взаимоисключающих мер
экономической политики в целом и монетарной
- в частности. Основное расхождение наблюдается
между двумя способами использования
нефтегазовых доходов бюджета.
Все последние годы основная
часть нефтегазовых доходов бюджета "замораживалась"
на счетах в ЦБ с целью стерилизации "нефтедолларовой"
денежной эмиссии. Такую монетарную политику
назовем "стерилизационной". Ее результат
- недофинансирование инвестиций в развитие
инфраструктуры, высоких технологий, отраслей
обрабатывающей промышленности. Поэтому
основная проблема монетарной политики
России - поиск способов увеличить на порядок
бюджетное и банковское финансирование
инвестиций в социально-экономическое
и научно-техническое развитие без резкого
усиления инфляции. Для перехода к такой
политике, стимулирующей развитие, необходимо
решить ряд проблем теоретического и практического
характера, и в первую очередь выбора целей,
инструментов и правил монетарной политики
в российских условиях. Их можно подразделить
на внешние и внутренние. Важнейшим внешним
условием является динамика мировых цен
на экспортируемые Россией энергоносители.
Монетарная политика, проводившаяся
в России в период высоких цен на нефть,
подвергалась жесткой критике. Эту критику
и предложения ученых, практиков и политиков
ЦБ и Минфин, как правило, игнорировали.
Их руководители выступают в прессе и
научной периодике с аргументами в защиту
проводимой ими "стерилизационной"
политики, считая ее в целом верной. При
этом оценки результатов монетарной политики
Банком России и Минфином и их оппонентами
диаметрально различаются (см. табл. 2).
Оценки монетарной политики (МП)
в зависимости от
приоритетности ее целей и существенности ограничений
Декларация
ЦБ и Минфином
успехов МП |
Критика оппонентами ЦБ и Минфина просчетов МП |
* Чистый
ввоз частного капитала
* Большой приток иностранных инвестиций * Повышение международных кредитных рейтингов России и ее предприятий * Создание "подушки безопасности" в виде золотовалютных резервов (ЗВР) * Устойчивость к мировому финансовому кризису * Отсутствие банкротств российских банков * Большие остатки средств на корсчетах банков в ЦБ * Положительное текущее сальдо платежного баланса * Рост обрабатывающих производств * Низкая
реальная ставка |
* Огромная утечка
капитала
(44 млрд. долл. в 2007 г.) * Преобладание иностранных кредитов над прямыми иностранными инвестициями * Образование внешней "долговой ловушки", как перед "азиатским кризисом" * Деинвестирование основного капитала * Обвалы фондового рынка в 2008 г. * Отсутствие "длинных" пассивов у банков * Большая величина "неработающих" активов банков * Убытки и упущенная выгода от "замораживания" огромных бюджетных средств и вывоза их за рубеж в виде ЗВР * Прогнозируемое ЦБ возникновение в 2010 г. отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса (ПБ) * Опережающий рост импорта * Завышенность ставки рефинансирования, неразвитость системы рефинансирования |
Оценка
успешности монетарной политики зависит
от выбора критериев. Главным из них выступает
соответствие монетарной политики целям,
задаваемым государством и обществом.
При этом Минфин и ЦБ считают основной
(главной) целью ДКП, следовательно, и критерием
ее успешности достижение низкой инфляции.
С правовой точки зрения их позиция противоречит
Закону о ЦБ (см. табл. 3). Основную его функцию,
равно как и первую основную цель, нельзя
сводить к подавлению инфляции.
