Монетарная политика в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, целей и инструмен-тов монетарной политики, а также анализирование монетарной политики, проводимой сейчас в России.
Задачи курсовой работы:
- определить содержание и цели монетарной политики;
- определить основные инструменты монетарной политики;
-определить влияние монетарной политики на динамику национально-го производства;
- дать характеристику монетарной политики в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Сущность монетарной политики………………………………........... 6
1.1. Содержание и цели монетарной политики...…………. …………...... 6
1.2. Регулирование денежной массы………………………...…………… 9
1.3. Основные инструменты монетарной политики………………….. 11
Глава II. Монетарная политика в современной России....…………............... 15
2.1. . Рыночная экономика России в период финансового кризиса…….... 15
2.2. Роль центрального банка России в монетарной политике...…………. 20
Заключение ……………………………………………………..…………….. 45
Список литературы………................................................................................. 47

Файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 466.00 Кб (Скачать)
lign="justify">   В современных национальных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнот центрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются в обращение банковским сектором. Все виды денег выступают как долговые обязательства по отношению к банкам.

   Таким образом, небанковский сектор может  располагать деньгами в виде металлических  денег, банкнот и бессрочных вкладов  как в центральном, так и в коммерческих банках. Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно для проведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег называется денежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например кассовая наличность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как они не используются непосредственно для операций обмена.

   Итак, денежная масса - это сумма находящихся  в обращении наличных денег в  небанковском секторе и бессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках3.

   Денежная  масса меняется в процессе непрерывной  денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точки зрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотами центрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет только о сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральный банк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором (предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашние хозяйства) - с другой.

   Денежная  масса изменяется только в том  случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа в результате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег из обращения.

   Центральный банк сам не выступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвенным образом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величина денежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения. Спрос на деньги со стороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политики процентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков - с помощью мероприятий по обеспечению ликвидности.

   Политика  регулирования процентных ставок. Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты. Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать сумму капиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.

   Политика  обеспечения ликвидности. Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от их ликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком. Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которую центральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказывает влияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег в банковской системе.

   Величина  денежной массы, находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние на уровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следует контролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.

   Для выполнения этой задачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К ним относятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политика минимальных резервов.

    1. Основные инструменты монетарной политики
 

    Почти во всех странах Запада главную ответственность  за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:

    - регулирование количества денег в обращении;

    - регулирование банковских резервов;

    -регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

    - регулирование ставки процента и т.д.

   Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния  экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

    К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как учетная (дисконтная) политика, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

     Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций4.

   Большое значение в денежно-кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:

    - уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;

    - срока ссуды. Как правило, долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;

    - спроса на деньги и предложения денег;

    - темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;

    - фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации5.

   В настоящее время за рубежом учетная  ставка колеблется в достаточно широких  пределах - от 2 до 15 %, отражая как  общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

   В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центрального банка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.

   Операции  на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки Центробанк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже Центробанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются как метод ее регулирования.

   В России под операциями на открытом рынке понимается купля - продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые с некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

   Установление  норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется. Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В этой стране федеральная резервная система устанавливает соотношение между вкладами и резервами коммерческих банков. Размер банковских резервов определяется законом и произвольно банк их не может увеличить. Избыточные резервы можно пустить в обращение через дополнительные ссуды, через чеки только с разрешения центрального банка, так как это, в конечном счете, приведет к приросту наличных денег в обращении.

   Денежная  масса в обращении всегда в  целом зависит от размеров ссуд и  кредитов, выдаваемых банками. Поэтому центральный банк в США постоянно регулирует их объем, поступающий на денежный рынок. Выданные кредиты не могут превышать более чем в 7,5 раз, а депозиты - в 11 раз капитал банка6.

   К селективным же методам причисляют следующие: контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через оценку выданных кредитов с суммой собственных резервов. Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции — 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств.

   Таким образом, современные государства  обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.  

