Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны, но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип мышления - и сводится основная задача процесса обучения.

Оглавление

Содержание стр. Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теория предпринимательства. Сущность
предпринимательства...........................................................................................5
§1. История развития теории предпринимательства и сущность
предпринимательства........................................................................................5
§2. Виды предпринимательства..............................................................................7
§3.Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного
выбора.................................................................................................................9
Глава 2. Особенности предпринимательства в России.................................11
§1.История развития предпринимательства в России.........................................11
§2.Современное состояние малого предпринимательства в РФ.......................12
§3.Малое предпринимательство России и зарубежных стран...........................14
§4.Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ.......................18
Заключение...........................................................................................................23
Список изученной литературы..............................................................................26 Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая ЭТ.docx

— 97.19 Кб (Скачать)

9. Особенности российского предпринимательства.

Одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных  предпринимателей (как сохранивших  свои позиции прежних директоров приватизированных государственных  предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для  контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.  
В переходной экономике значение и роль государственного предпринимательства неизмеримо выше, чем в рыночной. Существуют, по меньшей мере, три фактора предопределяющих значительное участие государства в предпринимательской деятельности. Во-первых, это общая слабость частного сектора, который неспособен, охватить весь воспроизводственный процесс. Во-вторых, нежелание частного капитала идти в производственную сферу, как из-за недостаточных размеров собственных средств, так и в силу характерной для нее долгосрочности отдачи от вложений. В-третьих, наличие нерентабельных предприятии, требующих финансовой санации и технической модернизации.

 

Причины слабого развития предпринимательства начинаются с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

О нестабильность предпринимательства  свидетельствуют следующие данные:

1)     несостоятельность региональной законодательной базы - 19,6%;

2)     несостоятельность федеральной законодательной базы - 18,7%;

3)     недостаток  финансово-кредитных ресурсов - 15,9%;

4)     политические  события - 11,2%;

5)     неоптимальное распределение ресурсов - 11,2%;

6)     ошибки самих предпринимательских решений и действий - 8,4%;

7)     экономические колебания - 7,5%;

8)     недостаток или отсутствие необходимой информации - 6,5%;

9)     экологическая ситуация - 1%.

Большинство предпринимателей подтверждают существование  в российском предпринимательстве  рэкета, взяточничество и необязательность партнеров. Так, отказывают в существовании  чиновничьему вымогательству только 14% предпринимателей, рэкету - 22% , необязательности партнеров - 9%. Любопытно, что, несмотря на шумную славу, рэкет менее распространен, чем необязательность партнеров   и вымогательства чиновников.   Так, нарушение обязательств  классифицировали   как частое явление 47% предпринимателей, взяточничество- 39% , а рэкет - 15%. 

Действия структур, функционально  призванных решать проблемы общества, делятся на легальные и нелегальные. Эти изменения дают основания для вывода: криминальный мир все меньше лимитирует состав претендентов на «деловые игры», но все более жестко строит свои взаимоотношения с теми, кто состоялся в качестве «игрока». В этом смысле роль криминальных структур   в создании «барьеров входа» стала значительной, чем 2-3 года назад, но преодолевшие эти барьеры оказываются в пространстве уже сложившихся канонов взаимодействия с криминалом, которые становятся все более сложными и многовариантными.

10.  Проблемы предпринимательства и пути их решения

     В настоящее время перед предпринимательством  в России стоит целый ряд  проблем: недостаточная ресурсная  база, несовершенство законодательной  базы, отсутствие системы глубокого  анализа деятельности предприятий,  но, зная причины возникновения,  все их можно решить.

1. Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая: 
причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте;

пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.

2. Несовершенство законодательной базы:

причина     нет      единой      законодательной      основы;      отсутствие

законопослушания;

пути  решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его

выполнением.

  1. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
  2. Слабое материально-техническое обеспечение:

причина — ограничен доступ к  высоким технологиям, отсутствуют  машины

и оборудование;

пути решения — распространение  передового опыта.

5.Кадры:

причина низкий      культурно-технический      уровень      участников

предпринимательства;

пути решения  — их обучение и социальная дифференциация.

6. Отсутствие    возможности    производить    продукцию    с    длительным 
производственным циклом, включая наукоемкую:

причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;

пути решения  — развитие форм сотрудничества в  деловом мире.

7. Слабая государственная поддержка:

причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;

пути   решения   -   разработка   муниципальных   программ   по   развитию

предпринимательства.

11. Поддержка малого предпринимательства. Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Определяющее значение в структуре и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России). Итак, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и реализация государственной политики и области развития и поддержки малого предпринимательства, разработка предложении по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов малого предпринимательства. 
12. Динамика развития предпринимательства по России в целом. Согласно данным доклада "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2006 г." Томская область относится к группе регионов-лидеров по динамике основных показателей развития малого предпринимательства. Так, зафиксирована положительная динамика по приросту числа малых предприятий на 100 тыс. населения (более 220 МП - 1-е место в России), росту среднесписочной численности занятых на МП, объему инвестиций в основной капитал МП (рост в 2 раза, 1-е место в России), приросту поступлений единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (более чем на 50 %), приросту оборота МП. Доля занятых на малых предприятиях области в общей среднесписочной численности занятых увеличилась до 20 %. В основных выводах доклада подчеркивается, что в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост. Зафиксирован рост на 4,5 % количества зарегистрированных малых предприятий. Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых. Рост объемов оборота МП за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. вырос на 5,6 %. Представленный доклад продолжает серию отчетов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ.

13. Перспективы развития малого предпринимательства. Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки. Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой Организации. По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их растущий допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти особенности относятся к пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам финансовых услуг и розничной торговле, мелкому и среднему бизнесу. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляет лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в стране пока отсутствует.

 


Информация о работе Малое предпринимательство в России