Цели монетарных властей
Минфин и ЦБ | Законодательство |
* Последовательное
снижение темпов инфляции до 3% (главная,
или основная, цель)
* Сглаживание колебаний валютного курса вокруг тренда |
* Конституция
РФ: защита и обеспечение * Согласно Закону "О Банке России", целями его деятельности являются: - защита
и обеспечение устойчивости - развитие
и укрепление банковской - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы |
Тем не
менее в "Основных направлениях единой
государственной денежно-
Такая "революция" в
ДКП ставит под сомнение возможность перехода
российской экономики на инновационный
путь развития, поскольку чрезмерное укрепление
рубля в случае превышения цен на нефть
уровня 70 долл./барр. приведет к резкому
снижению ценовой конкурентоспособности
российской обрабатывающей промышленности
и даже к ее новому коллапсу. Сегодня уже
всем понятно, что возможности "стерилизационной"
монетарной политики (при которой таргетируются
и темпы инфляции, и валютный курс) почти
исчерпаны. Однако из этого не следует
"неизбежность, неминуемость" сужения
множества целей ДКП до единственной (борьбы
с инфляцией). Наоборот, можно и необходимо
перейти к монетарной политике, реализующей
все цели ЦБ, определенные законодательством,
стимулирующей научно-технический прогресс,
развитие экономики и повышение благосостояния
российских граждан.
С точки зрения экономической
теории основанием для гиперболизации
цели подавления инфляции служит догма
о невозможности быстрого экономического
развития при инфляции даже в 5 - 10%. Она
считается главным экономическим злом,
а стимулирование экономического роста
не признается непосредственной целью
ЦБ. Ущерб от инфляции оценивается как
неприемлемо большой, а потери национального
дохода от замедления экономического
роста рассматриваются как необходимая
плата за ее подавление.
Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: максимальной реализации конституционных прав граждан в сфере экономики, обеспечения нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан (среднего и по группам),
______________________________
7См.: “Основные
направления единой государственной денежно-кредитной
политики: на 2008 и на 2009 - 2011 гг.”- С. 3.
обороноспособности
страны и макроэкономической стабильности.
Даже цели поддержания высоких и устойчивых
темпов экономического роста и НТП (в том
числе инвестиционной и инновационной
деятельности), а также достижения международной
конкурентоспособности экономики являются
самостоятельными только при ограниченном
периоде планирования в связи с долгосрочным
характером вышеперечисленных процессов.
Подмена основного критерия
успешности социально-экономического
развития инструментальной целью (снижение
темпов инфляции) практически исключает
проведение экономической политики в
соответствии с нормами Конституции и
законов России. Поэтому перед правительством
и ЦБ не стоит выбор: "борьба с инфляцией
или экономическое развитие". Они должны
выбирать комплекс мер, в наибольшей мере
способствующих достижению фундаментальных
целей социально-экономического развития
(с учетом ущерба, наносимого инфляцией,
высокими процентными ставками, утечкой
капитала и неразвитостью денежно-кредитной
системы). При этом эффект снижения инфляции
может не компенсировать ущерба от замедления
экономического роста. То есть усилия
по снижению темпов инфляции, например,
с 10 до 5% могут дорого обойтись обществу,
но не дать положительного эффекта даже
в будущем. В развитых странах борьба с
инфляцией не считается единственной
целью монетарной политики. В то время
как Банк России заявляет о переходе к
таргетированию инфляции как основной
цели, глава ФРС Б. Бернанке заверяет: “Федеральная
резервная система США сделает все необходимое
для поддержания роста американской экономики
и предоставит адекватную страховку против
рисков снижения роста”.8
В западных учебниках по макроэкономике
и денежно-кредитной политике так или
иначе к целям монетарной политики причисляется
поддержание экономического роста и полной
занятости.
______________________________
8См.: http://news.mail.ru/politics/
Ограничения
монетарной политики
в условиях глобализации
Традиционные рецепты монетарной политики
разрабатывались в эпоху относительной
обособленности национальных экономик,
которыми правительства могли довольно
жестко управлять. Сейчас правительства
таких стран, как Россия, оказывают на
экономику меньшее влияние, чем мировой
финансовый рынок. В октябре 2008 г. это вновь
доказало обрушение фондового рынка России
при огромных международных резервах,
профиците бюджета и высоких темпах роста
ВВП. Государство уже не может "дирижировать"
трансграничным движением капитала. Нет
и мирового правительства для его регулирования.
А роль потоков капитала в развитии национальных
экономик может быть гораздо большей,
чем внешней торговли. Следовательно,
использование методов антикризисной
и антиинфляционной политики в зависимости
от фазы делового цикла уже малоэффективно.