      Глава II. Монетарная политика в современной России

2.1. Рыночная экономика России в период финансового кризиса

 

   Попытки быстрого перехода к либеральной  рыночной экономике ввергла Россию в невиданный финансовый кризис. По мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 г. кризисные явления усиливались и в нашей стране. За период с 14 января по 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 71,7% - до 668 пунктов. Последний раз такое значение наблюдалось 1 июня 2005 года. Надежда на то, что Россия станет "островом стабильности" оказалась призрачной. Правительству пришлось принимать экстренные меры по стабилизации финансового сектора. Эти меры производят двойственное впечатление.  
      С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм. От помощи банковскому сектору путем размещения бюджетных средств на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке небанковских предприятий - предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций. Причем цель выкупа - не деприватизация или национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономического положения России. Это кардинальное изменение макроэкономической политики. До сих пор она проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования - в основном монетарного (денежно-кредитного и валютного) и бюджетного. Для достижения макроэкономических целей почти не использовалось изменение конкретных налогов и статей бюджетных расходов. Значение имели только основные характеристики бюджета, включая трансферты в суверенные фонды и "замораживание" бюджетных средств на счетах Центрального Банка (ЦБ) с целью стерилизации "долларовой" эмиссии. С другой стороны, Центральный Банк явно запаздывал с принятием мер, адекватных новым, все более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся, несмотря на ускорение роста цен, ставок рефинансирования в развитых странах спорной выглядит позиция ЦБ России, который с 19 июня 2007 г. сохранял ставку рефинансирования в 10%, а с 4 февраля по 14 июля 2008 г. четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Началась первая волна падения российского фондового рынка. И лишь коллапс российских фондового и межбанковского рынков в сентябре-октябре 2008 года вынудил ЦБ снизить эти нормативы до 1,5 - 4,5% 18 сентября и 0,5% - с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе - октябре и вызванная этим "долларовая" деэмиссия. Не обращая внимания на значительное снижение ставок рефинансирования ФРС, Банк России продолжает предоставлять кредиты по ставке рефинансирования, в несколько раз более высокой.  
     Вызывает недоумение и концентрация потоков средств, вливаемых в финансовый сектор, в небольшой части банков. Это все равно не обеспечивает оживления межбанковского рынка. Непонятна эффективность размещения бюджетных средств на депозитах в избранных банках, которые, в свою очередь, должны кредитовать малые и средние банки. Фактически создается трехуровневая банковская система. Она очевидно неэффективна по сравнению с двухуровневой, в которой ЦБ - не просто контора в Москве. Он имеет разветвленную систему территориальных подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии банков, и развитую платежную систему. Гораздо проще и надежнее было бы увеличить в аналогичных масштабах рефинансирование Банком России коммерческих банков.  
     Еще одна проблема - использование при выдаче кредитов рейтингов трех западных рейтинговых агентств. Присвоение ими рейтинга предприятию - услуга дорогая. К тому же они занижают рейтинг России, а значит, и российских предприятий. Например, агентство Standard & Poor's 23 октября 2008 г. совершенно необоснованно изменило прогноз рейтинга России со стабильного на "негативный". Особенно очевидна их тенденциозность в условиях глубокого кризиса финансовой системы в США и наличия у РФ огромных международных резервов. Экспертов S&P озаботило, что российские власти начали тратить слишком большие средства из Резервного фонда для преодоления кризиса (для чего он и предназначен). Ведь это приводит к снижению валютных резервов (то есть кредитов российского государства правительствам европейских стран и США). Вывод: Банк России должен использовать рейтинги, устанавливаемые российскими агентствами, а также результаты мониторинга банков и небанковских предприятий, проводимого им самим. Аналогично должна быть перестроена вся система оценки рисков и выполнения банками экономических нормативов. При этом ценные бумаги, выпущенные правительством РФ, а также кредиты и ценные бумаги, им гарантированные, должны иметь максимальный рейтинг, как и бумаги ЦБ. А рейтинг ценных бумаг, выпущенных в США, тогда будет невысоким.  
     Последний, но не менее важный вопрос - о процентных ставках. Разумеется, помощь должна оказываться (за исключениями, о которых принимает решение правительство) на рыночных условиях. Но если ЦБ предоставляет кредиты Внешэкономбанку в иностранной валюте под 8% годовых, а тот выдает ссуды предприятиям с маржой не более 4 п. п., то ставки в 12% уже значительно превышают (после всеобщего понижения ставок рефинансирования) рыночные ставки на мировых рынках. Да и ставки по ломбардным кредитам ЦБ в 7 - 8% в условиях финансового кризиса явно завышены. Получается, что государство помогает банковской системе и реальному сектору как-то в обход ЦБ с его рестриктивной монетарной политикой, ведь под монетарной политикой понимается не только денежно-кредитная и валютная политика (ДКП), проводимая ЦБ, но и политика правительства в части: финансирования дефицита госбюджета за счет займов; использования профицита бюджета для стерилизации денежного предложения; эмиссии и погашения государственных ценных бумаг; предоставления бюджетных кредитов и кредитов институтов развития предприятиям; субсидирования бюджетом процентных ставок; помощи банкам, лишь несколько смягчившейся в октябре.

Информация о работе Монетарная политика в современной России