Тем более это бессмысленно в России, где
такого цикла нет.
Распределение видов мощностей по выпуску
продукции (ПМ)
по уровню использования
Рис.
1
Некоторые экономисты считают, что нужно
переходить к рестриктивной политике,
поскольку Россия находится в фазе подъема
делового цикла [См.: "Мы
находимся в повышательной
фазе экономического
цикла" (May В. Экономическая
политика 2007 года: успехи
и риски // Вопросы экономики. 2008. N 2.
С. 8).]. Но как она может возникнуть, если
такой цикл в России еще отсутствует? В
России наблюдается совпадение трех явлений:
(1) постдевальвационного роста, постепенно
затухающего по мере укрепления реального
курса рубля и нарастания мирового финансового
кризиса; (2) восстановительного роста
после трансформационного кризиса 1990-х
годов; (3) повышательной стадии "голландской
болезни" [Заметим,
что недавнее повышение
цен на нефть до 140 долл./барр.
было вызвано спекулятивными
причинами. Этот пузырь
сдулся вполне предсказуемо.
При ценах на нефть в
диапазоне 70 - 90 долл./барр.,
которые стремятся поддерживать
страны ОПЕК, "голландская
болезнь" будет продолжаться,
хотя ее действие временно
ослабнет по причине
оттока капитала. Что
касается угрозы обвала
цен на нефть до 50 и менее
долл./барр., то она малореальна,
так как большой сегмент
мировой нефтедобычи
не рентабелен при ценах
ниже 70 долл./барр., а
страны ОПЕК добывают
нефть на пределе мощностей,
которые, по прогнозам,
должны еще сократиться.
Как, впрочем, и в России,
особенно в случае значительного
падения цен на нефть.
Ведь разработка новых
месторождений в Восточной
Сибири и на шельфе Северного
Ледовитого океана -
дело весьма дорогостоящее]. На рисунке
1 видно, что до сих пор еще имеются огромные
резервные мощности по производству инвестиционной
и потребительской продукции. Промышленное
развитие сдерживается полной загрузкой
мощностей в базовых отраслях, объясняющейся
экспортом их продукции.
Что касается "голландской болезни",
то ее механизм при росте цен на экспортируемое
сырье хорошо исследован [См., в частности:
Фетисов Г. Г. "Голландская болезнь"
в России: макроэкономические и структурные
аспекты // Вопросы экономики. 2006. N 12; Фетисов
Г. Г. Динамика цен и антиинфляционная
политика в условиях "голландской болезни"
// Вопросы экономики. 2008. N 3]. В России
рост производства для внутреннего рынка
объясняется протекционистскими и транспортными
барьерами. Экспорт вооружений идет в
страны, которые не могут их приобрести
в США и ЕС. Выпуск и экспорт энергоемкой
продукции осуществляется благодаря заниженности
внутренних цен на газ, нефть и электроэнергию.
Если они подтянутся к экспортным, будет
новый сильный приступ "голландской
болезни", так как многие отрасли окажутся
в торгуемом секторе, как это произошло
в результате либерализации внешней торговли
в начале 1990-х годов.
Добавим, что приток "нефтедолларов"
порождает рост благосостояния, государственных
расходов и инвестиций в повышательной
стадии "голландской болезни", но
обвал цен на нефть переведет в будущем
"голландскую болезнь" в реверсивную
стадию с падением доходов и развертыванием
кризиса. При этом структурные шоки и деформации,
безработица и структурная инфляция присущи
обеим стадиям "голландской болезни".
В Россию поступает огромный поток "нефтедолларов"
(см. правую часть рисунка 2). Одновременно
нарастают неторговые платежи и происходит
огромный вывоз капитала Центробанком
(см. левую часть рисунка 2), предотвращающие
обвал производства торгуемой продукции.
В этом и заключается главный аргумент
в пользу "стерилизационной" политики.
Показатели платежного
баланса РФ (млрд
долл.)
Информация о работе Монетарная политика в современной России